Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:43, реферат
Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
Введение
Положение Республики Беларусь в Мире
Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
Региональные приоритеты РБ.
Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии
Заключение
После провозглашения независимости стран Балтии эти государства начали действовать на международной арене как суверенные, самостоятельные субъекты, строя международные отношения с другими государствами и организациями международного сообщества на качественно новой основе.
Еще во времена "холодной войны" в статье "Америка и российское будущее", опубликованной в журнале "Foreign Affairs", Дж. Кеннан предложил комплекс предпосылок для истинного примирения между Россией и Западом. Один из его пунктов заслуживает особого внимания: "Балтийские страны никогда снова не должны быть принуждены против самых сокровенных желаний их народов вступать в какие-либо отношения с Российским государством". Данное высказывание свидетельствует о высоком интересе Запада к этим государствам и одновременно об их значительной роли в европейской политике на современном этапе.
Стратегическое положение стран Балтии оценивается аналитиками неоднозначно. Точнее, существует две основных оценки стратегической ценности стран Балтии. Первая точка зрения сводится к тому, что территория Латвии, Литвы и Эстонии сыграет роль буфера для Запада в случае столкновения с Востоком. Сторонники второго подхода считают, что страны Балтии являются транзитным районом, своего рода связующим звеном между Западной и Восточной Европой, северной ее частью и южной.
В работе "Стратегия внешней политики и безопасности Литвы", подготовленной совместно группой исследователей Центра стратегических и международных исследований Вашингтона и Вильнюсского института международных отношений и политических наук, опубликованной в журнале "Lithuanian foreign policy review" в 2002 г., отмечается, что важность региона Балтийского моря определяется тремя основными факторами. Первый фактор заключается в том, что этот регион формирует ядро северного центра Европы и связывает три региона — Скандинавию, Центральную и Северо-Восточную Европу. Во вторых, Балтийский регион — это важная зона транснационального сотрудничества, которая соединяет разные страны, этносы, культуры, социальные системы и обеспечивает основу для более обширного и интенсивного сотрудничества, гармонизации и интеграции. В-третьих, регион Балтийского моря - это исходная геополитическая и экономическая территория, где Россия встречается с Западом (Европейским союзом и НАТО), которые в данный момент расширяются.
После провозглашения суверенитета перед странами Балтии встал вопрос определения их внешнеполитической стратегии. Первоначально приоритетным направлением во внешней политике трех государств было региональное сотрудничество, тесная кооперация между Латвией, Литвой и Эстонией. Однако после принятия решения Евросоюза в 1993 г. о возможном полноправном членстве ассоциированных участников ЕС при условии их соответствия критериям Европейского союза страны Балтии взяли курс на интеграцию в европейские структуры.
Основными документами, определяющими национальные внешнеполитические стратегии стран Балтии, являются Концепция безопасности Латвийской Республики (май 1997 г.), Закон "Об основах национальной безопасности Литовской Республики" (декабрь 1996 г.) и Концепция национальной безопасности Эстонской Республики. В данных документах закреплены основные приоритеты внешней политики стран Балтии, которые во многом схожи.
В Законе "Об основах национальной безопасности Литовской Республики" в главе V под названием "Основные положения внешней политики Литвы по обеспечению безопасности" говорится, что "главной целью внешней политики Литвы является интеграция Литовской Республики в европейские и трансатлантические структуры, а также обеспечение гарантий международной безопасности". Отмечается необходимость укрепления и поддержания добрососедских отношений со всеми странами на основе принципа справедливости и равенства, равно как и всеми признанных норм и принципов международного права.
Согласно Концепции безопасности Латвийской Республики в основные задачи политики обеспечения внешней безопасности входят: интеграция в европейские и трансатлантические политические, экономические, оборонные структуры, а также структуры по безопасности, прежде всего - в ЕС и НАТО; поддержание дружественных отношений со всеми соседними государствами, включая Россию и Беларусь; сотрудничество с наиболее надежной организацией по безопасности и обороне в Европе - НАТО; реализация возможности совместных действий и постепенное принятие обязательств полноправного государства-участника".
