Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой инфраструктура рыночной экономики наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует.

Содержание работы

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 4
2ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 12
2.1 Формирование инфраструктуры региональных рынков 12
2.2 Формирование торгово-посреднической инфраструктуры 13
2.3 Внешнеэкономическая инфраструктура 15
2.4 Финансово-кредитная инфраструктура 18
2.5 Информационная и экономико-правовая инфраструктура 20
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 24
4ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 51.83 Кб (Скачать файл)

Большие перспективы имеет развитие внешнеэкономических связей областей с приграничными районами соседних стран и в других формах (развитие рыночной инфраструктуры на основе совместных проектов, приграничный туризм, совместное использование рекреационных ресурсов, водных ресурсов, совместное решение  экологических проблем и др.) Организацией этой деятельности и ее управлением  занимаются комитеты по внешнеэкономическим  связям.

Для развития внешнеэкономической  деятельности, например, в регионах Сибири, в настоящее время создаются  различные элементы рыночной инфраструктуры, преимущественно, в районах наибольшей активизации международных экономических  связей. Областные органы управления и коммерческие структуры активно  занимаются созданием инфраструктуры рыночной экономки, позволяющей обеспечивать выход на международные линии  связи и снабжение участвующих  во внешнеэкономических связях, предприятий  необходимой информацией через  сети «Интернет», и др. виды компьютерной связи, содействуют развитию дорожно-транспортных коммуникаций, примыкающих к этим предприятиям. Наряду с этим большое  внимание должно уделяться налаживанию  кооперации предприятий областей, производящих экспортную продукцию, с соответствующими заводами, выпускающими необходимые детали и комплектующие изделия.

С расширением внешнеэкономических  связей регионов открываются большие  возможности развития рынка продовольственных  товаров. Например, для Сибири особенно актуальной является организация бесперебойного круглогодичного снабжения населения  фруктами и овощами из Китая, Вьетнама, Кореи. Как показывают материалы  выборочных обследований, главным ограничивающим фактором в осуществлении этой задачи является слабое развитие рыночной инфраструктуры, низкий уровень обеспеченности овоще- и фруктохранилищами, холодильниками, складами, сложности с транспортировкой, таможенными, погрузочно-разгрузочными  операциям и т.д.

Для развития внешнеэкономических  связей регионов и привлечения иностранных  инвесторов необходимо активизировать деятельность внешнеэкономической  инфраструктуры в области обслуживания внешнеторговых операций, которая включает валютное кредитование внешнеторговых организаций, валютное кредитование частных  предпринимателей и малых торговых фирм под залог, операции с подорожными  чеками, кредитными карточками VISA проведение операций по валютному арбитражу, консультирование по вопросам оформления заявок на получение  международной технической помощи.

 

2.4 Финансово-кредитная инфраструктура

 

Переход к рыночной экономике вызвал потребность в банке-партнере, экономически заинтересованном в улучшении функционирования обслуживаемых субъектов региональной экономики в банке, который, аккумулируя  финансовые ресурсы предприятий, способствовал  бы их эффективному использованию для  развития предприятий, так и экономики  в целом.

Главная задача коммерческих банков - стимулировать развитие субъектов  рыночных отношений на основе внедрения  прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, способствующих ускорению  оборачиваемости оборотных средств, повышению рентабельности, укреплению расчетной дисциплины

В конце 80-х - начале 90- годов в экономике  России сложились определенные предпосылки  для создания системы коммерческих банков. Образование коммерческих банков в России началось с организации  кооперативных банков, так как  кооперативный сектор более подвижно реагирует на потребности субъектов  рыка. Затем началось образование  коммерческих банков, обслуживающих  государственные предприятия, объединения, организации. Одновременно создавались  межотраслевые коммерческие банки  на основе денежных средств крупных  предприятий. К настоящему времени  сформировались основы системы коммерческих банков России. Распределены они по принципу «центр - периферия» (см. табл.).

