Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:12, реферат
Переход от централизованно-плановой экономики к рыночной означает коренное изменение методов выработки и реализации экономической государственной политики. Это связано, во-первых, с принципиально новой ролью государства в рыночной экономике, а, во-вторых, новые методы реализации экономической политики проистекают из принципиально иных подходов к обес-^ печению макроэкономической сбалансированности в условиях рынка по сравнению с плановой экономикой. В этой связи обращение к мировой практике индикативного планирования должно позволить определить национальную стратегию России в этом вопросе.
В Швейцарии применяется практика разработки пятилетних и даже десятилетних программ развития сельского хозяйства. Основными их задачами являются улучшение продовольственного обеспечения населения, экологизация производства.
В Малайзии до 1970 г. политика развития
была направлена на обеспечение экономического
роста и развития села и связана
с модернизацией
выращивания высокоурожайных культур. Последующие пятилетние планы Малайзии содержали в себе принципы Новой Экономической Политики (НЭП), связанные с изменениями как в социальных, так и в экономических процессах. Через планы и НЭП реализовывались задачи реструктуризации и установления экономической стабильности. Политика импортозамещения к 1970 г. была признана недостаточной, поэтому, начиная с этого периода, проводилась политика расширения экспорта [155].
В Малайзии индикативное планирование осуществляется через Комитет планирования национального развития Подразделением по экономическому планированию (Economic Planning Unit - EPU). Специальная межведомственная группа по планированию координирует работу таких органов, как Казначейство, Центральный банк и Департамент по координации проектов (Приложение
3).
Третий (десятилетний 2001-2010 гг.) перспективный план развития Малайзии содержит конкретные целевые программы, связанные с развитием государственного сектора, ускорением приватизации государственной собственности.
В пятилетних планах Индонезии на разных этапах развития экономики в индикативное планирование включались такие программы, как "Расширение экспорта масла и другой продукции, выращиваемой на плантациях" (1969- 1973 гг.), "Экономический рост на базе реструктуризации экономики и прово- димой политики экспортоориентации" (1994-1998 гг.). "Программа обеспечения товарами первой необходимости" (1974-1978 гг). По основным показателям, на которых строились и реализовывались перечисленные программы, разрабатывались методы учета и прогноза, реализованные в соответствующих блоках используемых моделей.
В первых восьми планах Индии (1951-1996 гг.) акцент делался на расту-щий государственный сектор и его инвестиции в основные отрасли экономики, и особенно в отрасли тяжелой промышленности. Начиная с девятого плана (1997г.) акцент на госсектор был смягчен, планы стали в значительной степени
более индикативными, т.е. не носили выраженного директивного характера, что нашло отражение в десятом пятилетнем плане (2002-2007 гг.) [86].
Из анализа различных
форм использования методов
Не менее важным становится социальная ориентация национальной аграрной политики и программы каждой страны, которые неминуемо вызывают необходимость применения плановых механизмов их использования. В этих странах постепенно происходит формирование нового типа управления социально - экономическими процессами на основе соединения свободных рыночных отношений и системы организации целесообразной деятельности на базе применения эффективных методов ее планирования.
Анализ мирового опыта показывает значительный потенциал индикативного планирования как инструмента мобилизации внутренних ресурсов эконо- мики при решении задач обеспечения устойчивого экономического роста и по- вышения конкурентоспособности национальной аграрной экономики. Особенно актуальной является разработка таких планов для России, которая еще не завершила процесс формирования конкурентоспособной рыночной экономики и нуждается в эффективном государственном регулировании, компенсирующем недостатки рыночной саморегуляции.
САВВИН Юрий Александрович
Информация о работе Индикативное планирование за рубежом: содержание, сущность и функции