Информационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли рынка информации в современной экономической системе и выявление его положения в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить место информации в экономической системе;
- охарактеризовать информацию как экономическую категорию;
- исследовать проблему формирования рынка информации в условиях российской экономики;
- определить пути и перспективы развития российского рынка информации.

Содержание работы

Введение:
1.Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики.
2.Теория информационного развития экономики. Основные понятия.
3.Концепции информационного развития общества. Концепция информационного общества Э.Тоффлера.
4.Информация ,знания и информационные технологии как фактор производства. Информационный капитал как форма существования знаний.
5.Интернет и общество в современном мире. Интернет и информационное общество в настоящее время.
6.Российский рынок информации и информационных услуг. Основные тенденции развития российского рынка информации. Особенности структуры российского рынка информации.

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Информационная экономика.docx

— 792.25 Кб (Скачать файл)

Ракитов А.И. в работе "Будущее  России: социально-технологическая  модель" рассматривает технологические  основы развития общества. Он выделяет пять технологических укладов. "Каждый из этих технологических уровней  становился возможным благодаря  происходившей в соответствующий  исторический период информационной революции. Информационный фактор, в глобально-историческом масштабе, является решающим для понимания  человеческой истории и перспектив развития общества. Разумеется, жизнь  общества не сводится к одной лишь технологии. Важнейшие факторы его  развития — культура, религия, искусство, национальные традиции и социальное творчество. Но, признавая это, следует  ясно понимать, что в основе всех этих видов человеческой активности лежат фундаментальные технологии и процессы". Под технологией Ракитов понимает "сложную систему, в основе которой — применение орудий, инструментов, аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, финансовыми, энергетическими, сырьевыми), наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и иных последствий, связанных с внедрением данной технологии". Одной из важнейших задач современной России он считает создание высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования, благодаря которому можно решить проблемы развития инновационных процессов и внедрения высоких технологий во все сферы деятельности — в производство, науку, образование, культуру и быт. "Выработка современной государственной политики, в первую очередь технологической, создание правового демократического государства, превращение России в страну, привлекательную для жизни, невозможны без революции в сфере национального образования, а она также предполагает внедрение высоких образовательных информационных технологий"

3.1Концепция информационного общества Э.Тоффлера.

Концепция "информационного  общества" – это разновидность  теории постиндустриализма, основу которой  заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер.

Но компьютер только в  том случае окажет воздействие на общественный организм, когда его  применение будет продуманным, соотнесенным с характером общественных связей.

Мы подыскиваем слова, чтобы описать всю мощь и размах этих необыкновенных перемен. Некоторые  говорят о смутном космическом  веке, информационном веке, электронной  эре или глобальной деревне. Збигнев  Бжезинский сказал, что мы стоим  перед технотронной эрой. Социолог Дэниэл Белл описывает приход "постиндустриального общества" Советские футурологи говорят об НТР – "научно-технической революции". Я же много раз писал о наступлении "супериндустриального общества" Однако ни один из этих терминов, включая мой собственный, не является адекватным.

До наступления эры  масс-медиа ребенок времен Первой волны, росший в медленно меняющейся деревне, строил свою модель реальности из образов, полученных только от учителя, священника, официального лица и, конечно, от семьи. По словам психолога-футуролога Герберта Джорджуа, "в доме не было ни телевизора, ни радио, которые могли бы дать ребенку шанс встречи с разного рода незнакомыми людьми, идущими по разным дорогам жизни, людьми из разных стран... Очень немногие видели какой-либо заграничный город... В результате было мало людей, которым можно было подражать и следовать.

Их выбор был ограничен  еще и тем, что люди, с которых  они могли брать пример, сами имели  небольшой опыт встречи с другими". Образы мира, сформировавшиеся у деревенского ребенка, были очень скудными.

Вторая волна увеличила  число каналов, из которых индивид  черпал материал для формирования картины  мира. Ребенок пополнял свой образный ряд не только из природы и от людей, но и из газет, популярных журналов, радио и, позднее, от телевидения. Во всем остальном церковь, государство, дом и школа продолжали вещать в унисон, дополняя друг друга. Со временем средства массовой информации сами превратились в гигантский громкоговоритель. Их энергия текла по региональным, этническим, племенным каналам, стандартизируя образы, бытующие в обществе.