Коммерческие банки можно подразделить по форме собственности на акционерные  и банки, образованные на паевых началах; по целям и субъектам обслуживания - на универсальные и региональные, отраслевые и межотраслевые, инновационные  банки, образованные для обслуживания межотраслевых государственных  объединений, банки для обслуживания организаций и региональных органов  управления.

Можно выделить и основные принципы функционирования коммерческих банков:

· создание достаточной автономии  для коммерческих банков, разграничение  централизованного государственного ссудного фонда коммерческих банков;

· конкуренция между банками (предоставление всем субъектам рыночных отношений  свободы в выборе обслуживающего банка);

· регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центробанка;

· равноправное положение банков в  части перетока денежных средств  из централизованного ссудного фонда  в ссудный фонд коммерческих банков.

 

2.5 Информационная и экономико-правовая  инфраструктура

 

Информационная инфраструктура включает центры по изучению спроса и емкости  рынка, рекламные агентства, постоянно  действующие оптовые ярмарки  и аукционы, средства информатики  связи. Совершенствование информационного  обеспечения региональных рынков связано  с научным обоснованием прогнозирования  платежеспособного спроса, изучением  его динамики и пространственно-временных  характеристик. Для этого целесообразно  создание специализированных служб  по изучению спроса, которые позволят своевременно определять потребность  в различных товарах.

Центр по изучению спроса осуществляет следующие виды деятельности:

- разрабатывает анкеты по изучению  спроса на новые изделия и  совместно с предприятиями торговли  изучает спрос населения на  эти товары;

- составляет отчеты по изучению  конъюнктуры рынка по заказам  заинтересованных предприятий;

- проводит опросы торговых предприятий;

- широко использует информационные  материалы для изучения спроса  и для взаимовыгодного обмена  товарами;

- участвует в ярмарках, выставках  товаров изучает спрос и заключает  договоры с ассоциациями и  фирмами оптовой и розничной  торговли

Важным элементом информационного  сопровождения рынков выступает  рекламная деятельность. В условиях перехода к рыночной экономике рекламная  деятельность превращается из вспомогательного компонента системы сбыта в основной инструмент формирования спроса на товары и услуги.

Важные функции информационного  обеспечения выполняют постоянно  действующие оптовые ярмарки  и аукционы. При переходе к рыночным отношениям деятельность оптовых ярмарок  должна быть переориентирована на коммерческие функции. Основными функциями ярмарок  должны стать: сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков и  намерениях промышленных и торговых партнеров; прогнозные оценки спроса и  предложения.

Аукционы являются одной из форм рыночной продажи, осуществляемой по свободным  ценам, формируемым в процессе конкуренции. Аукционы проводятся для продажи  продукции и предприятиям, и фирмам. Специальная форма аукционной торговли - продажа населению продукции  производственно-технического назначения. На такие аукционы поступает продукция  предприятий, не требующаяся для  нужд собственного производства, материалы, оборудование, вещевое и хозяйственное  имущество, высвобождающееся в порядке  конверсии на предприятиях оборонной  промышленности и в воинских частях.

Материально-техническую основу обеспечения  информационных потоков в сфере  обращения составляют средства информатики  и связи, включающие в себя сети телефонной, телексной электросвязи, компьютерные центры и сети, спутниковую связь, информационные службы и др.

Одна из особенностей информатики  и связи как отрасли инфраструктуры - отсутствие непосредственной зависимости  выпуска продукции отраслями  материального производства от уровня ее развития. Прямую оценку эффективности  использования информатики и  связи для экономики дать сложно, поэтому средствам передачи информации между субъектами рыночной экономики  уделяется мало внимания.

В результате народное хозяйство несет  серьезный ущерб из-за потерь в  сфере обращения.

В условиях, когда в экономике  функционируют равноправные субъекты различных форм собственности, возникает  необходимость в разрешении хозяйственных  споров между субъектами рыночных отношений  с различными экономическими интересами. В дореволюционной России эти  функции выполняли коммерческие суды, которые разрешали такие  споры.

В период НЭПа возник Госарбитраж, который  выполнял функции коммерческих судов. Но по мере свертывания НЭПа он превратился  в придаток командно-административной системы.

При переходе к рынку вновь возникла необходимость в независимых  структурах, обеспечивающих разрешение экономических споров. Это привело  к преобразованию единой системы  органов Госарбитража в независимости  арбитражные суды, которые действуют  самостоятельно на уровне области, края, государства.

Биржевой арбитраж - орган в составе региональной биржи, основная задача которого заключается в разрешении споров, возникающих по биржевым сделкам биржевой торговли.

Арбитражные суды в условиях переходной экономики. имеют определенные особенности; так, закон, обязывающий заключать договоры в соответствии с госзаказом, влияет на характер разрешения споров. В условиях высокого уровня монополизации в ряде отраслей, при нарушении договоров, покупатели, находящиеся в зависимости от поставщиков, не обращаются в арбитражный суд, чтобы не испортить сложившихся отношений.

Важная роль в правовом обеспечении  развития процессов принадлежит  региональным правовым консультационным центрам, оказывающим субъектам  рыночной экономики следующие услуги:

- рекомендации по применению  законодательства в конкретных  сферах деятельности;

- проверка соответствия требованиям  законодательства проектов приказов, инструкций, распоряжений и др. документов;

- подготовка предложений по  определению прав и обязанностей  структурных подразделений предприятий,  ассоциаций, акционерных обществ,  фирм и т.д.;

- участие в разработке хозяйственных  договоров, условий поставки и  других документов, регулирующих  отношения субъектов рыночной  экономики;

- консультации по применению  экономических санкций;

- консультации по рассмотрению  претензий и хозяйственных споров;

- подготовка информационных материалов  по действующему законодательству;

- проверка на соответствие требованиям  законодательства проектов, решений  общих собраний акционерных обществ,  правления и т.д.;

- участие в разработке уставов,  положений для различных субъектов  рыночной экономики;

- подготовка учредительных документов;

- регистрация учредительных документов  в органах исполнительной власти;

- консультации по ведению арбитражных  процессов в арбитражных судах;

- консультации относительно порядка  производства расчетов с бюджетом  и по налоговым льготам;

- подготовка документов и консультации  по ведению внешнеэкономической  деятельности.

Функцию правового обслуживания субъектов  рыночных отношений различных форм собственности также выполняют  адвокатские конторы.

 

3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

Для переходного периода, особенно в его начальной стадии, для  России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры, от возрастающих потребностей в ее услугах для развития всей системы  рынков. Сопоставления показателей  обеспеченности предприятиями и  организациями рыночной инфраструктуры в России и США показывает, что  уровень обеспеченности основными  элементами рыночной инфраструктуры в  России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня США. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий  показатель по США на 72,7%, что можно  объяснить бурным ростом численности  бирж, брокерских и дилерских фирм и контор в 1991-1993 гг., выполнявших  в период отсутствия четкого биржевого  законодательства не свойственные им функции по оптовой торговле потребительскими и производственно-техническими товарами. Анализ показателей обеспеченности предприятиями оптовой торговли говорит об очень существенном (практически  в 5,8 раз) отставании как по численности  предприятий, так и их обеспеченности складскими помещениями и торгово-производственным оборудованием. При этом, обеспеченность объектами материально-технической  базы оптовой и розничной торговли за 1991-1995 гг. в ряде регионов России также сократилась.

Уровень обеспеченности по коммерческим банкам в России в 48 раза ниже, чем  в США, по небанковским финансово-кредитным  институтам - в 15 раз, страховым компаниям - в 7,3 раза. Но дело не столько в количественной характеристике обеспеченности, сколько  в очень существенном отставании по уровню и качеству оказываемых  торгово-посреднических и кредитно-финансовых услуг субъектам рыночной экономики, что в настоящее время является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности во многих производственных отраслях экономики, не способствует развитию малого бизнеса, не стимулирует привлечение иностранного капитала.

Информация о работе Инфраструктура рынка