Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:06, курсовая работа
Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект. Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка.
Введение
Понятие и характерные черты информационного рынка…………….5
Периоды развития информационного рынка…………………11
Сегментация информационного рынка………………………..13
Структура информационного рынка…………………………..14
Правовое регулирование информационного рынка в России………15
Проблемы и перспективы развития информационного рынка……..16
Перспективы развития информационного рынка…………….18
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21
– статистическая информация. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые службы;
– коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:
1. Техническая – включает в себя аппаратные средства;
2. Программная – включает в себя программные средства;
3. Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных.
Коммуникативная часть информационного рынка.
Неотъемлемой частью данного раздела информационного рынка является сектор деловой информации, который включает в себя:
1. Сектор деловой информации.
Можно выделить несколько видов деловой информации:
· Биржевая и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;
· Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;
· Коммерческая информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;
· Информация коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;
· Новости из области экономики и бизнеса.
2. Сектор юридической информации.
Он включает в себя системы
доступа к электронным
3. Сектор информации для специалистов.
В данном секторе можно выделить несколько частей:
· Научно – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;
· Профессиональная информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;
· Доступ к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.
4. Сектор массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:
· Информация служб новостей и агентств прессы;
· Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.
Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.
Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.
Базы данных являются основой для практически любых видов услуг, оказываемых на современном информационном рынке.
Информационный рынок
давно рассматривается
1. Информация и результаты интеллектуальной деятельности;
2. Информационные ресурсы как объект правового регулирования;
3. Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;
4. Конфиденциальность информации;
5. Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;
6. Массовая информация и массмедиа;
7. Субъекты информационной деятельности;
8. Информационные сети и электронные документы;
9. Договорные связи в информационных отношениях;
10. Информационные ресурсы
органов государственной
Первые правовые акты по
регулированию проблем, относящихся
к охране прав собственности на информацию,
появились еще в XIX веке, то есть задолго
до появления первых признаков информационного
общества и формирования информационного
рынка. Первыми шагами на этом пути
были охрана авторских прав и регулирование
патентных отношений. В настоящее
время данные вопросы регулируются
Законом «Об авторском праве
и смежных правах», принятым в 1993
году. Уже на ранних этапах продвижения
к информационному обществу проблемы
правового информационного
В 1995 году был принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия для включения РФ в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.
Важным элементом правовой системы РФ, связанным с информационным рынком , стал Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Он дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Данный закон определил, что авторское право распространяется на вышеуказанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.
3. Проблемы и перспективы
развития информационного рынка
Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием информационного рынка:
1. Реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
2. Возможность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
3. Сложность отбора качественной и достоверной информации при наличии большого ее объема;
4. Сложность адаптации многих людей к среде информационного общества и необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
5. Появление у некоторых людей (особенно молодых) психологических отклонений при столкновении с виртуальной реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;
6. Сохранение социального расслоения людей при переходе к информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить социальную напряженность в обществе;
7. Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.
Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.
Основные положения доктрины.
Объектами информационной безопасности в РФ являются:
1. Все виды информационных ресурсов;
2. Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
3. Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и другое;
4. Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
5. Система формирования общественного сознания (мировоззрения, моральных ценностей, нравственных оценок, социально допустимых стереотипов поведения и взаимоотношений между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
В сферу национальных интересов РФ входят:
1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;
2. Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике;
3. Развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются
методы обеспечения информационной
безопасности страны, включая правовые,
организационно – технические и
экономические. В доктрине также
формулируются особенности
1. Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
2. Велико различие уровней доходов семей учащихся;
3. Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная база. Однако на информационном рынке данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка гораздо более важен вопрос с авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем постепенного изменения общественного сознания: люди не будут нарушать закон в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.
Большой проблемой на информационном
рынке остается проблема конфиденциальности
информации. В связи с этим необходимо
изменение законодательства: ужесточение
наказаний за разглашение или
распространение
Заключение:
В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.