Инновационная развитость российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена анализу уровня инновационной политики на примере порядка десяти компаний, в число которых входят такие общепризнанные компании, как ОАО Фаберлик, ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ОАО "ДИОД"

Файлы: 1 файл

Инновационная развитость российских предприятий.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» 
 

Экспериментальная курсовая работа в рамках НИР

«Роль предпринимательства  в модернизации российской экономики»

кафедры Микроэкономика 
 

на тему:

«Инновационное развитие российских предприятий» 
 
 
 
 

     Выполнил: студент 1 курса

     Факультета  «Финансы и кредит»

     Группы  ФК1-2

     Азнаурян  Д.Э.

     Научные руководители:

     проф. Юданов А.Ю.,

     Сергеева  А.Е. 
 
 
 

     Москва, 2011 

    План

  1. Введение
  2. Инновационное развитие в России
    1. Глава 1. Инновационная экономика: характеристика и проблемы
    2. Глава 2. Общий и частный анализ (изюминки) 12 исследованных инновационно-активных организаций
      1. Общее описание
      2. Частные примеры
          1. ОАО «Faberlic»
          1. ОАО «корпорация «ВСМПО-АВИСМА»
          2. ОАО «Завод экологической помощи и экопитания DIOD
  1. Заключение
  1. Список используемой литературы
  2. Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Свою  работу я бы хотел начать с того, что это мой первый опыт написания курсовой работы, поэтому я испытывал серьезную заинтересованность. Но данная курсовая работа является, скорее, эмпирическим исследованием о деятельности российских юридических лиц, патентовавших свои изобретения за границей, и поэтому рекомендации, предоставленные нашим вторым научным руководителем, а именно Сергеевой А.Е., были не пригодны.

      Узнав еще в начале февраля об исследовательском проекте, проводимым Центральным директоратом Европейской комиссии AEGIS по изучению предпринимательства, базирующегося на активном использовании знаний и инноваций, для экономического роста и социального процветания Европы, я был крайне заинтересован, впрочем, не только я, но и множество моих однокурсников. Как нам рассказывали, в прошлые годы исследований проводился некий кастинг на отбор студентов, способных к изучению предпринимательства в России, в этом же году все было иначе: в проекте участвовали желающие, которые, чувствуя сложности или по иным причинам, могли в любой момент отказаться от него.

      Все участники проекта были разделены  на группы, во главе которых стояли студенты-руководители, так называемые кураторы. Куратором моей группы была назначена Светлана Петрова. Нас предупредили, что никакие задержки недопустимы, так как у Финуниверситета есть жесткие контрактные обязательства, поэтому чувствовалась ответственность перед предстоящей работой.

      Нашей главной задачей являлось отыскивание  информации по организациям, активно  патентовавшим свои изобретения  за рубежом. На основе всевозможных найденных данных мы должны были заполнять листы сводной таблицы со списком всех фирм (НИИ, ВУЗов).  Всего было 5 листов: А-общие данные, B-российские патенты, Е-Вспомогательные материалы, D-темп роста выручки и С-численность занятых в той или иной организации.

      В листе А мы должны были ответить на основные вопросы, их всего было 11: код ОКВЭД (общероссийский классификатор вида экономической деятельности); год основания; способ основания/образования; происхождение предпринимателя; выживание фирмы;  если НЕТ, почему?;  если НЕТ, когда?; объем экспорта; заграничные филиалы; выход на биржу.   

      Листом В-российские патенты  должны будут заняться аспиранты.

      В листе Е-вспомогательные материалы  были предоставлены некоторые сведения о наших фирмах, которые исследовались прошлыми поколениями студентов. Если каких-нибудь сведений недоставало, например, если был известен официальный сайт организации, нужно было вписать самостоятельно. Если все-таки не удавалось найти, можно было попробовать набрать название фирмы латинскими буквами с наиболее распространенными доменами (ru,com,net и т.д.).

      В листе D нам нужно было максимально подробно узнать о темпах роста выручки. Путей нахождения было достаточно: в годовых отчетах на официальных сайтах предприятий; если они были не достоверны, то можно было воспользоваться платным информационным источником – СПАРК или простыми поисковыми сайтами (Яндекс, Google).  Если не получалось найти уровень выручки за все последние годы, нужно было постараться найти хотя бы за разные периоды времени с промежутком в 3-5 лет. Следовало помнить также о том, что НИИ и университеты не имели объемов выручки.

      И, наконец, в листе С-численность занятых необходимо было искать статистику по персоналу предприятия. Если не удавалось распознать информацию по последним годам, то, также как и листе D, нужно было узнать хотя бы несколько цифр, разнесенных во времени, чтобы определить динамику роста или спада численности занятых.

      У каждого было по 12-13 фирм, среди которых в моем списке было четыре НПО, два НИИ, один фонд, а остальное - ОАО и ЗАО.           
 

