Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа
Основной целью работы является изучение инфляции в России, и ее социально – экономические последствия.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
–определение сущности и причин инфляции;
–анализ социально – экономических последствий инфляции;
–изучение особенностей инфляции в России;
–рассмотрение перспектив антиинфляционного регулирования в условиях кризиса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание, типы и причины инфляции 6
1.1 Сущность инфляции 6
1.2 Причины инфляции 7
1.3 Виды инфляции и механизм ее развития 9
1.4 Социально – экономические последствия 20
2. Антиинфляционная политика России 30
2.1Особенности инфляции в России 30
2.2Основные направления антиинфляционной политики в России 34
2.3Перспективы антиинфляционного регулирования в условиях кризиса 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
В России для оперативной информации проводится еженедельная регистрация уровня изменения цен и тарифов по57 продовольственным, 40 непродовольственным товарам, 25 видам платных услуг по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг в 132 городах.
Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации на продукцию, отгружаемую на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.
Индекс цен
на продукцию и услуги производственно
– технического назначения, приобретенные
предприятиями – потребителями
При расчетах индексов цен используется метод агрегирования: начинают с расчета индексов по отдельным товарам – представителям, затем – по товарным группам, производствам, подотраслям, отраслям.
Дефлятор ВНП – средневзвешенный индекс или уровень цен на товары и услуги, формирование ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а также для характеристики темпа инфляции. Дефлятор ВНП равен соотношению объема ВНП текущего года в текущих ценах (номинального ВНП) и того же объема в постоянных (сопоставимых) ценах базисного года (реального ВНП). В России расчет дефлятора ВНП осуществляется, начиная с 1996 г. ежеквартально.
Объем производственного ВНП в постоянных ценах может определяться как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением, для чего исчисляются их показатели в ценах базисного года.
Поскольку ВНП можно рассматривать
как сумму добавленных
Индекс покупательной способности национальной валюты (например, рубля) представляет собой величину, обратную индексу – дефлятору.
Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен как
Уровень инфляции =
Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждает усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.
Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень инфляции.
Для оценки масштабов экспорта
и импорта инфляции в открытой
экономике применяется
Показатель условий торговли =
Если этот показатель больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует ее.
Таким образом, показатели инфляции – это индексы цен, которые подразделяются на: индексы цен на потребительские товары, индексы цен производителей, индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно – технического назначения, индексы – дефляторы.
2.Антиинфляционная политика России.
2.1 Особенности инфляции в России
Особенности инфляции в России во многом обусловлены процессом перехода экономического механизма – от централизованной государственной к рыночной экономике.
К моменту либерализации цен в 1992 г. в России господствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей проявлениями. По преимуществу она могла характеризоваться как инфляция спроса.
К факторам, определяющим ее, можно отнести:
1)эмиссионное финансирование бюджетного дефицита;
2) искаженные структурные пропорции в экономике;
3)огромный удельный вес расходов на содержание ВПК и армии;
4) широкое использование внешних займов, массовую выдачу дешевых и беспроцентных кредитов;
5)отсутствие ценовых рыночных сигналов вело к тому, что до 70% продукции не находило потребителей при наличии огромного товарного дефицита по другим видам продукции;
6) высокие дефицитные ожидания;
7) наличие супермонополии в лице министерств и ведомств, преобладание крупных и средних предприятий.
Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топливные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, на цены на ввозимые – росли.
Поддавленная инфляция перешла в открытые формы при реализации ортодоксально – монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:
1)либерализацию цен;
2)либерализацию внешнеэкономической деятельности с использованием плавающего валютного курса;
3)быструю приватизацию почти 80% прежде государственной собственности;
4)жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.
Либерализация цен в 1992 г.
перевела подавленную инфляцию в
открытую форму. Реальные доходы населения
и совокупный спрос резко сократились.
Однако со временем не менее резко
начали действовать факторы инфляции
издержек в результате роста цен
на энергоносители, топливно – сырьевые
ресурсы и транспортные тарифы. Рост
цен определил расчеты
Процессы гиперинфляции проявились в росте, например, потребительских цен2 в 1992 г. в 17,15 раза, в 1993 г. – более чем в 10 раз, в 1994 г. – в 4,5 раза, в 1995 г. – почти в 3 раза. По сути, до 1995 г. имела место гиперинфляция, хотя и с тенденцией к снижению.
