Характеристика рынка чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях чистой, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
I. Характеристика рынка чистой конкуренции………………………………… 4
1.1. Основные признаки чистой конкуренции…………………………………. 4
1.2 Преимущества и «провалы» чистой конкуренции………………………….7
II. Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции……………………… 13
2.1 Спрос на продукт фирмы. Предельный и средний доход………………… 13
2.2 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…………………………………………………………………………….15
2.3 Выбор объема производства на краткосрочном периоде и долгосрочном периоде……………………………………………………………………………. 18
2.4 Предложение отрасли в долгосрочном периоде…………………………… 25
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимым элементом  рыночного механизма является конкуренция. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях чистой, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

На таком рынке конкуренция  представляет собой регулирующую его  силу. Она обеспечивает гибкость экономики  в целом, помогает не только сохранять  ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. Она через установление соответствующих цен сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создается тождество (единство) частных и общественных интересов - через формирование средней прибыли. Стремление увеличивать свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов.

Мне хотелось бы уяснить  при изучении этого вопроса, почему совершенная конкуренция невозможна изначально, что можно сделать  или изменить, чтобы она стала реальностью. Но для этого необходимо разобраться в таких аспектах, как условия ее возникновения, состояние спроса и предложения в разные периоды времени и т.д.

 

 

 

 

1.Характеристика рынка чистой конкуренции.

Чистая, совершенная или свободная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

 

1.1. Основные  признаки чистой конкуренции.

1. Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и самостоятельно трудиться; может нанять работников и стать, по терминологии К. Маркса, капиталистом; купить акции или облигации любой компании; положить деньги в банк и получать соответствующие проценты; инвестировать финансовые средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать ренту. Модели свободного рынка присущи любые формы собственности, кроме государственной, и индивид имеет возможность выбрать любую из них. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Всякий владелец денег имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Если изменяется спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей  в более прибыльные. Когда участники конкуренции вкладывают свои деньги в какой-то актив, например в акции то делают они это не просто так, а ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могу лишь в том случае, если в результате перемещения их капитала растёт производство и объём продаж. Возможно, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные технологии, формы организации производства и т. д.

3.Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях. Совершенная информация означает выполнение следующих требований:

  • Покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка действуют в соответствии с ценовыми сигналами;
  • Нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.

Без перечисленных требований субъекты экономической деятельности не в состоянии сделать рациональный выбор: между покупкой дома и приобретением акций; между вложением денег в ценные бумаги разных компаний; при покупке потребительских товаров и т. д.

4. Абсолютная однородность одноименных товаров. Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители друг друга и выбирают продавца  исходя исключительно из цены его товара. Поскольку продукция фирм не различима и гомогенна, ни один покупатель не желает платить той или иной фирме цену большую, чем он заплатит её конкурентам. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него  и покупают товар у конкурентов. Поскольку цены одинаковы, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы приобретать.

Однородность одноименных товаров  недостижима, если существуют реальные или мнимые различия между ними (даже такие, как упаковка, цвет, марка товара, местонахождение фирмы, репутация продавца). Все эти и другие различия могут ставить продавца в привилегированное( монопольное) положение, поэтому повышение им цены не обязательно приведет к потере клиентов. В случае если продукт не однороден, а дифференцирован, то кривая спроса фирмы будет иметь отрицательный наклон.

5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал ( так же, как и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. Каждый же в отдельности производитель продает свой товар по одной и той же, не зависящей  от него рыночной цене, поэтому графически кривая спроса на продукцию отдельного рыночной цене, поэтому графически кривая спроса на продукцию отдельного производства абсолютно эластична. Если бы фирма установила цену выше рыночной, то её товар никто не покупал бы; напротив, если она станет продавать по более низкой цене, чем рыночная, то доход от продаж не будет максимизирован, потому что на конкурентном рынке любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене.

Таким образом, в модели совершенной  конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся  в этих условиях фирму часто называют ценополучателем. Её выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска.

В системе свободного рынка исключены  инфляция, безработица, производство и  другие  явления экономического неравновесия.

Такова совокупность условий рынка чистой конкуренции. Однако одновременно эти пять условий на практике никогда не соблюдаются, и поэтому чистая конкуренция – это прежде всего аналитическая модель.

6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

7.Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие).

8. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

9. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

  • Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие         особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют      конкурентные рынки.
  • Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
  • Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.

 

1.2 Преимущества и «провалы» чистой конкуренции.

Модель совершенной  конкуренции дает возможность раскрыть прежде всего политические преимущества свободной рыночной системы.

Один из наиболее важных политических аргументов в пользу свободной  конкуренции состоит в том, что множественность покупателей и продавцов на рынке, делающая структуру рынка атомистической, децентрализирует и распыляет силы.

Другое преимущество конкурентного рыночного процесса,  состоит в том, что он решает экономические  проблемы обезличенно, а не путем личного участия предпринимателей и государственных чиновников. Действительно, нет ничего более раздражающего, чем невозможность достичь желаемой цели из–за решений конкретных  лиц или организаций. Напротив, никто не станет возмущаться препятствиям, создаваемым игрой конкурентных рыночных сил.

Наконец, третьим политическим достоинством конкурентного рынка, является свобода выбора. Любой участник рынка волен свободно выбирать любое занятие или профессию, делать любые закупки, принимать другие решения без каких – либо ограничений, кроме личных талантов и умений и способности собрать требуемую сумму капитала.

Наряду с политическими  выгодами конкурентная система отличается высокой экономической эффективностью.

Прежде всего, рынок чистой конкуренции – это регулятор общественного производства, поскольку позволяет решать ряд специфических экономических задач:

  • Достигать сочетания экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш(«излишек») тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены рановесия. Следовательно, свободный рынок дает механизм равновесной цены;
  • Ориентировать всю экономику, охваченную рынком, на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система работает на одну цель – на конечные потребности человека

Эффективное распределение  редких ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей обеспечивается при условии, когда  цена равна предельным издержкам, то есть издержкам производства последней единицы продукции. Это равенство означает, что фирмы будут увеличивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене производимого товара, за которую его удалось продать.

Однако в своей жизнедеятельности  общество встречается с множеством других проблем, решать которые рынок  не может. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка  в буквальном их понимании. Речь, скорее, идет о том, что рынку не принадлежит, по самой его природе. Поэтому в экономической литературе такого рода явления выражаются понятием «фиаско» («провалы») рынка.

Там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно «провалами» рынка.

Социально – экономические  проблемы, которые не подвластны рынку.

    1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег(рублей, долларов, гривен, фунтов и т.д., т.е. так называемых центральных денег).Следовательно, первая и ведущая функция государства – организация денежного обращения в стране. Это естественна монополия государства. Однако это особая монополия – монополия на выпуск денег и регулирование денежной массы в строгом соответствии с другими параметрами экономики, а не контроль за денежными обращениями.
    2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворении потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. Дело в том, что люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но платежеспособного спроса на них они не предъявляют. По этой причине производители, занятые в рыночных секторах экономики, не могу их производить. Такие товары и услуги получили название «общественных благ». Это блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат.

К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, уличное освещение и т.п.

Это так называемые «чистые» общественные блага. Но есть блага, которые  могут иметь черты и общественного, и частного блага. Они называются «смешанными»:образование, здравоохранение, парки, дороги и т.п., и встречаютя значительно чаще, чем чистые общественные блага.

Информация о работе Характеристика рынка чистой конкуренции