Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью исследования является определение роли рынка информации в современной экономической системе и выявление его положения в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить место информации в экономической системе;
- охарактеризовать информацию как экономическую категорию;
- исследовать проблему формирования рынка информации в условиях российской экономики;
- определить пути и перспективы развития российского рынка информации.
Введение:
1.Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики.
2.Теория информационного развития экономики. Основные понятия.
3.Концепции информационного развития общества. Концепция информационного общества Э.Тоффлера.
4.Информация ,знания и информационные технологии как фактор производства. Информационный капитал как форма существования знаний.
5.Интернет и общество в современном мире. Интернет и информационное общество в настоящее время.
6.Российский рынок информации и информационных услуг. Основные тенденции развития российского рынка информации. Особенности структуры российского рынка информации.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Иноземцев отмечает еще одну немаловажную
сторону интеллектуального
5.Информатизация общества в настоящее время.
Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.
В настоящее время происходит
активный процесс информатизации общества.
Под информатизацией понимается
активное внедрение компьютерной техники
и новых информационных технологий
в различные сферы
Количество пользователей Интернет на планете, на конец первого полугодия 2002 года, оценивается в пределах 400 - 560 млн. человек (6% - 9% населения). (см. Рис. 2.1.)
Динамика роста аудитории Интернет постепенно замедляется. Около 25% населения планеты заявили, что Интернет им не нужен. И хотя аудитория Интернета не дотягивает и до 10%, некоторые регионы преодолели отметку в 30 -50. (см. Рис. 2.2.)
Лидером по размеру регулярной интернет-аудитории являются США-108 млн. человек (25% мировой аудитории). Россия, с объемом населения в 144 млн. человек), занимает 20 место (см. Рис. 2.3.)
В настоящее время уровень использования сети Интернет очень сильно дифференцирован как по миру в целом, так и по регионам. Если проследить по регионам, то в настоящее время по доли пользователей Интернета:
- лидирует Северная Америка (69%),
- второе место занимает Австралия и Океания (53%),
- третье - Европа (39%),
- далее идут Латинская Америка (17%), Азия (10%) и на последнем месте Африка (3%) (см. Рис. 2.4.)
Картина динамики (за 2000-2007гг) вырисовывается следующая:
- абсолютным лидером является Африка (638%)
- второе место занимает Центральная Азия (491%)
- третье - Латинская Америка (433%)
- далее следуют Азия (248%), Европа (199%), Австралия (142%) и Северная Америка (115%) (см. Рис. 2.5.)
Анализ современных тенденций
развития Интернета демонстрируют,
что уже в ближайшие годы темпы
проникновения Интернета в
В ближайшем будущем основными
точками роста будут страны Латинской
Америки и Восточной Европы. Высокая
динамика сохранится только в ближневосточном
регионе, который может подняться
на уровень стран Восточной
Замедление темпов роста
пользователей Интернета
6.Российский рынок информации и информационных услуг.
6.1Основные тенденции развития российского рынка информации
По данным отчёта (Москва,19 февраля 2009 г) Russia Vertical Markets 2008-2012 Forecast, спрос на информационном рынке, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%. В отчёте подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на информационные технологии по 17 отраслям (или секторам экономики) и 10 категориям продукции информационные технологии, включая оборудование, программное обеспечение и услуги на период 2008-2012 гг. "В последние годы российский рынок информации поддерживали нефтедоллары и поток инвестиций, большинство из которых обеспечивали зарубежные кредиты, - говорит Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC. - В IV квартале 2008 г. в результате одновременного воздействия мирового финансового кризиса и значительного падения цен на сырьевые материалы - основу российского экспорта, в стране начался экономический спад, сильнейший в постсоветский период, и соответствующее падение затрат на информационные ресурсы". IDC ожидает, что в 2009 году расходы на рынке информации (в долл.) снизятся на 20% по сравнению с предыдущим годом. По мнению IDC, предприятия и организации сократят ИТ-бюджеты и будут направлять средства на поддержание текущей деятельности, а не на внедрения или развитие. В условиях кризиса заказчики будут откладывать обновление аппаратно-программных средств и требовать больших скидок, а процессы утверждения бюджетов замедлятся. Цикл продаж станет более долгим и сложным, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условиях жесткой конкуренции, придётся сократить маржу и сосредоточиться на консолидации и оптимизации бизнеса. В то же время, в некоторых сегментах рынка режим экономии может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики - важный инструмент контроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проведения проектов по их установке. В период неопределённости и сокращения персонала может возрасти спрос на услуги аутсорсинга. Наиболее заметное снижение расходов на рынке информации ожидается в производственном секторе; кроме того, сильный спад будут переживать розничная и оптовая торговля. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008-2012 г. г) расходы в России, тем не менее, будут расти ежегодно в среднем на 5,8% и в 2012 г. составят 29,5 млрд. долл.
6.2 Особенности структуры российского рынка информации.