Сейчас Третья волна радикально меняет все это. По мере ускорения  перемен в обществе изменяемся и  мы сами. Нас настигает все новая  информация, и мы вынуждены постоянно  пересматривать картотеку образов. Старые, относящиеся к прошлой  жизни образы должны заменяться новыми, иначе наши действия не будут соответствовать  новой реальности, мы станем более  некомпетентными. Невозможно все охватить.

 

 

4.Информация, знания и информационные технологии, как фактор производства.

О том, что знание является одним  из основных фактором современного производства, свидетельствуют следующие факты.

Э. Денисон, сопоставив фактический рост производства США за 1929-57 г.г. с тем, каким бы он мог стать, если бы на протяжении всего этого периода технический уровень производства и квалификация работников были бы неизменными, пришел к выводу, что почти 2/3 прироста продукции было получено благодаря новому знанию и более рациональной организации производства.

Данный вопрос актуален и для  отечественной прикладной теории и  практики, поскольку по некоторым  оценкам запасы интеллектуальной собственности, имеющиеся у России, оцениваются  в размере 400 млрд. долларов США.

Как фактор производства информация и знания имеют специфичные свойства, резко выделяющие их из других условий  производства.

Во-первых, информация представляет собой  такое условие производства, которое  не потребляется в производственном процессе и может использоваться в неограниченном количестве воспроизводственных  циклов. Потребление информации тождественно формированию нового знания. В процессе коммерческого использования информация и знания не потребляются (в том  понимании, как потребляются другие производственные ресурсы), а наоборот наращиваются. В этом контексте, очевидно, что распространение информации тождественно ее самовозрастанию, исключающему применение к этому феномену термина "редкость" в классическом его понимании.

Во-вторых, процесс передачи информации основан на взаимодействиях между  субъектами рынка и невозможен без  соответствующих усилий не только ее производителя, но и потребителя. В  информации есть объективная сторона, связанная с затратами на получение  определенного пакета данных. Но ценность информации в высшей степени субъективна  и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. В связи  с этим амплитуда колебаний цен  на одну и ту же информацию, потребляемую различными пользователями, столь велика, что ставит под сомнение возможность  использования традиционных рыночных индикаторов для оценки ее стоимостного вклада в анализируемый бизнес.

В-третьих, создание знаний и информации представляется процессом сугубо индивидуальным; их стоимость не может быть определена исходя из "стоимости" произведшей  их "рабочей силы".

В-четвертых, информация, имеющая свойство безгранично распространяться, характеризуется  не редкостью, а избирательностью, в  результате чего, даже приобретя формальные права на информационный продукт, то есть став его собственником, не каждый может им воспользоваться, ибо для  этого требуется целый набор  качеств, отличающих современную личность.

Любое знание и значимая информация всегда являются уникальными. Они могут  тиражироваться. Но тиражирование не есть серийное производство, как в  случае с материальными объектами. И растиражированная идея не приводит к созданию нового объекта собственности и оценки. Она продолжает оставаться одной и той же идеей, одним объектом, к которому, в принципе, неприменимо множественное число. Разобраться, является ли участвующая в бизнесе информация (знания) объектом собственности или же это всего лишь незаконно используемый "клон" – непростая задача. Это связано с тем, что знания могут быть использованы не только личностью, достигшей их, но и теми, кто ознакомился с составляющей их информацией.

Несмотря на указанные специфические  особенности, информация и знания, как  и другие факторы производства, имеют  долгосрочный характер. Они могут  использоваться в производстве в  течение длительного периода  времени, участвуя не в одном производственном цикле. Использование информации и  знаний обеспечивает прирост стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад  в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими ("классическими") факторами производства.

Одним из примеров использования знаний как фактора производства является создание технопарков.

Другой пример - научно-промышленные "кластеры", в задачу которых  входит эффективное освоение и практическая реализация новых научных идей. Под "кластерами" понимаются деловые  и научные контакты между учеными, инженерами и бизнес-сообществом. Развитие и использование "кластерных" форм сотрудничества ученых, инженеров и бизнесменов стало объективно необходимым вследствие их высокой эффективности в экономическом освоении новых научных идей.

Следующий пример – венчурное инвестирование. Смысл венчурного бизнеса в том, чтобы представить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения. Венчурный капитал — это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в новые и быстрорастущие компании, многие из них — малые высокотехнологичные фирмы, реализующие инновационные проекты, для которых трудно привлечь традиционные инструменты финансирования, такие как банковские кредиты, лизинговые программы или выпуск акций на бирже. Венчурные инвесторы предоставляют таким перспективным фирмам финансирование в надежде на их быстрый рост и будущие высокие прибыли. Быстроразвивающийся сектор высокотехнологичных фирм играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик многих стран.