В значительной мере результатом гиперинфляции стал кризис наличности – дефицит денег в обращении. Несмотря на то, что денежная эмиссия возросла с 28 млрд руб. в 1990 г. до 45576 млрд руб. в 1995 г., рост денежной массы отставал от рыночных потребностей в силу опережающего роста цен.
Результатом явился кризис неплатежей, в том числе рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам.
Острая нехватка платежных средств и снижение совокупного спроса стали факторами спада производства и инвестиций. В 1996 г. реальный ВНП составил менее половины от уровня 1990 г., на 80% сократились инвестиции: темпы снижения объема инвестиций превысил темпы спада производства. Так, по оценке рабочей группы Всемирного банка и Госкомстата РФ, снижение капиталовложений опережало снижение ВНП в 2,5 – 3 раза.
Приближение внутренних цен к мировым стало основой для насыщения рынка импортными товарами, что способствовало спаду отечественного производства. Приближение внутренних цен на сырье и энергоресурсы к мировым в 1994-1995 гг. сделало последние «потолком» для роста внутренних цен в средне- и долгосрочной перспективе.
Кроме этого нехватка платежных средств вызвала использование бартерных сделок. Специалисты отмечали, что в период высокой инфляции в России законными платежными средствами обслуживались лишь 20-30% сделок.
Вместе с тем монетаристские меры не были и строго последовательными. Уже в 1992 г. осуществлялись «кредитные влияния» Центральным банком для ослабления кризиса неплатежей. Однако поскольку кредиты поддерживали наименее эффективных производителей, их следствием стал не рост предложения, а дальнейший рост цен. Для предотвращения этой так называемой кредитной инфляции со стороны ЦБ России начала проводиться в жизнь политика снижения дотаций и субсидий из госбюджета.
Можно сказать, что спад производства стал расплатой за обуздание гиперинфляции и превращение ее в галопирующую (1996 г. – рост потребительских цен в 1,44 раза; 1997 г. – в 1,14), а затем и в умеренную (1998 – в 1,085 раза). Такое утверждение будет не совсем точным, если не рассмотреть, каковы были источники покрытия бюджетного дефицита.
Начиная с 1993 г. в этих целях стали использоваться считавшиеся не инфляционными мерами его покрытия за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструментом краткосрочной антиинфляционной политики, в российской же практике они использовались почти 5 лет – до кризиса 1998 г. Сложилась своего рода «финансовая пирамида», когда новые ГКО размещались для покрытия обязательств по предыдущим выпускам.
Кроме задолженности по ГКО, факторами, занижающими уровень инфляции, являлось наличие не оплаченных государством госзаказов, невыплаченных своевременно зарплат и пенсий, огромный внешний долг.
Лишь в 1997 г. начали осуществляться меры по регулированию цен естественных монополий – тарифов на железнодорожные перевозки, оптовых цен на электроэнергию, газ, прочие энергоносители.
К середине 1998 г. расходы
по обслуживанию ГКО превысили объем
налоговых поступлений в
Кризис 1998 г. выполнил ряд
важных функций. Прежде всего, стало
очевидным значение сокращения дефицита
бюджета, утверждения его с первичным
профицитом. Падение завышенного
курса рубля сделало его
Это позволило начать налоговую
реформу; в частности, снизить налог
на прибыль до 35% и ввести единую
ставку подоходного налога 13%, что
должно способствовать росту предложения
и собираемости налогов в бюджет.
Активизировался процесс
Надо отметить, что благоприятные
внешнеэкономические условия –
рост цен на нефть на мировом рынке,
стабильно высокие
Таким образом, российский тип инфляции отличается от всех других известных типов тем, что он вызван переходом от плановой экономики к рыночной, от государственных цен к свободным, или к либерализации цен.
2.2 Основные направления антиинфляционной политики в России
Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее нечисто конкурентным характером. Как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорций в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.
Следовательно, основной целью
государственной
Можно выделить несколько
вариантов государственной
В зависимости от цели выделяют
два направления такой
Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально – политической напряженности в обществе.
Инструментами для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов. Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняя, а уменьшая снижение реальных доходов.
Чаще всего индексируются меньшие размеры доходов.
Индексация может носить
запаздывающий характер, т.е. компенсировать
уже произошедшее увеличение уровня
цен. В этом случае законом часто
устанавливается порог
В некоторых странах индексация
носит упреждающий характер (в
условиях прогнозируемой инфляции) –
так называемая система адаптации
к новым условиям. При этом новые
ставки и оклады определяются в тарифных
соглашениях как результат
Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие.
Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Отметили, что инфляция есть проявление макроэкономического равновесия AD>AS. Следовательно, его выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).