Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:06, курсовая работа
Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект. Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка.
Введение
Понятие и характерные черты информационного рынка…………….5
Периоды развития информационного рынка…………………11
Сегментация информационного рынка………………………..13
Структура информационного рынка…………………………..14
Правовое регулирование информационного рынка в России………15
Проблемы и перспективы развития информационного рынка……..16
Перспективы развития информационного рынка…………….18
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….21
Введение
Информационный рынок
в литературе очень часто анализируется
как частный случай рынка товаров
и услуг. По этой причине в основном
рассматривается его
Рыночная экономическая система в России довольно молодая, и для нашей страны характерен низкий уровень развития конкуренции на рынках многих товаров и услуг, в том числе и на информационном рынке. Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка.
Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран. В своей работе я постараюсь описать проблемы развития такого вида рынка, затронуть понятия и составляющие элементы информационного рынка.
Цели и Задачи:
Основной целью курсовой работы является характеристика такого вида рынка, как информационного. А так же рассмотреть понятие и эффективность информационного рынка.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Понятие и характерные черты информационного рынка
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия информационного рынка, нужно выяснить, что такое информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов:
1. Природные (сырьевые);
2. Энергетические;
3. Материальные;
4. Финансовые;
5. Трудовые.
В современном обществе одним из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается. Подтверждением этому является следующий факт: информационные ресурсы становятся товаром, причем их совокупная стоимость на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Можно выделить несколько
основных подходов к понятию информационных
ресурсов. Юридическое толкование информационных
ресурсов принято в Федеральном
законе «Об информации, информатизации
и защите информации». Оно заключается
в следующем: «Информационные ресурсы
– отдельные документы и
Юридическое определение
информационных ресурсов сильно сужает
данное понятие. Люди воспринимают его
гораздо шире. К информационным ресурсам
нужно отнести все научно-
Информационные ресурсы
сейчас рассматриваются как
Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось в начале 1980 – х годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации.
Возможный способ классификации национальных информационных ресурсов:
1. Библиотечные ресурсы;
2. Архивные ресурсы;
3. Научно – техническая информация;
4. Правовая информация;
5. Информация государственных структур;
6. Отраслевая информация;
7. Финансовая и экономическая информация;
8. Информация о природных ресурсах;
9. Информация предприятий и учреждений и другое.
Наличие огромного количества
информационных ресурсов привели к
появлению развитого рынка
Как и на любом рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или ее собственники:
1. Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
2. Службы связи и телекоммуникации;
3. Бытовые службы;
4. Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей – продажей информации (рекламные агентства);
5. Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары, а в качестве дополнительной продукции – информацию о них;
6. Консультационные (консалтинговые) фирмы;
7. Биржи;
8. Частные лица (например, программисты) и другие.
Рынок информации и информационных продуктов является одним из важнейших сегментов рынка любой индустриально развитой страны. Относительная обособленность и специфический характер закономерностей его становления и развития обусловлены особенностями информации как продукта интеллектуального научного труда. Рассмотрим общие принципы формирования информационного рынка.
Информационный рынок включает в себя товарное обращение информации в ее «чистом» виде (патенты, лицензии, ноу-хау) и средства производства, представляющие собой новую технику, в которой информация содержится в овеществленном виде.
Доля информационного рынка в совокупных процессах товарного обращения, а также структура этого рынка определяются общими пропорциями воспроизводства, показывающими степень дефицита или избытка информационного продукта, состояние насыщенности наукоемкой продукцией. Регулирование этих пропорций осуществляется посредством механизма рыночного ценообразования.
Однако рыночные механизмы ценообразования воздействуют на процесс спроса и предложения с некоторым опозданием от требований хозяйственной практики, поэтому государство вынуждено принимать меры, позволяющие устанавливать и контролировать наукоемкость материального производства, например посредством ввода нормативов и методик начисления налоговых ставок.
Одним из наиболее эффективных средств воздействия на экономические интересы является косвенное регулирование развития сферы научной деятельности и наукоемких отраслей хозяйства, применяемое с большим или меньшим успехом во всех без исключения индустриальных странах. Налоговая и амортизационная политика являются главной составляющей государственного регулирования.
Существуют два принципиально различных подхода к финансированию сферы информационной деятельности: институциональный, когда финансируется конкретный научный коллектив, и программно-целевой, когда финансируется достижение конкретной конечной цели. При институциональном подходе к финансированию происходит предварительная оплата процесса научного труда, тогда как программно-целевой подход предусматривает оплату при наличии результата.
До настоящего времени в России преобладал институциональный подход, при котором сдерживался процесс формирования полноценного рынка информационных продуктов. При этом господство институционального финансирования наблюдалось не только на уровне бюджетных организаций, но и на уровне производственных структур. К примеру, большинство производственных предприятий финансировало свои конструкторские бюро независимо от их реальных результатов работы. Поэтому переход к программно-целевому подходу финансирования позволит решить ряд проблем, которые связаны с государственным регулированием рынка информационных продуктов. Однако интенсивная коммерциализация краткосрочных научных разработок может существенно повлиять на рост удельного веса прикладных исследований и тем самым оказать влияние на долговременные исследования в фундаментальных областях научного знания.
Развитие информационного рынка зависит от спроса на новые научные знания. Поэтому для понимания перспектив развития рынка информационных продуктов и принципов его государственного регулирования важнейшее значение имеет изучение проблем, связанных с инновационной активностью предприятий, которые являются основными потребителями научно-технической информации.
Для России вопрос становления и развития информационного рынка представляет собой проблему стратегической важности, поскольку от ее решения непосредственным образом зависят перспективы экономического развития, в том числе и определение места нашей страны в международном разделении труда.
Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации ее купли-продажи конечному потребителю.
Рынок информации делится на:
1. рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам;
2. рынок тиражированной информации. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение её – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.
Характерные черты рынка первичной информации:
1. максимально индивидуализирован;
2. минимальное количество участников (чаще всего с одним покупателем и одним продавцом);
3. конкуренция ограничена, во многих случаях отсутствует;
4. цена не является главным регулятором спроса и предложения;
5. неценовые факторы спроса, в первую очередь – риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель, определяют цену и тем самым регулируют рынок.
Существует несколько классификаций рынков информации.
Рынок информации подразделяется на два сегмента:
Информация в первом сегменте — научно-технические, политические, экономические, справочные, культурные и другие сведения — имеет относительно низкую цену.
Сведения же для бизнеса
обладают высокой стоимостью. Особенно
когда это конфиденциальная информация
— полученная из детективных источников
или через связи в