Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:12, реферат
Переход от централизованно-плановой экономики к рыночной означает коренное изменение методов выработки и реализации экономической государственной политики. Это связано, во-первых, с принципиально новой ролью государства в рыночной экономике, а, во-вторых, новые методы реализации экономической политики проистекают из принципиально иных подходов к обес-^ печению макроэкономической сбалансированности в условиях рынка по сравнению с плановой экономикой. В этой связи обращение к мировой практике индикативного планирования должно позволить определить национальную стратегию России в этом вопросе.
49 ¦ их заменили "программы
государственного
применительно к основным отраслям промышленности.
^ Существенную роль в такой
форме планирования имеет
дуры разработки индикативных планов во Франции. На первом этапе определяются плановые цели и прогнозируются глобальные макроэкономические показатели. Данной работой во Франции занимается довольно компактный по штату (около 150 человек) и укомплектованный плановиками-профессионалами Комитет по планированию (Commissariat General an Plan), который состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовое, экономическое, региональное) подразделений и взаимодействует с другими правительственными ведомствами, в том числе с Министерством финансов и Комитетом по статистике.
Задачей второго этапа является
дезагрегация плановых показателей, рассчитанных
на предыдущем этапе. Здесь сводная
экономическая таблица
На третьем этапе начинают работать создаваемые Комитетом по планированию многочисленные экспертные комиссии, обычно включающие представителей отраслевых ведомств, предпринимателей и профсоюзов (общее число экспертов может достигать 5000 человек). Владея исчерпывающей отраслевой информацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых щ параметров. Однако главное их предназначение - тестирование последних на совместимость, ресурсную сбалансированность и на соответствие макроэкономическим целям.
Ключевая задача при составлении индикативных планов во Франции заключается не столько в обработке статистических показателей, сколько в том, чтобы дать такие ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий, которые, с одной стороны, соответствовали бы их интересам, а с другой стороны, способствовали бы достижению основных индикаторов нацио-нального плана. В результате такой работы индикативный план во Франции не
становится нормативным документом, кого-то к чему-то обязывающим, а выступает в качестве прогноза.
В Японии индикативные планы используются в качестве общенационального документа, определяющего перспективы и общие направления развития экономики на ближайшие 5-10 лет, а также рекомендаций правительству при определении целей, приоритетов и стратегии экономической политики. В результате процедуры составления плана и его принятия достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. С начала планирования в Японии разработано 13 общегосударственных программ экономического развития страны, не считая ныне действующего плана на 2001-2006 гг. (Приложение 1).
Целями индикативного
Национальные программы этой страны являются одним из основных рычагов достижения целей и задач развития национальной экономики. В их рамках осуществляется основная конкретизация и детализация индикативных планов. Так, если показатели инвестиционной деятельности в новом экономическом плане развития Японии представлены одной таблицей "Государственные инвестиции по секторам", то одновременно с планом было разработано 15 про- грамм долгосрочных проектов государственных капвложений. В них детально прописаны конкретные объекты, объемы и источники инвестиций, сроки строительства и другие характеристики инвестиционных проектов, в осуществлении которых государство играет ключевую роль. Взаимосвязи между планами и программами обеспечивают их совместимость по существу и основным направлениям и не подразумевают жесткой параметральной увязки.
В Японии создана система институтов, занимающихся индикативным планированием. В разработке индикативных планов в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, прежде всего Министерство финансов, Министерство внешней тор-
^ говли и промышленности. Кроме
того, к обоснованию и разработке
планов привлекаются многие нау
* опытных специалистов и
Процесс составления проекта будущего
индикативного плана (Приложение 2)
начинается с запроса со стороны
Премьер-министра в адрес Экономического
совета. Совет является совещательным
органом при главе
ф Основным достоинством индикативного планирования в Японии являет-
4i ся ориентирование предприятий
частного сектора экономики на
практическую реализацию
В США планирование носит централизованный характер и ведет начало из двух источников: планирование на региональном уровне и планирование на
ш уровне крупных фирм [11].
^ Основным плановым документом
на федеральном уровне
вые программы. Пик эволюции программно-целевого планирования в США приходится на 1960-1970 гг. В настоящее время на государственном уровне планируются так называемые макротехнологии, объединяющие сотни технологий по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Результатом развития межотраслевого планирования явилось создание эффективной системы государственного регулирования инноваций и научно-технических разработок.
