Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование устройства государственного бюджета РФ, выявление его макроэкономических функций, а также особенностей бюджетной политики РФ.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
определить сущность и структуру государственного бюджета
выявить его основные макроэкономические функции;
дать понятие дефициту бюджета и определить способы его преодоления;
проанализировать государственный бюджет РФ (2010 – 2012), поставить цели, задачи и способы балансирования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции 5
1.1Государственный бюджет: понятие, сущность, структура, функции 5
1.2 Государственный бюджет как инструмент регулирования налогово-бюджетной политики 13
Глава 2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы 21
2.1 Профицит, дефицит и методы его преодоления 21
2.2 Концепции балансирования государственного бюджета 28
Глава 3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 31
3.1 Анализ государственного бюджета 2010 – 2012гг., цели, задачи и способы балансирования 31
3.2 Государственный бюджет России на 2012-2014 годы 36
Практикум 41
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

2. Контрольная функция. Позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений .

 Функции государственного бюджета  как финансового плана: 

1. Перераспределение ВВП. Распределительная  функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП;

2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики. С  помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

3. Финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной  политики государства. Важное  значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

4. Контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль над финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается .

 Таким образом, функции государственного  бюджета условно можно разделить  на 3 категории: 

? общественные функции (контрольная,  информационная, институализация общественных предпочтений, регулирующая);

? функции государственного бюджета  как экономической категории  (распределительная и контрольная);

? функции государственного бюджета  как финансового плана (перераспределение  ВВП, государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

 Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

1.2. Государственный бюджет как  инструмент регулирования налогово-бюджетной политики

 Фискальная (налогово-бюджетная)  политика – меры, которые предпринимает  правительство с целью стабилизации  экономики с помощью изменения  величины доходов и/или расходов  государственного бюджета. 

 Налогово-бюджетную политику  принято подразделять на 2 типа:

? дискреционная (гибкая)

? стимулирующая 

? сдерживающая 

? недискреционная (автоматическая).

 Дискреционная налогово-бюджетная  политика - это сознательное манипулирование  законодательной властью, налогообложением  и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

 В этом определении важно  обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

 Все эти меры оказывают  воздействие, как на совокупный  спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее – в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода:

? мультипликатор государственных  расходов (мультипликатор Кейнса);

? мультипликатор налогов; 

? мультипликатор сбалансированного  бюджета. 

 Рассмотрим график «кейнсианского  креста», показывающего установление  равновесия национального дохода.

 

 Рис.1 Влияние государственных  расходов и налогообложения на  равновесный уровень дохода

 Мультипликатор государственных  расходов.

 Увеличение государственных  расходов и/или снижение налогообложения  сдвигают вверх линию C + I + G + NX, и ведет к росту дохода до  уровня Y'. Снижение государственных  расходов и/или увеличение  налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX, и ведет к снижению дохода до уровня Y".

 Так, если правительство приняло  решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается  это за счет средств бюджета), то линия С + / + G + NX переместится выше, в положение (С + I+ G + NX)'. Например, ?G = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (k) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: ?Y = ?G х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

 Если же экономика «перегрета»,  то правительство может снизить  уровень государственных расходов. График совокупных расходов при  этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX)".

 Мультипликатор налогов. 

 Стабилизировать совокупный  спрос на уровне, соответствующем  полной занятости, можно и другим  способом. Речь идет о манипулировании  налогообложением. Например, государство  вводит аккордный налог, т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

 Что  произойдет с расходами на  потребление и сбережение после  введения этого налога? Естественно,  если уменьшится располагаемый  доход (Y-Т), то сократятся и  потребление, и сбережение. Потребление  уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. ,т.к., если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл. Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл. В итоге произойдет уменьшение дохода: ?Т х МРС х k = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (см. рис. 1) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода, учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход.

 Итак, правительство  при борьбе со спадами может,  как увеличивать государственные  расходы, так и снижать налоги.

