Информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект. Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка.

Содержание работы

Введение
Понятие и характерные черты информационного рынка…………….5
Периоды развития информационного рынка…………………11
Сегментация информационного рынка………………………..13
Структура информационного рынка…………………………..14
Правовое регулирование информационного рынка в России………15
Проблемы и перспективы развития информационного рынка……..16
Перспективы развития информационного рынка…………….18
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсак эконом.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

–    статистическая информация. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые службы;

–    коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

 

    1. Структура информационного рынка

 

Информационный рынок  можно условно разделить на 3 части:

1.  Техническая – включает в себя аппаратные средства;

2.  Программная – включает в себя программные средства;

3.  Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных.

Коммуникативная часть информационного рынка.

Неотъемлемой частью данного  раздела информационного рынка  является сектор деловой информации, который включает в себя:

1. Сектор деловой информации.

Можно выделить несколько  видов деловой информации:

·  Биржевая и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;

·  Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;

·  Коммерческая информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;

·  Информация коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;

·  Новости из области экономики и бизнеса.

2. Сектор юридической  информации.

Он включает в себя системы  доступа к электронным сборникам  указов, постановлений и других документов, которые выпускаются органами государственной  и местной власти.

3. Сектор информации для  специалистов.

В данном секторе можно  выделить несколько частей:

·  Научно – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;

·  Профессиональная информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;

·  Доступ к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

4.  Сектор массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:

·  Информация служб новостей и агентств прессы;

·  Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.

Основными поставщиками электронной  информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.

Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.

Базы данных являются основой  для практически любых видов  услуг, оказываемых на современном  информационном рынке. 

 

  1. Правовое регулирование информационного рынка в России

 

Информационный рынок  давно рассматривается государствами  и международным сообществом  как объект правовых отношений. Очень  широк круг проблем, связанных с  информацией. Он включает в себя :

1.  Информация и результаты интеллектуальной деятельности;

2.  Информационные ресурсы как объект правового регулирования;

3.  Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;

4.  Конфиденциальность информации;

5.  Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;

6.  Массовая информация и массмедиа;

7.  Субъекты информационной деятельности;

8.  Информационные сети и электронные документы;

9.  Договорные связи в информационных отношениях;

10. Информационные ресурсы  органов государственной власти  и другое.

Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся  к охране прав собственности на информацию, появились еще в XIX веке, то есть задолго  до появления первых признаков информационного  общества и формирования информационного  рынка. Первыми шагами на этом пути были охрана авторских прав и регулирование  патентных отношений. В настоящее  время данные вопросы регулируются Законом «Об авторском праве  и смежных правах», принятым в 1993 году. Уже на ранних этапах продвижения  к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования  значительно обострились. Каждая страна идет в данном направлении своим  путем, но с другой стороны правительствами  и международными организациями  прилагаются усилия по созданию в  этой сфере международных признанных всеми правил. Юридические вопросы, связанные с информационной сферой, сложны и запутанны. Поэтому законодательства, решающего все соответствующие  проблемы, нет ни в одной стране мира.

В 1995 году был принят Закон  «Об информации, информатизации и  защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового  регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с  порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия  для включения РФ в международный  информационный обмен, закладывает  основы предотвращения бесхозяйственного  отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права  юридических и физических лиц  на информацию.

Важным элементом правовой системы РФ, связанным с информационным рынком , стал Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Он дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Данный закон определил, что авторское право распространяется на вышеуказанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

 
3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка 

 

Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием  информационного рынка:

1.  Реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

2.  Возможность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

3.  Сложность отбора качественной и достоверной информации при наличии большого ее объема;

4.  Сложность адаптации многих людей к среде информационного общества и необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

5.  Появление у некоторых людей (особенно молодых) психологических отклонений при столкновении с виртуальной реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;

6.  Сохранение социального расслоения людей при переходе к информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить социальную напряженность в обществе;

7.  Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.

Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.

Основные положения доктрины.

Объектами информационной безопасности в РФ являются:

1.  Все виды информационных ресурсов;

2.  Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

3.  Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и другое;

4.  Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

5.  Система формирования общественного сознания (мировоззрения, моральных ценностей, нравственных оценок, социально допустимых стереотипов поведения и взаимоотношений между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

В сферу национальных интересов РФ входят:

1.  Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;

2.  Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике;

3.  Развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

4.  Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются  методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно – технические и  экономические. В доктрине также  формулируются особенности обеспечения  информационной безопасности РФ в различных  сферах общественной жизни. Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки  и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Многие отечественные (в основном молодые) ученые эмигрируют за границу, имея перспективу хорошо оплачиваемой научной деятельности. Часть этих ученых являются носителями важной научно – технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств (в том числе и недружественные  России) прилагают усилия для привлечения  научных работников из стран, входивших  ранее в состав СССР. В связи  с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны. Доктрина информационной безопасности одной из важнейших объявляет  проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими  его группами населения, то есть данная проблема имеет прямое отношение  к национальной безопасности. Особенно важно преодоление информационного  неравенства в образовании, так  как:

1.  Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

2.  Велико различие уровней доходов семей учащихся;

3.  Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

 

    1. Перспективы развития информационного рынка

 

Проблемы информационного  рынка как экономического объекта  в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная  база. Однако на информационном рынке  данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка  гораздо более важен вопрос с  авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка  в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем  постепенного изменения общественного  сознания: люди не будут нарушать закон  в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.

Большой проблемой на информационном рынке остается проблема конфиденциальности информации. В связи с этим необходимо изменение законодательства: ужесточение  наказаний за разглашение или  распространение конфиденциальной информации. В последнее время  нередкими стали случаи распространения  конфиденциальной информации из государственной  сферы. В связи с этим необходимо ужесточение наказаний в сфере  должностных преступлений. Меры государственного вмешательства по ужесточению наказаний  за преступления в информационной сфере  не являются идеальными. Однако они  могут повлиять на общественное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В современном обществе одним  из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они  становятся товаром.

Информация о работе Информационный рынок