Характеристика рынка чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях чистой, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
I. Характеристика рынка чистой конкуренции………………………………… 4
1.1. Основные признаки чистой конкуренции…………………………………. 4
1.2 Преимущества и «провалы» чистой конкуренции………………………….7
II. Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции……………………… 13
2.1 Спрос на продукт фирмы. Предельный и средний доход………………… 13
2.2 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…………………………………………………………………………….15
2.3 Выбор объема производства на краткосрочном периоде и долгосрочном периоде……………………………………………………………………………. 18
2.4 Предложение отрасли в долгосрочном периоде…………………………… 25
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку на чистое общественное благо нет частного платежеспособного  спроса, так как его можно получит, не заплатив, то частный сектор не станет такое благо производить. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны поставляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения.

    1. Рыночный механизм порождает «внешние эффекты».

Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они взаимосвязаны с функцией полезности и производственной функцией. Например, шум от аэропорта, нарушающий покой жителей близлежащих поселков. Такого рода эффекты называются отрицательными, поскольку они навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых ими благ и ресурсов.

Приносящие пользу внешние  эффекты называются положительными, или создающими экономию, и характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют их растения.

Проблему в экономике  и обществе чаще всего создают именно отрицательные внешние эффекты, поскольку они порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счет других.

Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. С этой целью еще в начале XX в. Английский экономист А. Пигу предложил специальный инструмент, вошедший в экономическую науку как «налог Пигу»1. Правда позднее (1960 г) идея вмешательства государства в разрешение экстернальных конфликтов была поставлена под сомнение Р. Коузом .

Однако, «теорема Коуза» описывает только идеальное состояние, в силу чего роль государства в  учете экстернальных эффектов и  охране окружающей среды нельзя ставить  под сомнение.

    1. Механизм рынка одновариантен с точки зрения распределения доходов.У него один критерий, одна этика распределения: любой доход, полученный в условиях конкурентной борьбы, считается справедливым. Чисто рыночное распределение не может считаться справедливым, прежде всего в том смысле, что не обеспечивает человеку реализации его неотъемлемого права – права на доход, гарантирующий достойное существование. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, перераспределения доходов также крайне необходимо.
    2. Рыночный механизм не решает региональных проблем(во всей их совокупности – экономических, демографических, социальных, экологических и др.).

В таких случаях государство  должно проводить соответствующую  региональную политику. Задачи этой политики могут быть разнообразными:

    • Сокращение сравнительно высокого уровня безработицы;
    • Предоставление дополнительных льгот и специальных субсидий предприятиям и органам власти неблагополучных регионов;
    • Сохранение местной культуры;
    • Приведение в соответствие численности населения и состояния окружающей среды в регионе.
    1. Рынок не обеспечивает устойчивость макроэкономического равновесия. В особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда – необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.
    1. Механизм рынка не в состоянии реализовать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятельности со стороны государства является объективной необходимостью. Ограничения внешней торговли, приводят к потерям для всего мирового сообщества, но правительства отдельных стран мыслят в категориях национально - государственных интересов. Поэтому от регулирования внешнеэкономических связей и введения тех или иных ограничительных мер отдельные страны могу получать определенный выигрыш.
    2. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения механизма ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.

Таковы основные функции  государства в системе рыночного  хозяйства, которые мы вывели из «провалов» рынка.

 

 

 

2.  Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции

 

2.1 Спрос на продукт  фирмы. Предельный и средний  доход

Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.2).

    

Это значит, что конкурентная фирма  может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3). Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта.

    

Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение – точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Но при любой цене, превышающей Р0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену Выше Р0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.

Предельный и средний доходы

Совокупный доход R, получаемый фирмой, равен цене продукта Р, умноженный на количество проданных единиц Q:

R(Q)=PQ

Доход записывается как R(Q), а не просто как R, потому что его размер зависит от объема выручки продукции. Предельный доход MR представляет собой его приращение R(Q) в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу Q: MR= R(Q)/ Q.