4.1Информационный капитал, как форма существования информации и знаний.

Информация и знания в рамках конкретного предприятия приобретают  форму "интеллектуального капитала". В отличие от привычных всем основных и оборотных активов, таких как  земля, оборудование, сырье, деньги, интеллектуальный капитал почти невидим и неосязаем. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде "коллективного  мозга", аккумулирующего научные  и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный  опыт, общение и организационную  структуру, информационные сети и имидж фирмы. Сегодняшнее предприятие объединяет людей не в качестве простых источников физической энергии или придатков машин и механизмов, а в первую очередь как творческие личности. Оно отличается своим социологизированным характером. Отношения компании с новыми участниками являют собой пример субъект-субъектного взаимодействия, взаимопроникновения культур, пример процесса в высокой степени творческого и неповторимого, что революционным образом вторгается во все сферы деятельности предприятия. Составляющие интеллектуального капитала неоднородны. Несмотря на то, что все они порождены человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде знаний, неотделимых от обладающих ими людей, а другие образуют своего рода объективные условия применения этих знаний для повышения конкурентоспособности фирмы. При этом основу, стержень интеллектуального капитала составляет капитал человеческий. Характерной особенностью современного (постиндустриального) способа производства является то, что человеческий капитал является уже не одним из факторов производства, а становится системообразующим фактором не только в структуре интеллектуального капитала, но и во всем бизнесе предприятия.

Современные исследователи в области  теории интеллектуального капитала, например Иноземцев В.Л., выделяют в  нем следующие составные части:

- человеческий капитал;

- структурный капитал, который  в свою очередь состоит из

организационного капитала и клиентского  капитала.

Человеческий капитал включает в себя:

- квалифицированную, собранную  вместе рабочую силу и контракты  с выдающимися специалистами  и менеджерами;

- совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей  к нововведениям каждого из  сотрудников предприятия;

- систему ценностей, культуру  труда, философию бизнеса, которые  не могут быть скопированы  или воспроизведены в другой  организации.

Человеческий капитал подразделяется на общий человеческий капитал, т.е. знания, навыки, мыслительные процессы, способы восприятия, которые люди получают в системе формального  образования и специфический  человеческий капитал, т.е. знания и  умения, которые они приобретают  по ходу своей производственной деятельности и непосредственно на рабочих  местах.

Структурный капитал включает в  себя все то, что позволяет сотрудникам  компании реализовывать свой потенциал  в данном конкретном бизнесе.

К организационному капиталу относится  часть структурного капитала, которая  связана с функционированием  основного производства (бизнеса), в  том числе:

- интеллектуальная собственность  (авторские права, технологии, техническое  и программное обеспечение, компьютерные  программы, базы данных и др.);

- информационные ресурсы;

- электронные сети;

- организационная структура и  другие организационные аспекты,  обеспечивающие производительный  труд работников и сбалансированность  действий различных подразделений;

- эффективное управление и высокая  восприимчивость менеждмента к изменениям и нововведениям.

Клиентский капитал – это  все то, что способствует успешной реализации производимых продуктов  или услуг, в том числе:

• средства индивидуализации (патенты, лицензии, товарные знаки, фирменные  наименования и т.п.);

• деловые связи с поставщиками комплектующих;

• коммерческая сеть распространения  продукции (работ, услуг);

• известность клиентов;

• договоры технологического и маркетингового партнерства;

• эффективное участие в сообществах  добавленной стоимости (СДС).

Такое деление интеллектуального  капитала на составляющие элементы имеет  глубокий смысл. Если утрачен человеческий капитал, то автоматически теряет ценность структурный капитал. Какими бы прекрасными  разработками не обладала компания, реализовать  их будет некому. И наоборот, если утрачен структурный капитал, то персонал и менеджмент любой квалификации не сможет вести успешный бизнес. Примерно то же можно сказать о соотношении  организационного и клиентского  капитала. Если нулевую оценку получает любой из этих двух факторов, то обесценивается и другой. В результате нулевую  оценку получает весь структурный капитал  и, следовательно, интеллектуальный капитал  в целом.

Информация о работе Информационная экономика