2. Инновационное развитие  в России

Глава 1. Общие проблемы инновационного развития России

      Великий английский историк, философ и политический деятель XVI-XVII вв. Френсис Бэкон говорил: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Это утверждение актуально в наше время и, на мой взгляд, будет актуальным во все времена. В настоящее же время многие считают, что высокая степень инновационного развития – один из факторов успешного промышленного развития стран. Создание новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе, и уровень обеспечения национальной безопасности. В странах с развитой экономикой 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т. е. в этих странах развивается инновационная экономика. Президент Центра региональной и инновационной политики, доктор экономических наук Ирина Викторовна Бойко определяет инновационную экономику как «национальную реакцию (населения, правительства, бизнеса) на значительные ограничения, возникающие на пути экономического роста или на изменения «правил игры» на мировом рынке»1. Основными признаками инновационной экономики являются:

  • наличие современных информационных технологий и компьютеризированных систем;
  • наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов;
  • ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;
  • создание и оперативное внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;
  • наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.

      Основными целями инновационной деятельности являются минимизация себестоимости  продукции и повышение качества технологических, организационных  и кадровых решений. При внедрении  высокоэффективной новой технологии наибольшее значение имеют следующие результаты:

  • сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда;
  • обеспечение непрерывного и стабильного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат времени;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;
  • повышение эффективности использования оборудования;
  • распространение инновации в другие предприятия на коммерческой основе.

Ход развития мировой  экономики показывает, что из 150 стран, вставших на путь рыночных преобразований и развития инноваций, только 10-15 могут претендовать на статус развитых. Всего 7-8 стран можно отнести к высокоразвитым, на их долю приходится 92% мирового объема наукоемкой продукции (доля США - 39%, Японии - 30%, Германии - 16%, Китая - 6%), поэтому Россию пока нельзя отнести ни к странам с инновационной или наукоемкой экономикой. В 2010 г., по прогнозам экспертов, мировой рынок наукоемкой продукции составил 3,5 трлн. долл., из них 1,2 трлн. долл. придется на информационные технологии, которые также важны для введения инноваций. России, чтобы войти в сообщество развитых стран, необходимо иметь 8-12% (250-360 млрд. долл. в год) на этом рынке.

Практика показала, что уровень развития инновационной  сферы (науки, технологий, наукоемких отраслей) создает основу устойчивого экономического роста, определяет границы между богатыми и бедными странами. Поэтому формирование национальных инновационных систем (НИС) является главным фактором долгосрочного роста мировой экономики. НИС - это совокупность государственных и частных организаций (предприятий), ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также органов управления и источников финансирования. В большинстве случаев деятельность таких систем регламентируется совокупностью законодательных и нормативных актов, инструкций и нормативов. Нужно отметить, что условиями успешного функционирования НИС, кроме наличия передовой науки и образования, являются:

  • конкурентоспособный предпринимательский сектор в виде крупных корпораций;
  • приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста;
  • интеграция в глобальную инновационную сферу.

В технологически развитых странах основой экономического развития становятся корпорации, в которых лидирующую роль играют научные институты, производящие ценные знания и информационные ресурсы для удовлетворения политических, экономических, научных и других потребностей производства, в которых наука начинает играть главную роль. Наличие в нашей стране сверх централизованных структур (чаще всего естественных монополий) таких, как ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» позволяет, используя административный ресурс, быстро осваивать наукоемкие проекты на предприятиях этих структур. Но таких предприятий все еще остается мало. Тогда как к началу 1990-х годов в России был накоплен мощный научно-технический потенциал, по уровню сопоставимый с американским и европейским. Разработкой научно-технических проблем было занято более 4500 научных организаций, в которых работало около 2 млн. человек, в том числе специалистов, выполняющих научные исследования и разработки (свыше 1,2 млн. чел.). В некоторых областях науки и техники профессионально квалификационный и образовательный уровень кадров был на уровне развитых стран, а в ряде случаев и выше.

В России инновационная  активность реального сектора крайне низка: разработку и внедрение технологических  инноваций осуществляют около 5% (чуть больше 2 тыс.) промышленных предприятий (в развитых странах 80-85%). Основная их часть сосредоточена лишь в трех отраслях: машиностроении, пищевой и химической промышленности; на наиболее перспективные инновации расходы составляют 2,5%; используется 8-10% инновационных идей и проектов (в Японии - 95%, в США - 62%); из 500 запатентованных изобретений находит применение только одно.

В настоящее  время российские предприниматели  вкладывают в научную деятельность и разработку технологий значительно  меньше средств, чем их конкуренты в  развитых и многих развивающихся  странах.

В России ежегодные вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют около 4 млрд. долл. в год. На этом же уровне находятся Индия и Бразилия. В Китае - 16 млрд., а в США - 670. Таким образом, получается, что Россия инвестирует в инновационную политику почти в 160 раз меньше, чем Соединенные Штаты. И это учитывая огромную численность занятых в различных НИИ и лабораториях.

Наибольшие затраты  на инновации российских предприятий  составляют приобретение машин и  оборудования (62,2%). В то же время на приобретение новых технологий расходуется только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение права на использование объектов интеллектуальной собственности - 10,6%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства - 82,3%, доля иностранных инвестиций - 5,3%, федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7% .

           Для характеристики инновационной активности применяется  такой показатель, как доля инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций.

     Тип 1  - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ,

имеющие достаточно развитую материально-техническую  базу и продающие свою продукцию  на международном рынке.

     Тип 2 -  инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих  продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

Информация о работе Инновационная развитость российских предприятий