Наконец, средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции: AR=R(Q)/Q

 

2.2 Равновесие и предложение  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде.

  

  Краткосрочным периодом называют  такой период, в течение которого  производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов.

   Конкурентная фирма в  краткосрочном периоде располагает  неизменным капиталом и пытается  максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).

   Равновесное положение фирмы  – это позиция фирмы на рынке,  при котором она достигает  своей цели, т.е. максимизирует  прибыль.

Равновесие при совершенной  конкуренции в коротком периоде  достигается в случае, когда предложение  отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравнивается при цене, которая определяется рынком, т.е. когда  объемы спроса и предложения равны. Под воздействием "невидимой руки", т.е. рыночных цен, формирующихся в условиях конкуренции, производство осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, производитель эффективно использует ресурсы. Чем больше объем производства, тем больше доходов он получает. Тем самым производитель заинтересован в полном использовании всех факторов производства. Поскольку цены заданы рынком, производители совершенно конкурентной отрасли могут лишь изменять объемы производства, стремясь к максимизации прибыли. Повышение прибыли за пределы нормальной может быть достигнуто, в частности, за счет научно-технического прогресса, что практически невозможно в краткосрочный период.

Общее число предприятий  в отрасли остается неизменным. Будем  считать, что объем производства равен объему продаж.

Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q): TR=P*Q

Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П.=TR-TC (TC-издержки) Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется  убытками. Величина убытков положительна.

     Равновесный  выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы  максимальна. В состоянии равновесия  фирмы предельная выручка равна  предельным издержкам и рыночной  цене продукта: MR=MC=P

    

На рис.5 (а) кривая выручки  конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.5 (б)).

Если выпуск фирмы  лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.5 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.5 равновесный выпуск обозначен через Q*.

Если выпуск фирмы  меньше равновесного значения Q*, то касательная  к кривой общих издержек имеет  меньший наклон к оси абсцисс, чем кривая выручки, то есть предельные издержки меньше цены продукта. В этом случае увеличение выпуска на единицу увеличивает прибыль фирмы. Если же выпуск больше равновесного значения, предельные издержки больше цены продукта и целесообразно сокращать выпуск.

Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.

В случае продолжения  производства убытки фирмы будут  равны разности общих издержек и выручки:

TC - PQ, где Q – равновесный объем производства.

В случае прекращения  производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:

     TC – PQ > FC, отсюда P < AVC, где AVC – средние переменные издержки.

     Таким образом,  убыточной конкурентной фирме  целесообразно прекращать производство  в случае, когда рыночная цена  продукта опускается ниже минимального  значения средних переменных  издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек.

 




Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального  предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене P (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть:

P = MC (S).

Таким образом, функция  предельных издержек устанавливает  взаимно однозначно соответствие между  ценой продукта и объемом предложения. Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь  кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рис.6. При выпуске Q1достигается минимум средних переменных издержек, равный P1, а при выпуске Q2 – минимум средних издержек, равный P2. Если рыночная цена продукта меньше P1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от P1 до P2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше P2, то фирма получает прибыль.

 

2.3 Выбор объема производства  на краткосрочном периоде и  долгосрочном  периоде.

Как следует выбирать руководителю фирмы, максимизирующей  прибыль, объем выпуска продукции  на краткосрочный период при фиксированном  размере капитала? Здесь мы рассмотрим, как фирма может  использовать информацию  о доходах и издержках, чтобы принять решение  по объему  выпуска продукции, максимизирующее прибыль.

    • Выбор объема производства на краткосрочном периоде

Кривая спроса для  фирмы на конкурентном рынке представляет собой горизонтальную линию, и, таким образом, предельный доход и цена равны: MR=P. Следовательно, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы в выборе такого объема выпуска продукции, чтобы цена равнялась предельным издержкам.

Информация о работе Характеристика рынка чистой конкуренции