Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой инфраструктура рыночной экономики наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует.

Содержание работы

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 4
2ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 12
2.1 Формирование инфраструктуры региональных рынков 12
2.2 Формирование торгово-посреднической инфраструктуры 13
2.3 Внешнеэкономическая инфраструктура 15
2.4 Финансово-кредитная инфраструктура 18
2.5 Информационная и экономико-правовая инфраструктура 20
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 24
4ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 51.83 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение рыночной инфраструктуры лишь с точки зрения организационно-технических  проблем уводит от главного - экономических  отношений, в которые вступают между  собой субъекты экономики страны в сфере обращения товаров  и услуг.

Необходимо разделять, с одной  стороны, материально-вещественное содержание рыночной инфраструктуры, ее экономический  потенциал, который можно определить как систему материально-технических  условий функционирования системы  рынков (складские здания и сооружения, торговые сооружения, торговые площади, торгово-складское оборудование, здание и оборудование бирж, коммерческих центров и т.д.), и, с другой стороны, экономические отношения по поводу деятельности субъектов рынка, направленной на создание условий товарно-денежного  обращения, носителем которых (отношений) является рыночная инфраструктура.

Следовательно, находясь в тесном взаимодействии со всей системой экономических  отношений воспроизводственного процесса, рыночная инфраструктура выступает как необходимое условие для благоприятного развития всех хозяйственных субъектов региональных рынков. Развитие рыночной инфраструктуры вносит существенный вклад в ускорение развития производительных сил общества через повышение эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающих благоприятные условия для развития бизнеса. Рыночная инфраструктура должна быть адекватна уровню развития производительных сил в обществе на каждом этапе его развития. Современная экономика требует наличия мощных торгово-складских комплексов, информационно коммерческих сетей, высокоэффективных средств финансово-кредитных расчетов и др. Особенно важную роль рыночная инфраструктура играет в размещении производительных сил и экономическом развитии регионов. Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры в ряде районов Российской Федерации неизбежно приводит к снижению деловой активности слабому развитию региональных рынков, нарушению нормального воспроизводственного процесса в регионах.

Рыночная инфраструктура представляет собой каркас, на котором основывается система региональных рынков. Формирование развитой системы рыночной инфраструктуры является объективно необходимой предпосылкой эффективного функционирования всего  регионального воспроизводственного процесса в условиях рыночной экономики. Рыночная инфраструктура объединяет сферы  производства, обращения и потребления  в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота  материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя  повышению эффективности общественного  развития.

Комплексное исследование проблем  развития рыночной инфраструктуры с  позиций ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами в процессе регионального  воспроизводства предполагает рассмотрение различных аспектов ее формирования и функционирования, что вызывает необходимость применения методологии системного подхода. Рыночная инфраструктура представляет собой сложную организационно-экономическую систему, основными звеньями которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования информационно и правового обслуживания и др. функционирующие в социально-экономической среде. Рыночная инфраструктура как организационно-экономическая система обладает внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями входящих в ее состав элементов и находится в непосредственном взаимодействии с другими системами экономики региона, соединена с ними прямыми и обратными связями, изменяющимися во времени и пространстве.

 

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

2.1 Формирование инфраструктуры  системы региональных рынков

 

Устойчивое развитие экономики  региона в многом зависит от развитости и надежности инфраструктуры. Период перехода к развитым рыночным отношениям связан с созданием новых элементов  необходимой рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура страны должна обеспечить осуществление процессов  экономического развития на основе сочетания  экономических интересов хозяйствующих  субъектов и непрерывности материально-вещественных и финансово-кредитных потоков  и денежного оборота. Переход  к рынку невозможен без создания адекватной системы инфраструктуры, поэтому наряду с осуществлением приватизации антимонопольного регулирования, совершенствованием законодательства и т.д. первостепенной задачей является инфраструктурное обеспечение региональных рынков.

Процесс формирования развитой системы  рыночной инфраструктуры довольно длителен и связан с возможностями ресурсного обеспечения. Причем его осуществление  объективно связано с конкретной территорией и во многом зависит  от территориальной организации  сферы обращения в каждом отдельном  регионе или городе.

Например, анализ процессов развития рыночной инфраструктуры в Сибири показывает, что по степени подготовленности инфраструктуры к развитым рыночным отношениям ее можно классифицировать в следующие группы:

1) инфраструктура, которая по своим  технико-экономическим параметрам  и характеру размещения отвечает  требованиям современного рынка;

2) инфраструктура, оставшаяся от  планово-распределительной системы  и требующая полной реконструкции  с учетом современной технологии, организации рынка и коммерческой  деятельности;

3) новые виды инфраструктуры, создающиеся  для обслуживания новых видов  рыночных отношений - финансово-кредитная,  информационная, внешнеэкономическая  и др.

Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы гарантировать  высокую эффективность функционирования социально-экономической среды как  непременного условия развития экономики  региона.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры можно определить как  систему материально-технических  объектов, создающих условия функционирования региональных рынков.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские  помещения, торговые площади, торговое оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и  оборудование таможенных организаций, торговые терминалы и др. материально-технические  объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

 

2.2 Формирование торгово-посреднической  инфраструктуры

 

Торгово-посредническая инфраструктура региона включает биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой  торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации и  др.

Важная роль в формировании и  развитии рыночной инфраструктуры принадлежит  региональным товарным и фондовым биржам. Для того чтобы наиболее полно  охарактеризовать их роль и значение в формировании региональных рынков, надо проанализировать предпосылки  их образования, сформулировать черты  и особенности функционирования бирж в России, обосновать основные функции бирж в условиях перехода к рыночной экономике. При формировании системы региональных бирж следует  учитывать исторический опыт их развития не только в России, но и за рубежом. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи  специализировались на определенных видах  продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным  контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с  введением НЭПА и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.

Прежде всего возникновение  бирж вызвано объективными потребностями  субъектов рыночной экономики, деятельность которых резко активизировалась в условиях экономической самостоятельности, а также разрушением вертикальных хозяйственных связей и потребностью производителей найти замену распределительной  системе бывшего Госснаба.

Воссоздание товарных бирж в регионах России в 1991-1993 гг. в новых социально-экономических  условиях происходило при:

  1. дефиците товаров потребительского и производственного назначения;
  2. высоком уровне монополизации производства и товарного обращения;
  3. отсутствии развитой системы рыночной инфраструктуры;
  4. отсутствие регулирующего биржевые торги;
  5. недостаточном информационном обеспечении региональных рынков.

В 1995 г. в России действовало 95 товарных бирж и товарных отделов товарно-фондовых бирж.

В начальный период развития рыночных отношений (1991-1992 г.) на территории России функционировало свыше 100 товарно-сырьевых, товарных и товарно-фондовых бирж. В  этот период биржи были только на стадии становления, поэтому их роль в развитии рынка не стоит переоценивать, так  как в условиях дефицита товаров  и монополизации производства и  обращения, биржи становились местом формирования высокие «спекулятивных»  цен. При этом они не располагали  информационной базой для характеристики районов тяготения партнеров, а  также количественными и качественными  характеристиками размещения производства и потребления продукции.

Развитие бирж в регионах России происходило в следующих направлениях:

1. Создание новых бирж и их филиалов в городах России (процесс экстенсивный);

2. Создание брокерских фирм и контор;

3. Расширение поиска иностранных партнеров для развития торговых сделок;

4. Образование региональных союзов бирж.

Участие фондовых бирж в осуществлении  процессов приватизации в России было недостаточным. В период начала приватизации в России было недостаточным. В период начала приватизации при  многих товарных биржах были созданы  фондовые отделы, которые осуществляли куплю-продажу ценных бумаг. В дальнейшем, с ростом масштабов приватизации, эти отделы развернули активную деятельность и многие из них трансформировались в специализированные фондовые биржи.

В отличие от развитых капиталистических  государств товарные биржи в Росси  представляют собой не просто организованные оптовые рынки, а являются многопрофильными коммерческими корпорациями, основанными  на различных формах собственности  и действующими в сфере обращения  регионального воспроизводственного процесса.

2.3 Внешнеэкономическая инфраструктура

 

Основными задачами развития внешнеэкономической  инфраструктуры являются:

- обслуживание внешнеторговых  операций субъектов региональной  экономики;

- обеспечение валютно-финансовых  расчетов с иностранными фирмами;

- таможенное оформление экспорта  и импорта товаров;

- участие в процессе создания  совместных предприятий и международных  организаций в качестве консультанта;

- содействие в размещении акций  предприятий и банков региона  среди иностранных инвесторов;

- консультирование и посредническая  деятельность по организации  финансирования международных проектов  по развитию экономики региона;

- консультирование и подготовка  документации для открытия кредитных  линий в международных банках;

- консультирование и подготовка  заявок на получение грантов  для экономического развития  региона и технической помощи  от международных организаций.

Развитие внешнеэкономической  инфраструктуры может стать главным  фактором, обеспечивающим приток иностранных  инвестиций. Деятельность в этом направлении  предполагает тесное сотрудничество с  комитетами и комиссиями законодательных  и исполнительных органов власти областей и краев России а также  с научными и общественными организациями  при разработке заявок, проектов и  обоснований в различные международные  фонды и организации. Так, например, одним из перспективных сибирских  проектов, имеющим реальные шансы  ля получения грантов по линии  ООН, ЕЭС и других международных  организаций и фондов, является проект создания международного научно-экологического центра комплексного изучения ресурсов бассейна озера Байкал с соответствующим развитием комплекса инфраструктурных объектов (транспорта, связи, торгово-бытового, гостиничного обслуживания и т.д.).

Главной предпосылкой развития внешнеэкономической  инфраструктуры является формированием  внешнеэкономического потенциала региона. Род внешнеэкономическим потенциалом  региона понимается совокупность природных, производственных, научно-технических  и трудовых ресурсов региона, которые  могут быть использованы в целях  развития международных экономических  связей с ближним и дальним  зарубежьем.

Информация о работе Инфраструктура рынка