Среди приоритетов Эстонии, закрепленных Концепцией национальной безопасности Эстонской Республики, указываются интеграция и сотрудничество с европейскими и трансатлантическими структурами, развитие добрососедских отношений со всеми государствами в Европейском и Трансатлантическом регионе на основе взаимных интересов.
Таким образом, внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами; позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; развитие регионального сотрудничества.
Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе. В реализации данного приоритета балтийские государства добились значительных успехов.
Добрососедские отношения для стран Балтии важны как основное условие обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также для доказательства того, что эти страны есть "мост" между Востоком и Западом Европы. В вышеупомянутой работе "Стратегия внешней политики и безопасности Литвы" говорится: "Литва может играть лидирующую роль в безопасности Балтийского и Центрально-Европейского региона, путем дальнейшего сотрудничества с Россией и Беларусью и уменьшения возможности дестабилизации".
Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. Литовский исследователь А. Грицус отмечает: "Соседние государства, в том числе и Литва, не могут не учитывать в своей внешней политике "фактор Беларуси", особенно когда речь идет об обеспечении безопасности"23. В одном из своих выступлений в 1997 г. Президент Латвийской Республики Г. Улманис отметил: "Латвия всегда обращала внимание на вопросы безопасности. Существенная и иногда даже решающая роль принадлежит именно соседним отношениям. Отношения с Россией и Беларусью важны в этом контексте"24.
В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.
Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.
Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска.
Одной из таких попыток была Вильнюсская конференция, организованная представителями Литвы и Польши и проходившая на высшем уровне в сентябре 1997 г. под названием "Сосуществование наций и добрососедство — гарантия безопасности и стабильности в Европе". Однако, как заметил Президент Латвии Г. Улманис, главная цель конференции — заинтересовать А. Лукашенко в укреплении демократии в Беларуси, выполнена не была.
Между Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов, встреч на высшем уровне, в том числе дипломатических представительств. Относительно внутренней ситуации в Беларуси Эстонская Республика, являясь ассоциированным членом ЕС, поддерживает позицию западноевропейских государств.
Таким образом, проведение демократических преобразований в Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой Беларусь.
С момента восстановления независимости страны Балтии начали строить национальные экономики на принципах свободного рынка и частной собственности. Усилия этих государств были направлены на восстановление торгово-экономических связей с западноевропейскими странами и США, минимизацию экономической зависимости от России. Тенденция переориентации экономик балтийских государств на западные рынки особенно усилилась после финансового кризиса в России в августе 1998 г
Тем не менее в балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для развития добрососедских отношений.
Транзит является одним из приоритетных направлений экономик стран Балтии. В статье "Балтия — трансевропейский коридор в ХХI век", подготовленной группой российских исследователей, справедливо отмечается: "Транзит как экспорт транспортных услуг стал важным элементом национальной экономики Эстонии, Латвии и Литвы и одним из главных элементов позиционирования на международной арене". Для Латвии и Литвы, владеющих такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.
Странам Балтии удалось выработать четкую европейскую стратегию и добиться значительных успехов в продвижении интересов на международной арене. Этим государствам удалось доказать, что они способны играть важную роль в деле поддержания европейской и региональной безопасности. Несмотря на то, что политический вес этих государств на данный момент невелик, потенциально ими может оказываться определенная поддержка Беларуси в европейских делах.
Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров.
В условиях некоторой изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:
Заключение
На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.
Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе.
Уже сегодня нужно найти методы преодоления негативных тенденций, препятствующих приливу иностранных инвестиций в нашу экономику, которые являются более эффективными исходя из менталитета народа, экономических условий, географического положения и правового пространства.
Развитие внешнеэкономических связей Беларуси необходимо тесно увязывать с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть адекватно решены ни политические ни социально-экономические проблемы.
Список использованных источников