Рынок информации в России и Европе существенно различается . Если за рубежом основная доля рынка приходится на программное обеспечение (около 55%), то в России наибольший объем имеет рынок IT-услуг, хотя российский IT-рынок растет, темпы его роста устойчиво падают (рис. 1). За последние шесть лет они снизились с 60% в 2001 г. до 19,1% в 2006 г. Прогнозируемый рост в текущем году составляет уже порядка 15%. Анализ причин замедления темпов роста российского IT-рынка, проведенный в Аналитическом центре REAL-IT, показал, что это явление вполне объективное в нынешних условиях. Уже несколько лет в России снижаются темпы роста ВВП. IT-индуст-рия, будучи сервисной отраслью экономики, лишь подтверждает данную тенденцию. Да и модель рынка, когда предприятия строят свою IT-инфраструктуру «с нуля» (дефицитная модель), практически исчерпала себя, а новых реальных стимулов для развития IT в России в связи с доминированием неравных условий конкуренции пока не появилось, так что снижается и вклад рынка информационных технологий в общий объем ВВП (рис. 2). При этом темпы роста объемов рынка падают практически во всех секторах. Только в области программного обеспечения в этом году прогнозируется некоторый рост, но заслугой тому во многом является активизация борьбы с использованием нелегального ПО.На этом фоне наблюдается рост одного из важных параметров, характеризующих IT-рынок: опережающими темпами растут затраты клиентских компаний на собственный IT-персонал (рис. 3). Данный показатель вырос с 1,7 млрд долл. в 2001 г. до прогнозируемых в 2007 г. 3,2 млрд долл. Во многом это определяется тем, что компании в условиях проливающегося «золотого дождя» от нефтяных доходов пока предпочитают лояльность эффективности, поэтому вместо того, чтобы привлекать к выполнению необходимых IT-функций профессионалов со стороны и развивать сервисный сектор рынка, они увеличивают численность собственного персонала. Конечно, с экономической точки зрения это не оптимальный вариант. Но экономической эффективностью владельцы бизнеса в данном случае готовы пренебречь ради иллюзии полного контроля деятельности компании. Однако именно аутсорсинг IT-услуг открывает перспективы для дальнейшего развития отрасли. Сейчас для удобства управления собственные IT-под-разделения все чаще выделяются в самостоятельные компании, и работа с ними осуществляется по так называемой «модели инсорсинга». На ней обкатываются схемы договорных отношений, создается некоторая более прозрачная бюджетная схема. А дальнейшим шагом с большой вероятностью могут стать продажа такой ин-сорсинговой компании некоему профессиональному игроку IT-рынка и одновременное заключение с ним длительного аутсорсингового соглашения — это нормальная схема, которая в мировой практике уже получила широкое распространение. Такая операция с IT-подраз-делением крайне выгодна для клиентской компании: ей удается не только значительно снизить расходы на IT (стоимость услуг инсорсинговых подразделений в че-тыре-пять раз выше, чем на рынке), но и заработать деньги на продаже. Причем в качестве покупателя вполне могут выступить зарубежные IT-компании, которые имеют и необходимые финансовые ресурсы, и опыт осуществления таких проектов. Кстати, здесь очень сильны позиции у индийских сервис-провайдеров, активно практикующих работу по этому алгоритму. А вот чтобы российским компаниям успешно участвовать при дележе этого «пирога», надо укрупняться и повышать капитализацию. Но стимул есть: по экспертным оценкам, на кону стоит около 3 млрд долл., это практически столько же, сколько сейчас составляет весь объем российского рынка IT-услуг.
Связано это, в первую очередь с
большим количеством
С ужесточением российского законодательства в области авторского права можно ожидать в ближайшие 3-5 лет увеличения сегмента ПО. Причем данный рост будет обеспечен, в первую очередь, за счет организаций. Рост сегмента программного обеспечения для индивидуальных пользователей прогнозируется не ранее чем через 5-7 лет, что объясняется высокой стоимостью программных продуктов, недоступных для значительной части населения. Если компании, опасаясь возможных последствий использования контрафактного ПО, уже приобретают лицензионные продукты, то частные пользователи чаще всего не готовы к приобретению таких продуктов.
По прогнозам экспертов, объем российского экспорта в сфере информационных технологий к 2010 году может достичь 10 миллиардов долларов ежегодно против 2 миллиардов долларов в настоящее время. В то же время российские компании испытывают серьезное давление на мировом рынке со стороны конкурентов из Китая, Индии и других развивающихся стран (таблица 1).
6.3Проблемы становления информационной экономики в России.
В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему:
1.на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не права собственности, а права пользования;
2.возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;
3.информационно-
С конца
1980-х годов распространение
В России после перестройки вплоть до 2000 г., до подписания Окинавской хартии глобального информационного общества, проблема информационного общества не была популярной ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсах. В России только разворачиваются серьезные дискуссии по поводу того, что такое информационное общество. Появилась насущная необходимость не только осознания глобальных трансформаций, происходящих в связи с распространением ИКТ в российской социально-экономической и политической среде, но и принятия срочных мер, направленных на включение России в глобальное информационное общество.
Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире.
Однако существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается.
Для России
это чревато и внутренними
и внешними проблемами. Ее менее
развитые регионы и наименее обеспеченные
слои населения все более
Тем не менее, с середины 1990-х годов в то время, как материальное производство в стране падало, информационное производство росло и продолжает расти. Сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих, заняв пустовавшую на российском рынке нишу. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видеоразвлечений пользуется большим спросом. Производство интеллектуальных продуктов всегда было сильной стороной России, однако слабая прагматическая ориентация населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но здесь помог переход к рынку. Совпадение во времени информационно-коммуникационной революции и переход страны к рыночному развитию оказались благоприятными с точки зрения развития информационного общества.
По принципу самоорганизации информационное общество в стране быстро развивается.
Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно, прежде всего потому, что, как и везде, при чисто рыночном развитии за бортом остаются социально уязвимые слои населения (дети, старики, инвалиды), так как рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи. Нужно определить, за что отвечает государство, роль которого в этой сфере - защищать, просвещать и содействовать.