Информационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли рынка информации в современной экономической системе и выявление его положения в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить место информации в экономической системе;
- охарактеризовать информацию как экономическую категорию;
- исследовать проблему формирования рынка информации в условиях российской экономики;
- определить пути и перспективы развития российского рынка информации.

Содержание работы

Введение:
1.Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики.
2.Теория информационного развития экономики. Основные понятия.
3.Концепции информационного развития общества. Концепция информационного общества Э.Тоффлера.
4.Информация ,знания и информационные технологии как фактор производства. Информационный капитал как форма существования знаний.
5.Интернет и общество в современном мире. Интернет и информационное общество в настоящее время.
6.Российский рынок информации и информационных услуг. Основные тенденции развития российского рынка информации. Особенности структуры российского рынка информации.

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Информационная экономика.docx

— 792.25 Кб (Скачать файл)

С конца 1960-х термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием - возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования  постепенно начинает преобладать над  промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные  знания. В 1950−1970 годы стало очевидно, что человечество вступает в новую  эпоху.

Переход к новому типу общества - постиндустриальному  происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием  и товарами, и на первый план выдвигаются  различные услуги, в основном связанные  с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической  революции произошло превращение  науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу  услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий подпадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80% ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг - 69,4% ВВП, 2004 год), Япония (67,7% ВВП, 2001 год), Канада (70% ВВП, 2004 год), Россия (58% ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного  общества, постэкономического общества, постмодернизма, "третьей волны", "общества четвёртой формации", "научно-информационного этапа принципа производства"

С социально-экономической точки  зрения, основной тезис, которым характеризуют  развитие информационного общества - это возникновение экономики  знаний (в 1980-е годы ее называли информационной экономикой). В условиях дефицита других ресурсов и благодаря возможностям, открываемым информационно-коммуникационными  технологиями (ИКТ), возрастает экономическая  роль знаний, что делает их главным  ресурсом развития. Численность занятых в сфере производства, обработки и распространения информации превышает численность занятых в материальном производстве. В развитых странах она еще в конце 1980-х годов превысила 50% от общего числа занятых, на чем и стабилизировалась.

Сущность информационного общества - это расширение границ общения  во всех сферах человеческой деятельности, увеличение разнообразия и возможности  выбора, расширение границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, появление новых средств познания и коммуникации, увеличение доступности  информационных ресурсов.

Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это  приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение  собственно материального производства при одновременном стремительном  росте "индустрии знаний". Таким  образом, предпосылки будущего общества создаются не только и даже не столько  в материальном, сколько, по словам К. Маркса, "по ту сторону материального производства".

Информационная экономика, получая  научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния  на сопредельные области и отрасли  экономического знания. Данные связи  показаны в приложении 1.

Таким образом, информационная экономика  в качестве области знания может  быть охарактеризована как мета экономика  по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты  материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя  отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе  рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль - в  изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и  развития в России информационного  технологического уклада; условий и  факторов эффективного выполнения этих функций.

Продуктом информационной экономики  могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения  по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.

В классической экономической науке  капитал понимался в вещественной форме: как совокупность вещей (земля, здания, машины, сырье), способных, посредством  приложения труда, увеличивать богатство (создавать доход). Такое определение  капитала является правильным для экономики, в которой уровень развития производства, измеряемый потенциальным выпуском, относительно незначителен и основные события в которой происходят в производственной сфере. Затем, когда деньги стали играть большую роль в экономике, капитал стали понимать в денежной форме: как совокупность денег, за какие можно приобрести орудия труда и нанять услуги труда.

Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается  удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что  защита интеллектуальной собственности  безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов  является легким делом, а завтра оно  станет еще легче.

Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной  стороны, обеспечивает получение временной  сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, экономического, социального, политического или  культурного потенциала.

Наконец, когда денежная экономика  становится инновационной, капитал  начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает  вещественную форму и затем вновь  обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.

Услуги труда в такой экономике  опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные  знания и способности. Рынок труда  предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в  требуемом профессиональном диапазоне  относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.

Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных  услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само) образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов. В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики. Информационная экономика, решая свою главную задачу - выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства.

2.Теория информационного развития экономики.

2.1Основные понятия.

Отметим, что понятия знание и  информация являются сложными философскими категориями, применяемыми в различных научных сферах. И понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них рассматривается с разных сторон.

В 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения.

В федеральном законе "Об информации информационных технологиях и о  защите информации" информация определяется как "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления".

С точки зрения исследования участия  информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее подходящим является следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

Чтобы объяснить другое важное понятие  – рынок информации, обратимся  к определению понятия рынок, с точки зрения экономики: рынок  – это абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют  предложение и спрос на те или иные блага, а также способ этого взаимодействия. В данном случае в качестве блага выступает информация в различных её формах.

Кроме этого рассмотрим понятия  информатизация и информационная технология.

Информатизация – это организационный  социально-экономический и научно-технический  процесс создания оптимальных условий  для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная технология – это  совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения  информации, а также преобразования, распространения и использования  этой информации.

3.Концепции информационного развития общества.

Рассмотрим основные концепции, рассматривающие  информационное развитие общества. Одна из таких концепций – концепция  экономики знаний. Термин "экономика  знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962г., понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста. Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90%всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние30 лет, так же как 90% общего числа ученых-инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники. А это явные признаки перехода экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Постоянные инновации в производстве, технологии, управлении, правовых нормах и других значимых сферах жизни стали нормой. Это меняет не только производственную базу общества, но и социально-экономические отношения, культуру, межличностные взаимосвязи; в конечном итоге меняются требования к самой человеческой личности – к ее способности быстро приспосабливаться к переменам, усваивать, продуцировать и распространять новые знания, развивать свои творческие возможности в условиях экономики знаний.

Американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества также отводит знаниям и называет современное общество "обществом знания". "Новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире". Далее, различая понятия "знания" и "информация", он пишет: "Знание – это способность применить информацию к конкретному роду деятельности”.

Американский экономист В. Мартин определяет информационное общество как "…общество, в котором качество жизни, так же как и возможности  социальных изменений и экономического развития, все в большей степени  зависит от информации и ее использования". Термин "информационное общество" был введен в научный оборот в начале 1960-х гг. В. Махлупом и Т. Умесао. Информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество".

М. Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное исследование "Информационная эра: экономика, общество и культура" посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он назвал "сетевым". Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством и результатом глобализации общества. В своей книге Кастельс неоднократно обращает внимание читателя на существенное различие между уже существующими концепциями информационного общества и его собственной концепцией "информационального общества". В концепциях информационного общества подчеркивается определяющая роль информации в обществе. По мнению автора, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время зарождающееся "информациональное общество" строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали "фундаментальными источниками производительности и власти".

Информация о работе Информационная экономика