Информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект. Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка.

Содержание работы

Введение
Понятие и характерные черты информационного рынка…………….5
Периоды развития информационного рынка…………………11
Сегментация информационного рынка………………………..13
Структура информационного рынка…………………………..14
Правовое регулирование информационного рынка в России………15
Проблемы и перспективы развития информационного рынка……..16
Перспективы развития информационного рынка…………….18
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсак эконом.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

Рынок информации подразделяют на:

  1. сектор бытовой и развлекательной информации;
  2. сектор образовательной, научной и научно-технической информации;
  3. сектор деловой информации, состоящий, в свою очередь, из сегментов:
    1. демографической информации;
    2. финансово-биржевой информации;
    3. торгово-производственной информации.

Рынок информационных продуктов  условно может быть разделен и  на такие пять секторов:    

  1. рынок информации для специалистов:
    1. профессиональная информация;
    2. научно-техническая информация;
    3. доступ к первоисточникам;
  2. рынок деловой информации:
    1. биржевая и финансовая информация ;
    2. статистическая информация;
    3. коммерческая информация;
  3. рынок потребительской информации:
    1. новости;
    2. потребительская информация;
    3. развлекательная информация;
  4. рынок информационных услуг образования:
    1. новости;
    2. потребительская информация;
    3. развлекательная информация;
  5. рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ);

В свою очередь ранок ИКТ  разделяют на:

  1. цивилизованный рынок ИКТ:
    1. открытый рынок;
    2. вторичный рынок;
    3. рынок импорта;
    4. рынок экспорта;
  2. теневой рынок ИКТ:
    1. скрытый рынок;
    2. серый рынок;
    3. пиратский рынок.
  3. Рынок информации тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные дилеров государственных ценных бумаг — 1,32 %.
  4. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности. Предметом купли-продажи на рынке информации является также теле- и радиопродукция, книги, газеты, реклама и др.
  5. Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.

     Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.

 Информационный ресурс (или информационные услуги) на информационном рынке рассматривается в двух аспектах:

1.  Как материальный продукт, который можно продавать и покупать;

2.  Как интеллектуальный продукт с авторским правом.

 

Информационные услуги в  сфере бизнеса заключаются в  предоставлении определенной деловой  информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают  операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые  за плату осуществляют доступ пользователей  во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также  можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с  использованием телекоммуникационной сети).

По – настоящему рынок  информационных товаров и услуг  расцвел после широкого внедрения  микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании  микрокомпьютеров. Решающую роль в  формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы.

Российский информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров.

Информационные ресурсы  являются предметом торговли на информационном рынке.

Информационный рынок  – это система экономических, правовых и организационных отношений  по торговле продуктами интеллектуального  труда.

Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух аспектах:

1.  Как материальный продукт, который можно продавать и покупать;

2.  Как интеллектуальный продукт с авторским правом.

Информационный рынок  является частным случаем рынка  товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все  экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.

 

    1. Периоды развития информационного рынка

 

 

Можно выделить условно несколько периодов развития российского информационного рынка.

Началом формирования российского информационного рынка принято считать 1987 г., когда появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, которые способствовали развитию рынка деловой информации. В России информация давно признавалась товаром, но рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы.

С 1987 по 1992 гг. складывались благоприятные условия для развития рынка информационных продуктов и услуг. Для этого периода характерно:  

- Возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности;

-  Относительно высокий покупательский спрос;

-  Наличие дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных структур;

     -  Активность коммерческих фирм в информационной сфере с целью получения сверхприбыли;

-   Часть фирм в процессе разгосударствления информационной среды смогли приобрести собственность, которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами.

Либерализация экономики в 1992 г. привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Это и явилось началом следующего периода, когда:

  1. фирмы, продолжавшие заниматься информационным бизнесом, вынуждены были ориентироваться на потребности платежеспособных групп; 
  2. потребители информационных продуктов и услуг чаще всего были неплатежеспособными, и у них практически отсутствовала мотивация для покупки современного информационного обеспечения для развития производства и технологий; 
  3. информационная потребность предприятия ограничивалась сведениями о возможностях сбыта продукции.

Все это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, «вымыванию» дешевых услуг, и в результате информационное производство стало невыгодным. Отмеченные факты подтверждаются данными опроса этого периода, проведенного Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, о цели деятельности предприятия, которые распределились следующим образом:

29,8 % – выживание предприятия;

29,2 % – стабильность предприятия на рынке;

28,1 % – создание условий для развития;

12,9 % – интенсивное развитие.

