Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:43, реферат
Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
Введение
Положение Республики Беларусь в Мире
Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
Региональные приоритеты РБ.
Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии
Заключение
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Экономические теории»
Реферат на тему: Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона
Выполнила: студентка группы 103212
Минск 2013
Содержание:
Введение
Заключение
Введение
Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.
Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
Республика Беларусь является полноправным членом международного сообщества. Ее открытость и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени предопределяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках.
Так, в 2010 году доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила 54,6 процента (по данным 2009 года этот показатель в России составил 28 процентов, Польше – 40, Украине – 46, Германии – 41, Франции – 23, Италии – 19 процентов).
Республика Беларусь превышает объемы мирового производства на душу населения таких стратегически важных продуктов, как минеральные удобрения в 10,3 раза, сталь – в 1,3, цемент – в 1,2, электроэнергия – в 1,1 раза. По производству минеральных удобрений на душу населения Беларусь опережает страны Европейского союза почти в 9,5 раза, страны СНГ – в 3,6 раза.
Производство молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,3 раза больше, чем в странах Европейского союза, и в 8,4 раза – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза.
Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.
В связи с этим на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.
Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.
Беларуси необходимо расширить присутствие на традиционных для страны рынках, активно осваивать относительно новые рынки Южной Америки, Азии и других стран.
По прогнозу МВФ, в 2011–2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, в том числе Польше – на 20,7, Нидерландах – 7,2, Германии – 9,4, России – на 24,4, Великобритании – 10,4, Украине – 28,8, Казахстане – на 31,5 процента.
Наиболее тесно социально-экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка позволит устойчиво развиваться экономикам названных стран.
2. Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика -
по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие.
Поэтому отправной точкой для определения базового постулата
внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных
геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший
период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске
и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно
найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие
собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части
белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического
притяжения ЕС.
Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от
ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией,
уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от
конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе - все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого
момента ее провозглашения.
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется
принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают
как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика
расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
независимого государства;
структурами и организациями;
безопасности, свободных от «разделительных линий»;
системы ООН.
Республика Беларусь - одно из немногих на постсоветском пространстве
государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных
конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.
3. Региональные приоритеты РБ.
Надо признать, решение большинства белорусских проблем
невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи
алгоритмы их решения для небольшой страны.
Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо:
белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства;
вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий;
Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем
порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.
Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные
стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики
и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная
ориентация Беларуси помогла:
проектов Европейского Союза на Востоке континента.
Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые
постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:
мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации
России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной
идеологической ориентации на русскую оппозицию;
несмотря на начавшийся в России экономический рост;
развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским гигантам технологий;
Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,
Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время
внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.
Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,
как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия.
Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с
Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,
экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет
каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.
Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.
В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает
всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь
заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас
с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается
прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они
уделяют развитию экономических отношений.
Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в
качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения
России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться
под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной
поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в
идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со
странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может
отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей