Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:43, реферат

Описание работы

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Содержание работы

Введение
Положение Республики Беларусь в Мире
Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
Региональные приоритеты РБ.
Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

дилеммы может быть превращение Беларуси  в  главного  союзника  Европейского

Союза  на  постсоветском  пространстве  и,  особенно,  в   рамках   русского

политического   поля.   Выдвижение   Беларусью   инициатив   по   расширению

европейской интеграции вплоть до Владивостока   может  стать  основой  новой

внешней  политики  страны.  В  качестве  промежуточного  шага   может   быть

рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС  без  разрыва

союзных отношений с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии

 

Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.

В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:

  • географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;
  • политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;
  • экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;
  • национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;
  • экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.

Периоду провозглашения независимости Беларуси и стран Балтии и признания суверенитета друг друга предшествовал период сближения национально-демократических сил ряда стран Балтийско-Черноморского региона (Беларуси, Латвии, Литвы, Украины и Эстонии) еще до распада СССР, связанный с идеей создания Балтийско-Черноморского союза.

Сама идея Балтийско-Черноморского союза родилаь еще в 1916 г. и приобрела достаточно большую популярность среди политиков, общественных деятелей Беларуси в конце 1980-х-первой половине 1990-х гг. Ее актуальность объяснялась тем, что по отдельности перейти к государственной независимости было сложно, требовалась взаимная помощь и поддержка. Цель Балтийско-Черноморского союза в 1990-е гг. виделась в координации в области политики, экономики, культурных взаимоотношений государств.

В ноябре 1990 г. в Минске состоялись консультации между представителями национально-демократических сил. В частности, прошли переговоры между депутатами оппозиции в Верховных Советах Беларуси (Белорусский народный фронт) и Украины (Народная рада), депутатов демократического большинства Верховных Советов Литвы и Латвии, которые были посвящены обсуждению конкретных перспектив сотрудничества стран Балтийско-Черноморского региона. Отмечалось, что необходимо вместе решать вопросы о присутствии Советской Армии на территории республик и создании национальных военных объединений. По результатам встречи было принято совместное Заявление. Представители договорились внести предложения в Верховные Советы своих республик о создании консультационной комиссии и продолжении многосторонних контактов по проблемам содружества и взаимоотношений государств Балтийско-Черноморского региона. Возникли идеи различных проектов, которые могли бы расширить экономическое сотрудничество, таких, как создание страховых фондов, формирование общего рынка в регионе и т. д.

Однако проект создания Балтийско-Черноморского союза не получил официальной поддержки властей ни одной из стран региона, в том числе и в Беларуси, так и не став реальностью.

После провозглашения независимости Беларуси, Латвии, Литвы и Эстонии начался новый этап в истории их взаимоотношений.

Основным принципом внешней политики Беларуси, закрепленным еще в Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, принятой в июле 1990 г., был провозглашен нейтралитет.

Одними из первых государственных документов относительно белорусской внешней политики были Заявление Верховного Совета "О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь" и Постановление Верховного Совета "О первоочередных мерах, которые вытекают из вышеуказанного Заявления", принятые в октябре 1991 г.

Во втором документе, в частности, говорилось о необходимости:

  • вступить в переговоры с другими странами, в первую очередь с соседними, для обсуждения проблем, которые представляют общий интерес, разработки и заключения соответствующих соглашений;
  • начать переговоры с другими государствами, в первую очередь с соседними, по вопросам установления дипломатических отношений и обмена дипломатическими и консульскими представителями".

Таким образом, подчеркивалась приоритетность переговоров, заключения соглашений, установления дипломатических и консульских отношений Беларуси с соседними государствами, в том числе с Латвией и Литвой.

На 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г министр иностранных дел Республики Беларусь П. Кравченко в своем докладе представил мировому сообществу основные внешнеполитические принципы и приоритеты Беларуси. Было выделено восемь основных положений, среди которых:

  • достижение реальной независимости и суверенитета;
  • взаимодействие в создании единого экономического пространства, нового Союза суверенных государств;
  • мобилизация международной поддержки в решении чернобыльской проблемы;
  • превращение Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство;
  • включение Беларуси в общеевропейский процесс;
  • создание условий для формирования рыночных структур в Беларуси, ее экономического подъема;
  • обеспечение экологической безопасности;
  • обеспечение свободного взаимодействия культур.

