Инфляция и дефляция в экономической теории и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем. Помимо экономического, она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс.
Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс и привносящий в него специфические черты. Развитие экономики в частности, а в более широком смысле, историческое развитие общества делало инфляцию конкретного государства в отдельном временном периоде непохожей на своих предшественниц, существовавших ранее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ 5
1.1Сущность, причины и виды инфляции 5
1.2 Методы измерения инфляции 14
1.3 Социально-экономические последствия инфляции. 17
1.4 Роль дефляции в экономической теории и практике 20
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ И ДЕФЛЯЦИЯ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 22
2.1 Инфляция и методы борьбы с ней в западных странах 22
2.2 Динамика инфляционных процессов в России 26
2.3 Особенности современной российской инфляции 29
2.4 Методы борьбы с инфляцией 32
2.5 Антиинфляционная политика 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инфляция и дефляция.docx

— 128.12 Кб (Скачать файл)

Кроме прочего, усиление инфляционного  давления на экономику, имевшее место  в 2004 -2005 гг., было обусловлено рядом  текущих событий. Их анализом и завершается  наше исследование. 
 
1. Монетизация льгот. С начала 2005 г. были отменены льготы на проезд в общественном транспорте, санаторное лечение, лекарства, на пользование услугами телефонных станций и радио, сокращен список медикаментов с государственным регулированием цен. С 2005 г. по инициативе некоторых муниципальных властей началась отмена льгот на услуги ЖКХ. Частично или полностью потери потребителя были компенсированы в виде соответствующих социальных выплат. Это привело как к непосредственному росту цен на соответствующие блага, так и создало дополнительную угрозу потребительской инфляции. Так, в 2005 г. наблюдалось существенное увеличение тарифов ЖКХ - на 33-34%. 
 
2.  Снижение уровня налогообложения. С 2004 г. была снижена основная ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18%. С 2005 г. произошло снижение базовой ставки единого социального налога с 35,6 до 26%. Отменен ряд налогов, в частности налог на рекламу. С 2006 г. планируется также снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%, отмена налогов на дарение и наследование для ближайших родственников, а с 1997 г. — сокращение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 13%. Уменьшение налогообложения увеличило чистые доходы предприятий, полученная прибавка была направлена, главным образом, на рост заработной платы, что усилило давление на потребительский рынок. 
 
Ухудшение делового климата, повышение политических рисков в связи с событиями с ЮКОСом. По мнению некоторых экономистов, прямое давление на бизнес с середины 2003 г. привело к снижению деловой активности, падению темпов роста производства, оттоку капитала, увеличению инфляции.  
 
Изменение государственного регулирования отдельных рынков. Ярким примером является введение в начале 2005 г. импортных пошлин на мясную продукцию, вызвавшее с начала года рост цены мяса на российском рынке, а в ноябре российские экономисты и вовсе забили тревогу о возникновении дефицита мясопродукции. 
 
4.  Рост мировых цен на нефть. В 2005 г. российский рынок автомобильного топлива неожиданно проявил свою высокую чувствительность к мировым ценам на энергоресурсы. Только за 9 месяцев 2005 г. потребительские цены на бензин выросли на 15,1%. 
 
Особенностью современной российской инфляции является еще и то, что она из системного явления все больше превращается в следствие изменений, происходящих на локальных рынках. В настоящее время требуется отдельное изучение влияния в краткосрочном и долгосрочном периодах роста платежеспособного спроса на изменение структуры цен и их общего уровня, в связи с чем необходимо осмысление феномена потребительской инфляции локальных рынков.

 

 

 

 

 

 

2.4 Методы борьбы с инфляцией

Борьба с инфляцией  и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым  элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической  политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к  управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной  политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать  инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика

Адаптационная политика построена  на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают  инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной .способности денег. История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. ХХ века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения. В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции-индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса. домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п. Фирмы также изменяют сваю экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства. Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий структурной инфляции» и экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Анти инфляционные меры

Одним из вариантов государственной  политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства  в игру рыночных сил при использовании  антиинфляционных мер. Ортодоксальная программа чисто монетаристского  характера предусматривает широкое  поле деятельности для рыночных регуляторов  наряду со свертыванием хозяйственной  активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация  условий деятельности предприятии  на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты. На практике борьба с высокой инфляцией  в Различных западных странах  используются смешанные программы, в которых в различной степени  используются рекомендации обеих программ. Посмотрим на основные экономические  меры, предпринятые в Соединенных  Штатах Америки в период президентства  Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала  заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных  расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образам, «рейганомика» сочетала методы и концепции «экономики предложения» , монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда. Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

Особенности противодействия  инфляции в современных условиях

 В странах-лидерах  отработаны разнообразные процедуры  контроля за Установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции. На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в сваю очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг. Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита. По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен. Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоемких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства) Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса  национальных валют. Задача регулирования  состоит в том, чтобы не допустить  обратного воздействия обесценения  национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения  инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль  активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению  к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; 6) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п. Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств. Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решении: по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей. Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитное: эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств  для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В .мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие Рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей. Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

 

 

2.5 Антиинфляционная политика

     Снижение темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эффективно. Невыполнение оптимистических прогнозов инфляции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.

Стратегическая цель антиинфляционной политики- привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами  роста товарной массы в краткосрочном  плане, а объем и структуру  совокупного предложения с объемом  и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.Поскольку главная цель антиинфляционной политики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение денежной массы. Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к росту денежного предложения и росту инфляции.

ЦБ считает характеристики денежной массы важным ориентиром для  оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и  определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом признаётся, что  на инфляцию существенно влияют многие немонетарные факторы и инструменты  государственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Специфической для России причиной инфляции следует считать  жесткую привязку рубля к доллару  и свободное хождение доллара  в стране. Ведь государству при  проводимой экономической политике выгодно сохранять "слабый" по отношению к доллару рубль, что  позволяет при тех же объемах  экспорта обеспечивать большие внутренние выплаты. В то же время, ориентация производителей на стоимость импортной продукции  вызывает рост индекса розничных  цен.

Информация о работе Инфляция и дефляция в экономической теории и практике