Проблема становления рынка информации имеет много аспектов, поэтому перспективы развития информационного сектора в конечном счете зависят от общей концепции экономических преобразований, разработка которой осуществляется под воздействием множества факторов. 

Отдельные секторы информационного рынка способны саморазвиваться за счет платежеспособных потребителей информации. Наибольший интерес в этот период проявлялся к финансовой, правовой информации, консалтинговой и рекламной деятельности, поэтому не случайно зарубежные фирмы активно поддерживали рынок финансовой информации.

Возросший интерес к официальной информации и наличие потребительской среды способствовали развитию проектов, связанных с разработкой и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой политикой фирма «Консультант-Плюс». Постоянно совершенствовались продукты фирмы «Гарант-Сервис», настраиваемые на потребности различных групп потребителей. Система «Кодекс» стала популярной у дистрибьюторов различных регионов. Появилось более десятка фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Предприятия, организации и фирмы стали предъявлять качественно иные требования к информации. Ее полнота, достоверность, системность, надежность, удобство пользования стали основой ценности любой информации. Спрос на коммерческие базы данных значительно возрос. Постоянно пользовалась спросом информация о предприятиях, продуктах и услугах, по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных – дорогостоящий процесс, и как следствие – основные продукты сектора рынка стоили дорого.

Важнейшая проблема российского информационного рынка – правовая нерегламентированность передачи государственных информационных ресурсов в открытый доступ. Большинство министерств и ведомств имели (и имеют) при себе коммерческие структуры, которые бесплатно пользовались централизованно собранными ресурсами для создания информационных продуктов, однако распространяли их по достаточно высокой цене. Монополизм коммерческих структур препятствовал развитию конкуренции в информационной сфере. И как результат этого – потребители либо дорого платили за услуги элитным структурам, либо приобретали на «черном» рынке информационные продукты, которые часто оказывались недостоверными.

Следующий период развития информационного рынка (примерно с 2000 г.) связан с Internet, до прихода которого в Россию телекоммуникационные проекты не оказывали существенного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, хотя это несопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США. За последние годы увеличилось число пользователей, активно осваивающих технологии Internet, и этот сектор информационного рынка значительно укрепился. Однако проблема доступа к качественным информационным ресурсам остается.

 

    1. Сегментация информационного рынка

 

 

Фирма, производящая информационный продукт, заинтересована в изучении состояния информационного рынка, поэтому возникает необходимость в организации информационного маркетинга. Главными его принципами как рыночной концепции управления являются:   

  1. всестороннее изучение рынка спроса, вкусов и желаний потребителей;  
  2. приспособление предложения информационного продукта или услуги к требованиям информационного рынка;   
  3. воздействие на рынок и спрос в интересах организации или фирмы.

Комплексное и детальное изучение рынка позволяет разработать стратегию и тактику фирмы на определенный период. Разработанная программа маркетинга является базовым документом для регулирования деятельности как самой фирмы, так и ее подразделений.

Основными моментами информационного маркетинга являются: 

  1. Анализ информационного рынка; 
  2. Формирование цен на информационные продукты и услуги; 
  3. Установление взаимоотношений между производителем и потребителем (пользователем); 
  4. Рекламно-пропагандистская деятельность.

Анализ информационного рынка призван определить рыночную «нишу» для предлагаемого информационного продукта или услуги путем выявления потребностей в их функциональных параметрах. В результате выявляется, какой информационный продукт или услуга будет пользоваться спросом и каким требованиям он должен удовлетворять. Для этого проводится анализ аналогов продукта или услуги, которые уже представлены на информационный рынок. Анализ аналогов продукта или услуги, имеющихся на рынке, позволяет уточнить стандарты в отношении их параметров, т. е. содержательные и формальные характеристики. Содержательные характеристики, к примеру, базы данных (БД) отражают охват данными соответствующих предметных областей (отраслевой, территориальный и временной охват), объем данных, скорость поступления новых данных и их источник. Формальные характеристики БД отражают способ представления данных.

Необходимость сегментации рынка продиктована тем, что ориентация фирмы на определенный рыночный сегмент более перспективна, чем ее ориентация на рынок в общем. Основными критериями для выделения сегментов информационного рынка могут быть: профессиональная принадлежность пользователей, характер информационной деятельности, навыки работы на компьютере  (в интерактивном режиме).

Большинство аналитиков выделяют следующие секторы (сегменты) информационного  рынка:

1-й сектор – деловая  информация – состоит из следующих  частей:

–    биржевая и финансовая информация. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

Информация о работе Информационный рынок