Инфляция: теоретический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер в РФ.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
изучить историю инфляционных процессов;
дать определение понятию, видам инфляции и их классификации;
рассмотреть основные причины инфляционного роста цен

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Глава I. Теоретические аспекты инфляции и инфляционных процессов
История инфляционных процессов
Понятие, виды инфляции и их классификация
Основные причины инфляционного роста цен
Глава II. Инфляция для экономики России и особенности борьбы с ней
2.1 Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер
2.2 Антиинфляционная модель для России
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Инфляция..docx

— 69.65 Кб (Скачать файл)

Инфляция предложения, где рост цен объясняется возрастанием издержек. Этот вид инфляции обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене.

Таким образом, инфляция предложения гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед ситуацией: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

Кроме того, инфляция может быть ожидаемой и неожидаемой.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу»8, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.

Рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста9:

1. Сбалансированная инфляция - цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, она  не страшна для бизнеса. Приходится  лишь периодически повышать цены  товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно должна увеличиваться  цена конечной продукции. В этом  случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и, таким образом, ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции.

2. Несбалансированная инфляция  – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг  к другу, причем в различных  пропорциях. Она является большой  бедой для экономики. Еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в  том, что товарные группы-лидеры  роста цен останутся лидерами  долгое время. Невозможно рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность  вариантов инвестирования.

В зависимости от величины роста цен инфляцию делят на три вида10:

1. Ползучая (умеренная) инфляция - это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная  экономическая теория рассматривает  как благо для экономического  развития.

2. Галопирующая инфляция - для нее характерен темп роста  цен на 20% до 200% в год. Это уже  серьезное напряжение для экономики. Поскольку деньги быстро теряют  свою покупательную способность, население стремится избавиться  от них, скупая товары, валюту, недвижимость  и т.д. Нарушается функционирование  финансового рынка, а затем и  всей экономики.

3. Гиперинфляция - цены растут  астрономически, расхождение цен  и заработной платы становится  катастрофическим, разрушается благосостояние  даже наиболее обеспеченных слоев  общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. В некоторых литературных источниках можно встретить термин «стагнации», когда предложение не растет длительное время. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. О подавленной инфляции следует сказать особо.

Как считает А.С. Булатов, она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами11.

Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация (ожидаемая + сбалансированная инфляция) в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции.

Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. Как известно, цены постоянно меняются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, является показатель индекса цен. С их помощью измеряется инфляция. Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.

1. Инфляция рассчитывается  по следующей формуле:

 

, (1.1)

 

где Р- темп инфляции, Qp - индекс цен прошедшего года;

Qc - индекс цен текущего  года.

Например, если индекс цен в 1999 году в России был равен 251,7, а в 2000 году –315,8, то P= 315,8 – 251,7/315,8*100% = 20,2%.

2. Есть «правило величины 70» , дающее возможность количественно  измерить инфляцию. Оно позволяет  быстро подсчитать количество  лет, необходимых для удвоения  уровня цен. Надо только разделить  число 70 на ежегодный уровень  инфляции:

 

 

Т = 70/Р, (1.2)

 

где Р – темп инфляции;

Т –приблизительное количество лет, необходимое для освоения темпов инфляции.

«Правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

Существует несколько индексов цен:

1. индекс потребительских (розничных) цен - он измеряет стоимость  «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров в различных городах, в общем виде его можно представить так:

 

(1.3)

 

2. индекс стоимости жизни  – показатель, характеризующий динамику  стоимости набора потребительских  товаров и услуг (в соответствии  с фактической структурой потребительских  расходов населения);

3. индекс стоимости строительства;

4. индекс цен производителей  – показатель, отражающий изменения  оптовых цен производителей в  определенный период времени.

М.Н. Чепурин выделяет еще ряд индексов12:

1. индекс оптовых цен  – исчисляется для трех групп  товаров: конечных товаров, готовых  для использования, но не проданных  потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей  переработки. Он показывает изменение  среднего уровня цен промышленных  и строительных предприятий и  компаний, а также продукции фирм;

2. индекс экспортных цен;

3. дефлятор валового национального  продукта (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала. Он измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.

Зная и используя разнообразные индексы, можно эффективнее отследить уровень инфляции. Даже данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать этот показатель. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

Как видно, темп инфляции подсчитать не сложно, а поддерживать ее приемлемый уровень может не каждое государство. Для России эта проблема все еще, к сожалению, остается актуальной.

 

1.3 Основные причины инфляционного  роста цен

 

Многие экономисты пытались и пытаются объяснить истинные причины инфляции. Дж.М. Кейнс и его последователи считали, что они заключены в чрезмерном спросе при полной занятости, т. е. со стороны спроса. Неоклассики искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т.е. со стороны предложения.

Современные экономисты, например, А.С. Булатов руководствуются тем, что распространенная причина инфляции – денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции13.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Следовательно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные причины роста цен.

Рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их «нестандартной» растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.

Анализируя печатные источники, нетрудно заметить, что к важнейшим инфляционным причинам роста цен многие экономисты относят следующие14:

1. Отсутствие должного  контроля за денежной массой  и неоправданная эмиссия бумажных  денег. Это неизбежно приводит  к появлению на рынке денежной  массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары  начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного  процесса.

2. Диспропорциональность - несбалансированность  государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците  госбюджета. Финансирование последнего  за счет займов в Центральном  банке, т.е. неконтролируемой денежной  эмиссии, что неизбежно приводит  к росту массы денег в обращении.

3. Инфляционно-опасные инвестиции  – преимущественно милитаризация  экономики. Особенно инфляционно  опасными являются инвестиции  в военной области. Непроизводительное  потребление национального дохода  на военные цели ведет не  только к потере национального  богатства, но и создает дополнительный  платежеспособный спрос, что ведет  к росту денежной массы без  соответствующего товарного покрытия.

4. Общее повышение уровня  цен связывается современной  экономической теорией и изменением  структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка, как  считают С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, все менее напоминает структуру  рынка совершенной конкуренции  и стремится к олигополистической. Ограничение притока новых производителей  в отрасль олигополия поддерживает  длительное несоответствие спроса  и предложения.

5. Инфляция, вызванная повышением  зарплаты. При определенных обстоятельствах  источником инфляции могут стать  профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени  осуществляют контроль над номинальной  зарплатой посредством коллективных  договоров. Если предположить, что  крупные профсоюзы потребуют  и добьются большого повышения зарплаты. Более того, этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

Информация о работе Инфляция: теоретический аспект