 Что  же сильнее воздействует на  экономику? В нашем примере  наглядно видно, что больший  стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У - Т). (На рис. 1 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

 Мультипликатор  сбалансированного бюджета 

 Как следует из вышеизложенного,  повышение налогов и увеличение  государственных расходов действуют  на экономическую конъюнктуру  разнонаправленно: первое приводит  к уменьшению реального выпуска  (или дохода), а второе из указанных  мероприятий правительства приводит к его повышению. Что же произойдет в экономике, если одновременно с увеличением государственных расходов на точно такую же величину повысить налоги, чтобы государственный бюджет оставался сбалансированным?

 Допустим, как в предыдущем  примере, правительство увеличивает государственные расходы на ?G, например, на 20 млрд. долл. и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (?Т). Допустим также, что предельная склонность к потреблению (МРС) по-прежнему равна 0,8. Прирост государственных расходов благодаря мультипликатору вызовет пятикратный прирост выпуска: ?G х k = ?Y или 20 млрд. долл. х 5 = 100 млрд. долл.

 Но изменение налогов воздействует  на изменение дохода, как мы  видели выше, несколько сложнее.  Пусть ?Т (аккордный налог) по-прежнему  равен 20 млрд. долл. и МРС составляет 0,8. Следовательно, мультипликатор остается равным 5. При этом потребление сократится на 16 млрд. долл. (20 х 0,8). А реальный выпуск сократится на величину 80 млрд. долл. (16 х 5). Итак, мы пришли к этому результату, умножив увеличение налогов на предельную склонность к потреблению, а затем – на мультипликатор расходов (?Т х МРС х k).

 При этом мы не указали  знака, с которым следует обозначать  изменившийся объем выпуска. В  случае увеличения налогов произойдет  уменьшение дохода на -80 млрд. долл. Отношение ?Y/?T называется налоговым мультипликатором(mT). Его рассчитывают по формуле: -МРС х k, т. е. -МРС / (1 - МРС), или – MPC/MPS. В нашем примере mT составил -0,8/0,2 = -4. Мы видим, что налоговый мультипликатор mT привел к сокращению дохода: 20 млрд. долл. х -4 = -80

 Итак, каков же общий результат  одновременного увеличения государственных  расходов и налогов? Прирост  ?G на 20 млрд. долл. привел к росту  дохода на 100 млрд. долл.; в свою  очередь, прирост ?Т на 20 млрд. долл. привел к сокращению дохода на 80 млрд. долл. В итоге получаем: 100 - 80 = 20.

 Теперь мы можем сформулировать  известную теорему Хаавельмо:  увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов  для балансирования бюджета, вызовет  рост дохода на ту же самую величину. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен независимо от величины МРС. В нашем примере мультипликатор государственных расходов был равен 5, а налоговый мультипликатор составил величину -4. Сложив эти два показателя, мы и получили 1.

 Итак, дискреционная стимулирующая  налогово-бюджетная политика предполагает  рост государственных расходов  и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая  налогово-бюджетная политика предполагает  снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

 Стимулирующая политика, как  отмечалось выше, может сопровождаться  бюджетным дефицитом, т.е. превышением  текущих расходов государства  над доходами. Она проводится  с целью борьбы со спадами  и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о лагах.

 Правительство, принимая решение  о проведении дискреционной фискальной  политики (т. е. сознательно изменяя  величину государственных расходов  или ставок налогов), должно ясно  представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

 Но даже если государство точно определило, что в экономике начался спад, нужно еще время, чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.

 Итак, фактор времени осложняет  дискреционную налогово-бюджетную  политику. Но этого недостатка  лишен другой тип макроэкономической  политики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

 

 Автоматическая налогово-бюджетная  политика - это автоматические изменения  в уровне налоговых поступлений,  независимые от принятия решений  правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т. е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 2 можно увидеть механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

Информация о работе Госудаственный бюджет и его роль в макроэкономике