Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 23:43, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем. Помимо экономического, она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс.
Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс и привносящий в него специфические черты. Развитие экономики в частности, а в более широком смысле, историческое развитие общества делало инфляцию конкретного государства в отдельном временном периоде непохожей на своих предшественниц, существовавших ранее.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ 5
1.1Сущность, причины и виды инфляции 5
1.2 Методы измерения инфляции 14
1.3 Социально-экономические последствия инфляции. 17
1.4 Роль дефляции в экономической теории и практике 20
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ И ДЕФЛЯЦИЯ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 22
2.1 Инфляция и методы борьбы с ней в западных странах 22
2.2 Динамика инфляционных процессов в России 26
2.3 Особенности современной российской инфляции 29
2.4 Методы борьбы с инфляцией 32
2.5 Антиинфляционная политика 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляции покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции. Одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спроса – это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.
Основные причины инфляции спроса:
В результате этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Создается полная занятость в сфере производства и производители не могут отреагировать на увеличивающийся спрос ростом предложения товаров.
График инфляции спроса:
Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1 -> AD2). Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках (2 и 3), то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию спроса.
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса служит своеобразным стимулом активации производства. Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции – инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.
Причина увеличения издержек могут быть:
График инфляции издержек:
Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1 -> AS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции.
Возрастают цены с P1 до P2, сокращается реальный объем производства с Q2 до Q1..
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение транспортных и трансакционных издержек.
В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров инфляция может быть:
– сбалансированная – это инфляция, при которой цены на все группы товаров растут примерно одинаково, и соотношение между ценами остается постоянным;
– несбалансированная – инфляция, при которой цены на различные товары растут разными темпами, в результате изменяются соотношения цен.
В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:
– ожидаемая инфляция – это прогнозируемый, планируемый рост цен.
Ожидание роста цен приводит к его действительному росту. Население, исходя из того, что в будущем цены возрастут, увеличивает спрос (ажиотажный, инфляционный спрос), стимулируя действительный рост цен. Таким образом, инфляция носит самоподдерживающий характер, она сама себя генерирует. Образуется порочный круг: ожидание роста цен – рост цен – ожидание нового роста цен – новый рост цен и т.д.
– неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Примером неожиданной инфляции может служить скачок цен в России в связи с финансовым кризисом 1998 г.
В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают экспортируемую и импортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.
В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором – реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.
Показатели инфляции призваны
дать количественную оценку инфляционных
процессов. Одними из широко используемых
показателей служат индексы цен,
в том числе индексы цен
в потребительском секторе
Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особого труда. Цены базового периода можно принять за 100%, а цены последующих периодов пересчитать по отношению к этому периоду. При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.
Один из них основывается на применении индекса Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (р1) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.
Другой метод опирается на использование индекса Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.
Дефлятор – индекс цен,
используемый для определения реального
объема ВВП и соответствующей
корректировки экономической
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения. Другой показатель, характеризующий инфляцию, - темп инфляции, или темп роста цен (π) – определяется как разность между индексами цен текущего и предшествующего периода, деленная на индекс цен предшествующего периода:
где π – темп инфляции в процентах; I1 – индекс цен текущего периода;
I0 – индекс цен предшествующего периода.
Невысокие темпы инфляции
(обычно считается до 10% в год) могут
оказывать положительное
В экономической практике
субъектам рынка важно не только
всесторонне и правильно
Несбалансированная же инфляция
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
Таким образом, к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
Дефляция - повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. По сути дела, дефляция - это инфляция с отрицательными темпами роста цен. Однако, по ряду причин, расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.
Дефляция плохо потому, что:
1. Ожидание будущего падение
цен приводит к отсрочке
2. Повышение покупательской способности
денег в условиях дефляции приводит к
меньшему стремлению компаний инвестировать
при прочих равных условиях. Компаний
ожидают более благоприятных и выгодных
условий. В противоположности этому, при
инфляции компании стремятся найти деньгами
более рентабельное применение, в частности
инвестиции в расширение бизнеса.
3. Дефляция приводит к сложности в обслуживании
долга, т.к. реальная стоимость долга с
каждым годом может повышаться. А при инфляции
долг наоборот обесценивается.
4. Дефляция приводит к доминированию денежного
рынка и депревации альтернативных инструментов
инвестирования. При инфляции наоборот
развиваются многие кластеры фин.системы
в стремлении перебить негативный фактор
обесценения денег. При дефляции скорость
оборота денег может падать.
Информация о работе Инфляция и дефляция в экономической теории и практике