Инфляция и безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является установление взаимосвязи инфляционных процессов с ростом количества безработных в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить сущность безработицы;
2) проанализировать её причины;
3) выявить виды безработицы;
4) изучить сущность инфляции;
5) выявить формы инфляции;
6) проанализировать её причины;
7) рассмотреть взаимосвязь между инфляцией и безработицы на примере кривой Филипса.

Файлы: 1 файл

Заготовка курсовой.docx

— 114.18 Кб (Скачать файл)

В результате того, что люди пытаются, но не могут  найти работу, выявляются последствия  безработицы. Существуют два понятия  последствия безработицы – социальное и экономическое.

Социальное  последствие безработицы говорит  о том, что в этом случае трудовые ресурсы недоиспользованы. Общество стремиться к тому, чтобы его ресурсы  полностью обеспечивали реализацию производственного потенциала. Безработица  может отразиться на всей экономической  стороне страны. Также, безработица  способна нанести психологическую  травму людям, которые остались без  работы. Эти люди ощущают себя неполноценными и ненужными, лишними в обществе. Не зря врачи утверждают, что последствия  безработицы оказывают негативное влияние на психическое и физическое состояние людей, они начинают испытывать недомогание, головные боли и бессонницу. Безработица очень сильно влияет на молодых людей, которые заканчивают учебные заведения. Отучившись, молодежь старается найти для себя подходящую по квалификации работу, но, между тем, они получают отказ из-за отсутствия профессиональной подготовки.

С точки зрения экономической стороны, последствия  безработицы приводят к серьезным  социальным и экономическим издержкам. Самое главное негативное последствие  – это нерабочее состояние  граждан, которые трудоспособны, а  это, в свою очередь, ведет к сокращению экономического потенциала.

         При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

  1. безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей;
  2. при продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок;
  3. рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу  как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической  нестабильности:

  • снижение покупательного спроса;
  • сокращение сбережений;
  • снижение инвестиционного спроса;
  • сокращение предложения, спад производств.

Рост числа  безработных служит благоприятным  фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в  России совершают лица, не имеющие  постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к  увеличению числа преступлений на 8%.

      При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3−7% от числа занятых) считается необходимым  спутником развития рыночной экономики.

       Таким образом, среди негативных последствий безработицы в России можно выделить следующее: 

— безработица  ведет к неполному использованию  экономического потенциала общества; 

— при продолжительной  безработице теряется квалификация высвободившихся работников; 

— рост безработицы  приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации; 

— рост числа  безработных служит благоприятным  фактором для увеличения числа преступлений.

        Можно сказать, что безработица тормозит развитие общества, а также способствует недоиспользованию производственных ресурсов. А в результате этого снижается рост экономики, останавливается рост увеличения ВНП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Государственная политика в области занятости населения

 

Постоянное  поддержание определенного уровня занятости населения — сложная  проблема для любой страны, в том  числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере  занятости рынок не может оказывать  автоматического влияния на процесс  саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости  на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия  на сферу занятости. Обеспечение  более полной и эффективной занятости  населения является одной из важнейших  задач любого демократического общества.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу для достижения поставленных целей.  

В области занятости она должна решать два основных вопроса: 
    во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение  рабочими местами трудоспособного  населения как условие нормального  существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика  российского государства в области  занятости осуществляется по следующим  направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих  процессов в сфере труда, но и  на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования  локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при  едином подходе к решению проблем  занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

  1. для Центрального,Волго-Вятского и Уральского регионов: совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; создание новых рабочих мест; поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости; 
        поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
  2. для Западно – Сибирского , Восточно – Сибирского и Дальневосточного регионов: оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного     использования богатых ресурсов регионов; поддержка традиционных видов занятости коренного населения; расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
  3. для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо – Кавказского регионов: углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников; содействие развитию самозанятости населения; активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;  создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает, в частности, следующие меры:  
- образование Государственного фонда занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);  
- установление периода выплаты пособий 12 месяцев;  
- гражданам, работающим сравнительно продолжительный срок, устанавление пособия по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): а) первые 3 месяца - 75%; б) следующие 4 месяца - 60%; в) в дальнейшем - 45%;  
- лицам, ищущим работу впервые, выплачивание пособия в размере минимальной месячной оплаты труда.

       Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.

     Безработица находится  в определенной количественной  зависимости с инфляцией, поэтому  следует перейти к более подробному  изучению этого явления.

 

 

 

 

Глава 2. Инфляция и её особенности в Российской Федерации.

2.1. Сущность  и формы инфляции

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.

Термин  «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция  может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного  спроса, и поступление на рынок  товаров, не пользующихся спросом.

В современных  условиях инфляционное обесценивание  денег в каждой стране происходит по отношению к двум величинам: а) установившемуся в предыдущем периоде уровню цен товаров (т.е. цены товаров повышаются); б) курсу иностранных валют (т.е. обменный курс национальной валюты возрастает по отношению к более устойчивым валютам других стран). Иллюстрацией роста цен товаров в России служат приведенные ниже данные (табл.2).

Таблица 2.

Наименование продукта

Цены на продукты август 2010 г (руб.)

Цены на продукты февраль 2011 г (руб.)

Масло подсолнечное

«Здрава»   1л = 54,90

«Здрава»  1л = 71,30

Сметана

200 г = 21,50

200 г = 22,50

Кефир

500 г = 20,50

500 г = 22,50

Пшено(на развес)

0,94 г = 17,86

1 кг = 38,90

Гречневая крупа(на развес)

0,954 г = 46,75

0,884 г = 75,94

Сахарный песок(на развес)

1 кг = 34,90

1 кг = 40,90

Мука(на развес)

1,19 кг = 21,42

1,484 кг = 22,11


 

Инфляция  измеряется с помощью статистического  показателя – индекса цен. В мировой  практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных цен специального набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия:

  1. Сначала определяется “ рыночная (потребительская корзина)” – набор чаще всего употребляемых благ. Такая корзина в нашей стране составляет: 70 основных продуктов питания, только 20 непродовольственных товаров и минимальный набор платных услуг.
  2. Устанавливается базовый период – стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.
  3. Подсчитывается совокупная цена “ рыночной корзины “ (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
  4. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного(текущего) периода.
  5. Устанавливается индекс цен – показатель, отражающий относительное изменение общего(среднего) уровня цен(выражается в процентах), по формуле:

Информация о работе Инфляция и безработица в России