Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование устройства государственного бюджета РФ, выявление его макроэкономических функций, а также особенностей бюджетной политики РФ.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
определить сущность и структуру государственного бюджета
выявить его основные макроэкономические функции;
дать понятие дефициту бюджета и определить способы его преодоления;
проанализировать государственный бюджет РФ (2010 – 2012), поставить цели, задачи и способы балансирования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции 5
1.1Государственный бюджет: понятие, сущность, структура, функции 5
1.2 Государственный бюджет как инструмент регулирования налогово-бюджетной политики 13
Глава 2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы 21
2.1 Профицит, дефицит и методы его преодоления 21
2.2 Концепции балансирования государственного бюджета 28
Глава 3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 31
3.1 Анализ государственного бюджета 2010 – 2012гг., цели, задачи и способы балансирования 31
3.2 Государственный бюджет России на 2012-2014 годы 36
Практикум 41
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 Рис.2 Налоговое бремя и встроенные  стабилизаторы 

 Наклон ломаной кривой Т  на каждом из ее участков  зависит от ставки налога (t). Налоговые  поступления при каждом уровне  дохода определяются по формуле: Yх t = T. Например, если доход (У)  составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка и кривая Т становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид. В точке E - сбалансированный бюджет, т. е. Т = G.

 По мере спада производства  уменьшается реальный выпуск, налоговые  поступления автоматически также  уменьшаются. Ведь с меньших  доходов платится и меньше  налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики - основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

 Напротив, во время бума (подъема)  в экономике налоговые поступления  автоматически возрастают – все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (то есть колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - бороться с перегревом экономики, с инфляцией.

 Экономисты-теоретики положительно  оценивают роль недискреционной,  или автоматической, налогово-бюджетной  политики, полагая, что она в  послевоенный период играла роль  стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.

 И все-таки надо подчеркнуть,  что встроенные стабилизаторы  не могут вообще на 100% предотвратить  нежелательные колебания совокупного  спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

 На практике правительства  промышленно развитых стран проводят  комбинированную налогово-бюджетную  политику, сочетающую дискреционные  и недискреционные методы .

 Глава 2.Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы.

2.1. Профицит, дефицит и методы  его преодоления 

 Разница между доходами и  расходами государства составляет  сальдо (состояние) государственного  бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

? когда доходы бюджета превышают  расходы (Т > G), сальдо бюджета  положительное, что соответствует  излишку (или профициту) государственного  бюджета; 

? когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

? когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо  бюджета отрицательное, т.е. имеет  место дефицит государственного  бюджета. 

 Графически изобразить дефицит  и профицит можно следующим  образом: 

 

 Рис.3 Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G - государственные расходы; 

 Т - налоговые поступления; Y - доход. 

 В точке E - сбалансированный  бюджет, т. е. налоговые поступления  равны государственным расходам (T = G).

 На разных фазах экономического  цикла состояние государственного  бюджета разное. При спаде доходы  бюджета сокращаются (так как  сокращается деловая активность  и, следовательно, налогооблагаемая  база), поэтому дефицит бюджета  (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

 Профицит – превышение доходов  над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

 В реальной действительности  расходная часть, как правило,  превышает доходную. Возникновение  бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: 

? спад общественного производства;

? массовый выпуск "пустых" денег; 

? чрезвычайные обстоятельства (стихийные  бедствия);

? излишне, неоправданно раздутые  социальные программы; 

? высокие военные расходы; 

? огромные непроизводительные  расходы, хищения; 

? истощение месторождений полезных ископаемых;

? оборот "теневого" капитала  в огромных масштабах. 

 Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным  экономическим категориям" типа  инфляции, кризиса, безработицы.  Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, т.к. природа дефицита, его качество может быть различным. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

 Мировая практика знает четыре  основных способа преодоления  дефицита бюджета: 

1. Сокращение бюджетных расходов;

2. Изыскание источников дополнительных  доходов; 

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных  денег, используемых для финансирования  государственных расходов;

4. Одалживание денег у граждан,  банков, хозяйственных организаций,  других государств и иностранных  государственных организаций.

 Сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного  дефицита – внешне самый простой,  а реально самый болезненный.  Урезание социальных программ, пособий  и трансфертов обычно ведет  к росту напряженности в обществе  и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

 Изыскание источников дополнительных  доходов. Конечно, самый лучший  способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

 Однако реально решить такую  задачу крайне трудно. Конечно,  можно пытаться повышать налоги  или пошлины. Но этот путь  опасный. Экономическая наука  давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

 Причин тому две: 

? люди теряют интерес к труду,  если слишком большая доля  их заработков отбирается государством;

? люди начинают прятать свои  доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются .

 Теневая экономика – сфера  деятельности, доходы от которой  укрываются от налогообложения. 

 Такую картину хорошо иллюстрирует  график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 4).

 Прямая на графике – гипотетическая  кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма  налоговых поступлений в бюджет  при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

 

 Рис. 4 Кривая Лаффера - модель  налоговой политики 

 Но если ни какие меры  в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

 Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ пополнения бюджета – выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику – он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

 Причина проста – общенациональный  рынок немедленно определяет  истинную цену этим деньгам.  На их появление он реагирует  скачком цен или исчезновением  товаров с прилавков. Поэтому  выигрыш бюджета от избыточной  эмиссии денег оказывается очень  недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

 Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:

 Расходы на покупку товаров  и услуг + Трансферты = Поступления  + Займы налогов и пошлин.

 У кого же государство может взять деньги взаймы?

 Прежде всего, у населения  своей страны (внутренний долг),государство  выпускает ценные бумаги (государственные  облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам  и фирмам) и полученные средства  использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

 Государственные ценные бумаги  – это обязательства государства  вернуть одолженную сумму плюс  процент за использование этих  денег. 

 Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

 Но по долгам надо платить.  Очевидно, что население не будет  покупать государственные облигации,  если они не будут приносить  дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

 Парадоксально, но этот способ  в долгосрочном периоде не  является неинфляционным. Два американских  экономиста Томас Саржент (лауреат  Нобелевской премии) и Нейл Уоллес  доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Информация о работе Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике