Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой инфраструктура рыночной экономики наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует.

Содержание работы

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 4
2ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 12
2.1 Формирование инфраструктуры региональных рынков 12
2.2 Формирование торгово-посреднической инфраструктуры 13
2.3 Внешнеэкономическая инфраструктура 15
2.4 Финансово-кредитная инфраструктура 18
2.5 Информационная и экономико-правовая инфраструктура 20
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 24
4ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 51.83 Кб (Скачать файл)

При общем уровне развития рыночной инфраструктуры страны, характерна неравномерность  и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающаяся в различно степени развитости ее отдельных элементов, а также  неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам страны.

Так, значительная часть кредитно-финансовой инфраструктуры сосредоточена в  г.Москве, Ге плотность банковской сети составляет 8 единиц на 100 тыс. человек. В регионах Сибири плотность банковской сети всего 0,7-0,8. Обеспеченность торгово-складской  инфраструктурой в районах Сибири в 1,6-3,6 раза ниже, чем в Московской области.

За чьи средства должна создаваться  и развиваться рыночная инфраструктура: государственные или частные? В  рыночной экономике создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства, ведь это традиционная форма государственного участия  в рыночной экономике. Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка являются средства государственного бюджета. Причинами является то, что  услугами инфраструктуры рынка пользуются все. не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал неохотно участвуют в создании объектов инфраструктуры из-за крупных первоначальных инвестиций, длительных сроках их окупаемости и  из-за малой прибыльности этих инвестиций.

В связи с тем, что в новых  условиях происходит изменение методологии  управления экономикой на всех уровнях - народнохозяйственном, отраслевом, региональном, меняются требования к экономическому механизму регулирования воспроизводственного процесса при переходе к развитым рыночным отношениям. Необходима разработка новых теоретических и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Круг инфраструктурных отраслей меняется, например, появление компьютеров, сотовых  телефонов, космических кораблей «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика  и дороги решают все экономические  проблемы, а информация. а все  это - результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития. И мы тому свидетели.

 

4 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В настоящее время перед научными и практическими работниками  встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, возникающих в процессе перехода к рынку как на уровне России в  целом, так и на уровне ее административно-территориальных  образований. Известно, что характер распространения рыночных отношений  в системе хозяйственного механизма, а также территориальная организация  рынков и рыночной инфраструктуры в  условиях, например, Сибири имеют свою специфику, проявляющуюся в особых условиях снабжения этих районов  энергоресурсами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления. Поскольку  незаинтересованность предприятий  в условиях рынка вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с  длительными сроками окупаемости  и жесткая финансово-кредитная  полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть, забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления. Без разработки концепции и программы  развития рыночной инфраструктуры, а  также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных  форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.

Цель разработки такой программы  состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и  обобщения мнений специалистов обосновать направления развития основных элементов  системы рыночной инфраструктуры и  обеспечить их реализацию с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.

При разработке программы можно  выделить основные блоки:

Первый блок. Развитие рыночной инфраструктуры в системе экономики. Разработка этого блока связана с исследованием  следующих направлений:

анализ структуры производства с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценка уровня насыщения  рынка товарами и услугами,

анализ условий экономического роста:

а) расширение производственно-технологических  мощностей

б) привлечение новых производств  в интересах повышения уровня социально-экономического развития:

в) стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование  ресурсного потенциала

г) оценка возможности привлечения  дополнительных финансовых источников для развития рыночной инфраструктуры, расширения ее экономического потенциала и его обновления с целью приведения его в соответствие с современными требованиями мирового рынка;

 оценка развития конкурентной  среды в инфраструктурной сфере:

а) характеристика уровня монополизации  различных видов рыночной инфраструктуры;

б) анализ процесса разгосударствления и приватизации предприятий рыночной инфраструктуры и оценка результатов  этого процесса;

оценка возможностей рыночной инфраструктуры в эффективном обслуживании межрегиональных  и внешнеэкономических связей.

2. Второй блок. Развитие торгово-посреднической  инфраструктуры:

         анализ состояния материально-технической базы оптовой и розничной торговли, сферы рыночных услуг ;

анализ состояния материально-технической  базы транспортной системы;

анализ состояния материально-технической  базы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие  субъекты коммерческой информацией;

 финансово-кредитная сфера,  уровень ее развития и роль  в обеспечении финансовых потребностей  сферы товарного обращения.

3. Третий блок. Развитие внешнеэкономической  инфраструктуры.

Возможности использования внешнеэкономической  инфраструктуры должны опираться на исследование следующих направлений:

анализ интересов в развитии внешнеэкономических связей;

анализ интересов государств ближнего и дальнего зарубежья в развитии экономических связей

анализ эффективности внешнеэкономических  связей.

4. Четвертый блок. Прогнозирование  спроса на потребительские товары  и услуги.

Анализ тенденций, формирующихся  на рынке потребительских товаров  и услуг, включает:

         прогноз денежных доходов населения и структуры расходов;

прогноз изменения цен на потребительские  товары и услуги и определение  условий, необходимых для их стабилизации;

 прогноз распределения потребительских  групп по уровню доходов и  анализ предпочтений по различным  доходным группам.

5. Пятый блок. Оценка влияния  региональных органов власти  на активизацию развития рыночной  инфраструктуры:

координация деятельности предприятий  рыночной инфраструктуры в целях  усиления их кооперации для создания благоприятного предпринимательского климата в экономике и повышения  конкурентных позиций

 стимулирование предпринимательской  деятельности в сфере рыночной  инфраструктуры и ее малых  форм;

 непосредственное финансовое  и организационное участие в  формировании системы рыночной  инфраструктуры;

координация деятельности областных, городских и районных органов  власти в интересах развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры.

6. Шестой блок. Совершенствование  правовой основы развития рыночной  инфраструктуры:

 анализ действующего законодательства  с позиций его соответствия  современным требованиям рыночной  инфраструктуры;

 разработка предложений по  совершенствованию федерального  законодательства в сфере развития  рыночной инфраструктуры;

 совершенствование областных  и местных правовых положений  и нормативов в сфере развития  рыночной инфраструктуры;

 приведение в соответствие  областных и местных правовых  положений и нормативов.

Седьмой блок. Государственное регулирование  и материально-финансовая поддержка  программы развития инфраструктуры,

 исследование роли экономики  и в формировании экономических  связей, обеспечивающих развитие  рыночной инфраструктуры;

 материально-финансовая оценка  ресурсов, необходимых для реализации  программы развития рыночной  инфраструктуры

 воздействие реализации программы  на процесс формирования и  развития всей системы, региональных  рынков.

8. Восьмой блок. Сбалансированность  материально-вещественных и стоимостных  потоков:

 анализ инвестиционно-строительных  возможностей в части строительства  объектов рыночной инфраструктуры;

 прогноз потребности в финансовых  ресурсах и источников их формирования;

 оценка возможностей финансово-кредитной  базы в развитии рыночной инфраструктуры.

9. Девятый блок. Организационно-управленческая  структура:

 исследование проблем создания  организационных структур (От дел  координации рыночной инфраструктуры  при Администрации области, его  функции и взаимодействие с  другими структурами управления  и общественными негосударственными ассоциациями и союзами предпринимателей, коммерческих банков и др.).

Относительная самостоятельность  различных типов рынков, с одной  стороны, и их взаимная зависимость  друг от друга, с другой, делают необходимым  совместное рассмотрение системы мероприятий  программы формирования и развития рыночной инфраструктуры и механизма  ее реализации.

Разработка системы мероприятий  развития рыночной инфраструктуры региональных рынков включает следующие элементы:

целевые установки, определяющие направление  деятельности в сфере каждого  типа рынка, их качественные характеристики и прогноз возможных количественных параметров;

        организационную структуру, осуществляющую регулирование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры;

 необходимые финансовые и  материальные источники, обеспечивающие  деятельность рыночной системы;

 методы воздействия, обеспечивающие  нормальные условия деятельности  рыночной системы и достижение  социально-экономических целей развития

К наиболее важным мероприятиям реализации программы формирования и развития рыночной инфраструктуры могут быть отнесены следующие:

 разработка новых форм регионального  экономического механизма, позволяющих  обеспечить формирование системы  инфраструктуры региональных рынков;

 создание механизма взаимодействия  субъектов рыночных отношений:  розничных, оптово-сбытовых, производственных, кредитных, финансовых и других  организаций и на основе согласования  их интересов с учетом различных  форм собственности;

формирование конкурентной среды  па основе научно обоснованных форм и  методов разгосударствления предприятий  сферы производства и обращения;

 разработка форм и методов  регионального регулирования, рыночной  инфраструктуры

 создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие  торговли и промышленности, а  также эффективные межрегиональные  и внешнеэкономические связи;

 развитие специализированной  инфраструктуры различных типов  региональных рынков, обеспечивающей  быстрое продвижение товаров  и высокую скорость обращения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цели и задачи, поставленные в  этой работе, были достигнуты.

Рассмотрев само понятие «рыночная  инфраструктура», ее функциональные подсистемы, на основе экономической литературы проанализировав проблемы инфраструктуры рынка в курсовой работе были предложены пути решения проблем формирования рыночной инфраструктуры России.

Необходимо обосновать направления развития основных элементов системы рыночной инфраструктуры и обеспечить их реализацию с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.

Необходима разработка новых теоретических  и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном  уровне, так и на уровне субъектов  федерации.

Круг инфраструктурных отраслей меняется, например, появление компьютеров, сотовых  телефонов, космических кораблей «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика  и дороги решают все экономические  проблемы, а информация. а все  это - результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития. И мы тому свидетели.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: Бек. 2006. 
  2. Баранов А.О. Лекции по макроэкономике. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2007 г.
  3. Барсегян В.О. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию. Курс лекций, 2006 г.
  4. Биржевая деятельность. / Под ред. проф. А.Г. Грязневой, Р.В. Корнеевой, В.А. Голановой. - М.: Финансы и статистика; 2005 - с. 541.
  5. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Москва: ИНФРА-М, 2001 г.
  6. Гурова Т., Полунин Ю. Инфраструктура для национального рынка // Эксперт, №ё - 2, 15.01.2007.
  7. Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории. - С-Пб, Питер; 2007 - с. 523
  8. Еряшшин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГМУ». М. 2009.
  9. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. М.: Дело, 2004.
  10. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. Курс экономической теории. Учебник, 4-е переработанное и дополненное издание. Киров: АСА, 2001 г.
  11. Носова С.С. Основы экономики. М.: КноРус, 2006.
  12. Паисков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Книжный мир, 2000 г.
  13. П. Хейне Экономический образ мышления. Учебник. -С-Пб.: Питер; 2001- с. 564
  14. Рубченко М. Никель - фаворит прошлого года, цинк - следующего // Эксперт, №1 - 2, 15.01.2007.
  15. Рынок и его основные особенности / Под ред. д-ра экон. наук О. Д. Никифорова. - С-Пб.: Альфа; 2001 - с. 376
  16. С.Л.Брю, К.Р.Макконелл. Экономикс. Учебник. т.1 - М.: ЮНИТИ; 2001 - с. 367
  17. Савченко П.В. Национальная экономика: Учебник. М., 2005.
  18. Top-Manager: Российская экономика: тенденции и перспективы. Ст. по материалам докладов руководителя Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования А. Белоусова. / №2 -2006 -с. 6-15с.
  19. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономистъ, 2006.
  20. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под общ. ред. Злобина Б. К. - М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2004.
  21. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. - М.: ИНФРА-М, 2005. 
  22. Экономика. Учебник. / Под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК; 2008-с. 816
  23. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
  24. www.customs.ru - Федеральная таможенная служба России.

Информация о работе Инфраструктура рынка