Параллельно с финансовым и программно-целевым
планированием в США
Разветвленная система программ в США потребовала особой организации управления их реализацией [132]. Поэтому можно выделить несколько уровней формирования и реализации отраслевых и региональных программ. Прежде всего, это общегосударственный доска объявлений недвижимость краснодар уровень, который выполняет функции выработки политики развития регионов и отраслей, выделения средств для осуществления программ, координации межотраслевых и межрегиональных ф мероприятий. На ведомственном уровне производится распределение средств, -# выделяемых законодательным органом на осуществление программ, планирование мероприятий и контроль за их выполнением, а также при необходимости и управление этими программами. Наконец, на региональном уровне выполняются основные работы по реализации программ. Следует отметить, что между государственными органами различных отраслей и частными предприятиями не существует отношений административного подчинения при реализации программ, однако установлена система взаимодействия и экономической ответственности через договорную или аналогичную ей систему.
Что касается программ развития сельского хозяйства, то они находятся в компетенции Министерства сельского хозяйства США. По своим объемам эти программы, разрабатываемые обычно на пятилетний срок, занимают одно из первых мест среди других программ по доле их финансирования за счет федерального бюджета. Среди принципов североамериканской системы планирования необходимо выделить такие, как поддержка относительно высоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, регулирование внешнеторговой деятельности, целевые субсидии. Все это реализуется через контрагентов, создавая таким образом специфическую форму отношений государства и частных компаний. В настоящее время в США рассматривается вопрос об изменении механизма поддержки фермеров, в частности, сокращение программ и вы-деление больше средств на реализацию оставшихся программ. Однако предполагается проводить такое снижение ассигнований постепенно, что позволит им адаптироваться к рыночным условиям [118].
В Германии используется несколько иной подход к планированию как одному из механизмов государственного регулирования, а именно: ограничение прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, последовательное сокращение прямых субсидий и усиление косвенных рычагов регулирования, какими являются налоги, создание условий для экспорта продукции и другие. Однако при этом предусматриваются обеспечение работоспо- собности экономики, координация деятельности отраслей, достижение постав- ленных общественно-экономических целей [133].
Итальянский тип планирования предполагает устранение складывающихся диспропорций в функционировании экономики между регионами, отраслями, уровнями доходов отдельных слоев населения.
Скандинавская (шведская) модель предусматривает четко выраженную социальную направленность, когда главными задачами являются создание необходимых социальных гарантий и поддержание высокого уровня жизни населения [74]. Экономический базис этой модели составляют рыночные отноше- ния с использованием достаточно развитого государственного регулирования.
Принцип согласования интересов производителей и потребителей реализуется в ежегодно разрабатываемых программах и бюджетах, а также путем корректи-w ровки среднесрочных прогнозов в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.
Стройная система планирования
сложилась в Европейском
В деятельности ЕС в области сельского хозяйства были выделены два ос-новных направления: формирование рыночной политики и структурных преобразований. Рыночная политика определила свободное передвижение сельскохозяйственной продукции, единую систему ценовых отношений, финансовых поддержек товаропроизводителей и ряда других механизмов. Структурная политика включает регулирование социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве на всех уровнях - от хозяйств и их объединений до регионов и в целом общего рынка. В ее развитии можно выделить три этапа: на первом, который занял почти десять лет, происходила координация национальных политик; на втором, продолжавшемся 12-13 лет, шло формирование единой ф сельскохозяйственной политики путем принятия директив, на основе которых Hit строилось национальное законодательство в аграрном секторе. И, наконец, на третьем этапе происходит переход к принятию обязательных регламентов для всех стран-участников ЕС, направленных на повышение эффективности производства [96].
При этом в соответствии с разработанной программой в ЕС в политике структурных преобразований этой организации выделено несколько направлений. Одно из них связано с программами модернизации сельскохозяйственных предприятий и прежде всего - укрупнением до размеров, обеспечивающих их жизнеспособность. Для необходимых преобразований этим хозяйствам на ос-
нове их планов выделяются соответствующие субсидии. При этом они имеют преимущественно ориентирующий характер, поскольку условиями их предос-w тавления предусмотрены участие в финансировании намеченных мероприятии собственных средств фермеров, а также выделение ассигнований по региональным программам. Другим направлением в структурной политике является финансовая поддержка системы переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в целях укрепления положения фермеров, их взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями и торговлей. Поощряется прежде всего кооперация производителей продукции, создание базы ее переработки и хранения. Значительное место уделяется региональным программам, которые охватывают более 1,2 млн. фермерских хозяйств. В задачу этих программ входит развитие или сохранение сельскохозяйственного производства в регионах со сложными природно-климатическими условиями. В соответствии с такими программами фермеры получают доплаты в расчете на единицу произведенной продукции или на голову скота, субсидии на льготных условиях.
В Турции разработкой пятилетних и
годовых планов экономического развития
занимается государственная плановая
организация при премьере-
Информация о работе Индикативное планирование за рубежом: содержание, сущность и функции