Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование устройства государственного бюджета РФ, выявление его макроэкономических функций, а также особенностей бюджетной политики РФ.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
определить сущность и структуру государственного бюджета
выявить его основные макроэкономические функции;
дать понятие дефициту бюджета и определить способы его преодоления;
проанализировать государственный бюджет РФ (2010 – 2012), поставить цели, задачи и способы балансирования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции 5
1.1Государственный бюджет: понятие, сущность, структура, функции 5
1.2 Государственный бюджет как инструмент регулирования налогово-бюджетной политики 13
Глава 2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы 21
2.1 Профицит, дефицит и методы его преодоления 21
2.2 Концепции балансирования государственного бюджета 28
Глава 3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 31
3.1 Анализ государственного бюджета 2010 – 2012гг., цели, задачи и способы балансирования 31
3.2 Государственный бюджет России на 2012-2014 годы 36
Практикум 41
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет как инструмент государственной макроэкономической политики Добавлено 28.09.2012 в 01:26

 

Курсовая работа

 по дисциплине 

Макроэкономика 

 на тему:

Государственный бюджет как инструмент государственной макроэкономической политики

 Москва 2012 год

 

 Содержание 

 Введение 3

 Глава 1. Сущность, структура  государственного бюджета и главные  макроэкономические функции 5

1.1Государственный бюджет: понятие,  сущность, структура, функции 5

1.2 Государственный бюджет как  инструмент регулирования налогово-бюджетной политики 13

 Глава 2. Дефицит и профицит  государственного бюджета. Преодоление  дефицита бюджета: цели и методы 21

2.1 Профицит, дефицит и методы  его преодоления 21

2.2 Концепции балансирования государственного  бюджета 28

 Глава 3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 31

3.1 Анализ государственного бюджета  2010 – 2012гг., цели, задачи и способы  балансирования 31

3.2 Государственный бюджет России  на 2012-2014 годы 36

 Практикум 41

 Заключение 42

 Список используемой литературы 43

 

 Введение 

 Актуальность данной курсовой  работы обусловлена тем, что  бюджет - это инструмент государственного  регулирования экономики, который  напрямую влияет на повышение  устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

 Объектом исследования является  тема «Государственный бюджет  как инструмент государственной макроэкономической политики»

 Предметом исследования служат  государственный бюджет РФ, его  макроэкономические функции, особенности  бюджетной политики РФ.

 Целью данной курсовой работы  является исследование устройства  государственного бюджета РФ, выявление его макроэкономических функций, а также особенностей бюджетной политики РФ.

 В рамках поставленной цели  необходимо рассмотреть следующие  задачи:

? определить сущность и структуру  государственного бюджета 

? выявить его основные макроэкономические функции;

? дать понятие дефициту бюджета  и определить способы его преодоления; 

? проанализировать государственный  бюджет РФ (2010 – 2012), поставить  цели, задачи и способы балансирования.

 В первой главе курсовой  работы мною было дано определение  государственного бюджета, рассмотрена его структура и основные функции.

 Во второй главе курсовой  работы мною были рассмотрены  профицит, дефицит, способы борьбы  с дефицитом бюджета, а также  концепции балансирования государственного  бюджета. 

 В третьей главе мною был представленанализ государственного бюджета 2010 – 2012гг., его цели, задачи и способы балансирования, также был рассмотрен проект бюджетной политики РФ на 2012-2014гг.

 В заключении курсовой работы  мною была выявлена важность  государственного бюджета для финансовой системы страны.

 Глава 1. Сущность, структура  государственного бюджета и главные  макроэкономические функции 

1.1 Государственный бюджет: понятие,  сущность, структура, функции 

 В формировании и развитии  экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

 Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций .

 По экономической сущности  государственный бюджет - это денежные  отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития .

 Построение бюджета основано  на соблюдении определённых принципов: 

1) Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

2) Принцип полноты означает, что  по каждой статье бюджета учитываются  все затраты и все поступления; 

3) Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;

4) Принцип гласности - это обязательное  информирование населения об  основных расходах и источниках  доходов .

 Структура бюджетной системы  той или иной страны зависит,  прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

 Самым важным источником  государственных доходов являются  различные виды налогов, которые  могут быть подразделены на  три большие категории: 

1. Налоги на расходы, в том  числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

2. Налоги на доходы частных  лиц и корпораций, в том числе  отчисления из заработной платы  на социальное страхование; 

3. Налоги на собственность, включает  разнообразные налоги на дома  и строения, сельскохозяйственные  угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

 Государственные расходы также  могут быть разделены на четыре  категории: 

1. Потребление в государственном  секторе; 

2. Государственные инвестиции, включающие  разнообразные капитальные расходы,  такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

3. Трансферты частному сектору  включающие пенсию за выслугу  лет, страхование по безработице,  льготы ветеранам и другие  платежи; 

4. Проценты по государственным  долгам .

 Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

 Структура бюджетных расходов  и доходов и удельный вес  отдельных статей в государственном  бюджете страны с рыночной  экономикой выглядит приблизительно  следующим образом: 

 Расходы: 

? затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия – 40-50%;

? затраты на хозяйственные нужды:  капиталовложения в инфра-структуру,  дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление  государственных программ – 10-20%;

? расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%;

? административно-управленческие  расходы: содержание прави-тельственных  органов, полиции, юстиции и  прочих – 5-10%;

? платежи по государственному  долгу – 7-8%.

 Доходы:

? налоги, в том числе акцизные  сборы и таможенные пошлины,  гербовый сбор – 75-85%;

? налоговые поступления: доходы  от государственной собственно-сти,  государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5-8%;

? взносы в государственные фонды  социального страхования, пен-сионный,  страхования от безработицы –  10-12% .

 Основное назначение бюджета  заключается в том, что он  позволяет аккумулировать финансовые  средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

 Общественные функции: 

1. Контрольная функция.Бюджет позволяет  осуществлять контроль над действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния  экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

 Данная функция бюджета в  разных странах реализуется по-разному.  Она зависит от того, насколько  развиты процедуры участия граждан  и их представителей в разработке  закона о бюджете и контроле  над его исполнением. Важное  значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция. В условиях  рыночной экономики основным  инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

 Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

 Влияние бюджета не ограничивается  государственным сектором экономики  и выходит далеко за его  пределы. Регулирующее влияние  оказывают не только бюджетные  расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

 Названные функции бюджета  носят объективный характер и  имеют место в любой стране  мира, независимо от уровня развития  демократических институтов и  характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов .

 Функции государственного бюджета как экономической категории:

1.Распределительная (перепаспределительная). Благодаря распределительной функции  происходит концентрация денежных  средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

 Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

 Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что  в отношения с бюджетом вступают  почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Информация о работе Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике