Инфляция: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение инфляции в России, и ее социально – экономические последствия.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
–определение сущности и причин инфляции;
–анализ социально – экономических последствий инфляции;
–изучение особенностей инфляции в России;
–рассмотрение перспектив антиинфляционного регулирования в условиях кризиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание, типы и причины инфляции 6
1.1 Сущность инфляции 6
1.2 Причины инфляции 7
1.3 Виды инфляции и механизм ее развития 9
1.4 Социально – экономические последствия 20
2. Антиинфляционная политика России 30
2.1Особенности инфляции в России 30
2.2Основные направления антиинфляционной политики в России 34
2.3Перспективы антиинфляционного регулирования в условиях кризиса 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.46 Кб (Скачать файл)

Кейнсианская концепция  антиинфляционного регулирования  выделяет в качестве приоритетного  направления инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Кроме этого, необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Но увеличение обусловленных  крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.

По Кейнсу, этот дефицит  должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии, а за счет государственных  займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные  темпы.

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису  выполнить свою функцию «санкции»  экономики, очистить ее от неэффективных  структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике  сохраняются, поэтому и обвал  экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. В условиях галопирующей и гиперинфляции дожидаться отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно.

Так как представители монетаристской школы (М. Фридмен) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, главным является восстановление денежного рынка.

Первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, т.е. проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций  и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного  спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит, и его дефицита.

При критически низком уровне жизни значительных слоев населения  дальнейшее его падение в результате «шоковой терапии» может так сократить  внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, а порой и  повлечет политическую дестабилизацию.

Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать бегство  капиталов из страны.

Существует градуалистская, т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны:

1)небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;

2)краткосрочное замораживание заработной платы (что не успеет существенно подавить спрос);

3)краткосрочное повышение налогов в целях увеличения доходов бюджета (что не позволяет предпринимателям в полной мере перенести это на издержки);

4)сокращение государственных расходов в виде дотаций неэффективным производителям.

Наряду с этим принимается  комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли, поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования непосредственное участие государства в инвестициях, стимулирование платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью мер адаптационной политики.

Главная проблема состоит  в том, что активная структурная  и инвестиционная политика требует  увеличения государственных расходов, а значит, сама чревата инфляционными  последствиями.

При невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики – предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов разных слоев населения.

Борьба с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.

Ортодоксальные  программы финансовой стабилизации опираются на теоретические положения и практические рекомендации монетаристов. Эти программы предусматривают максимальное включение рыночных регуляторов путем либерализации деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках, либерализацию цен при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего и стабильного курса национальной валюты, уменьшении государственной собственности вследствие приватизации и максимальном свертывании хозяйственной активности государства.

Гетеродоксальные  программы исходят из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек. Они предполагают более активное государственное вмешательство: проведение политики доходов (мер по временному замораживанию либо сдерживанию роста цен и заработной платы), стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижение налогов, участие государства в формировании рыночной инфраструктуры и поддержании жизненно важных отраслей, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Если антиинфляционная тактика  нацелена на быстрейшее устранение избыточного  уровня инфляции, превращение ее в  умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возможно в условиях, когда пользующееся доверием граждан правительство ставит осуществимые и конкретизированные по параметрам задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации. Постоянное выполнение правительством поставленных задач и обязательств приводит в действие «эффект объявления»: в своих инфляционных ожиданиях экономические субъекты начинают делать поправку на сложившееся и прогнозируемое снижение темпов инфляции.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение  ее источников. Целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

 

2.3 Перспективы антиинфляционной политики на 2008 год

Проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону увеличения инвестиционной активности, усиления факторов инновационного развитии. Сделан акцент на развитие социальной сферы, инновационную структуру, технологическую модернизацию, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата и др.

 Одним из условий реализации этих задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары. Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

Правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в области ЖКХ (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег.

Важную роль играет проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %4.

Помимо основных краткосрочных  и долгосрочных мер, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования уровня инфляции:

1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых;

2. Восстановление доверия к государственным  облигациям;

3. Повышение эффективности банковского  сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство  неэффективных банков и консолидация  банковского капитала путем слияния  и привлечения новых акционеров.

4. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка;

5. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях.

Подводя итог, нужно отметить, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на таком этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.

Заключение

Истоки инфляционных явлений коренятся в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, так как все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее причинам. Так как инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Реакция государства на инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения или выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию  денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь взять под контроль инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Подводя итог рассмотрению некоторых  аспектов российской экономической  динамики за последние годы, можно  сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих  чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие  элементы экономической политики:

-соблюдение жестких денежных  ограничений; 

-меры по стабилизации валютного  курса; 

-принятие Правительством Российской  Федерации ряда решений, ограничивающих  рост цен на продукцию отдельных  отраслей и секторов экономики,  в первую очередь отраслей - естественных  монополистов.

Информация о работе Инфляция: понятие, виды