Уже тогда определилась приоритетность экономического сотрудничества Беларуси со странами бывшего СССР, а вместе с тем взаимодействия и в других областях.

Страны Балтии также упоминались в докладе, но в контексте регионального сотрудничества и безопасности.

В первой половине 1990-х гг. в белорусском обществе была популярна идея "возвращения" Беларуси в Европу, основными приверженцами которой выступили национально-демократические силы.

Возвращение Беларуси в Европу действительно происходило. Республика вступала в европейские международные организации, устанавливались дипломатические отношения, политические и торгово-экономические контакты с европейскими государствами. Вышеуказанные процессы во многом способствовали налаживанию дружественных отношений Беларуси со странами Балтии, так как у них проявлялась схожесть внешнеполитических приоритетов и интересов.

Первая половина 1990-х гг. в целом характеризовалась активными дискуссиями относительно внешнеполитической ориентации белорусского государства и выработкой внешнеполитических концепций партиями Беларуси. Страны Балтии занимали в планах некоторых политических сил Беларуси приоритетное место.

Белорусский народный фронт и его лидер З. Позняк пропагандировали идею создания Балтийско-Черноморского содружества в составе Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Украины и Молдовы, что было бы верным средством достижения стабильности и равноправного сотрудничества, гарантией суверенитета в регионе. Тем не менее подчеркивалось, что идея БЧС - это не идея интеграции, в основе содружества должна находиться взаимная координация в вопросах, касающихся отношений с Востоком. Другими сферами, где возможно объединение усилий, признавались экология и обеспечение энергетическими ресурсами, в частности, речь шла о построении отдельной энергосистемы БЧС, что способствовало бы устранению зависимости стран содружества от России.

Представители Белорусской социал-демократической партии выступили с предложениями о создании новой международной организации - малого европейского сообщества, куда могли бы войти такие республики бывшего СССР, как страны Балтии, Украина и Молдова, и бывшие государства - участники СЭВ, а именно Польша, Чехия, Словакия, Румыния и Болгария. Говорилось о том, что в Центральной Европе может быть создано реальное экономическое пространство с общими таможенными правилами, безвизовым въездом-выездом граждан.

Первый период белорусско-балтийских отношений, охватывающий 1991 г. ноябрь 1996 г., характеризовался конструктивным диалогом руководства Беларуси с Латвией, Литвой, установлением торгово-экономических контактов с Эстонией. Он являлся периодом взаимного признания независимости и суверенитета друг друга, установления дипломатических отношений, формирования связей на межгосударственном уровне, определения внешнеполитических приоритетов и закрепления принципа добрососедства в двусторонних документах.

Практически все основополагающие соглашения Беларуси со странами Балтии были заключены именно в это время. В октябре 1991 г. Беларусь подписала Декларацию о принципах добрососедских отношений с Литовской Республикой, а в декабре того же года - с Латвийской Республикой. Декларации явились первыми документами, положившими начало двусторонним межгосударственным отношениям.

Межправительственным Соглашением о статусе санатория "Белоруссия" в г. Юрмала от 21 мая 1991 г. между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой и Соглашениями между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о санатории "Беларусь" в г. Друскининкай и об "Объекте 500" и ГЭС "Дружба народов", подписанными 6 февраля 1995 г., были урегулированы вопросы собственности на крупные хозяйственные объекты.

В этот период были заключены двусторонние договоры об установлении государственной границы: Договор об установлении государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой от 21 февраля 1994 г. и Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе от 6 февраля 1995 г.

Была заложена база торгово-экономического сотрудничества: заключены межправительственные и межведомственные соглашения между Беларусью и странами Балтии. Этот период был насыщен рабочими встречами, визитами на высоком и высшем уровнях.

В середине 1990-х гг. четко определилась пророссийская внешнеполитическая ориентация белорусского руководства.

С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается прежде всего в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. В белорусской внешней политике еще больше укрепилась идея тесной интеграции с Российской Федерацией в рамках Союза Беларуси и России.

Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в случае вступления стран Балтии в ЕС их рынок станет практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах. Так, например, белорусский политолог Л. Заико пишет: "Именно тогда, когда начнет работать европейское пространство в странах Балтии, шансы Беларуси сохранить свое присутствие на балтийских рынках весьма низкие. Такого рода процессы будут вести к свертыванию иных форм сотрудничества".

Торгово-экономические связи Беларуси c Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе, что является одним из основных условий создания "пояса добрососедства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона