Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но реальные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны, как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей инновационного развития и инновационного предпринимательства в современных рыночных условиях.
Факультет Экономики и Управления
Курсовая работа на тему:
"Инновационное
предпринимательство: сущность
Россия ставит перед собой амбициозные, но реальные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны, как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 г – занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50%). Кризис 2009 г усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматривается развитыми странами (США, Японией, «старыми» членами ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры.
Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко «приближены» - в рамках антикризисных пакетов развитых стран выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада.
Дополнительные сложности с ответом на данный вызов у России возникают в связи с тем, что перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связываются в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009 - 2010 г в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий. Ее недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки. Именно эти аспекты определяют актуальность темы представленной курсовой работы.
Изучение ситуации, сложившейся в работе предприятий малого бизнеса в области инноваций, позволяет отметить, что инновационный путь здесь проявляется в оказании новых видов услуг, эксклюзивном обслуживании.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей инновационного развития и инновационного предпринимательства в современных рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступают теоретические и методические вопросы управления инновационной деятельностью.
Предметом исследования выступают особенности развития инновационного предпринимательства.
1. Инновации и инновационное предпринимательство
1.1 Инновации в современном мире: влияние на конкурентоспособность
Понятие «инновация» в экономической литературе интерпретируется как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых технологиях и продуктах.
Термин
«инновация» активно
В частности,
Б. Твист рассматривает инновацию
как процесс приобретения изобретением
или идеей экономического содержания.
Б. Санто считает, что инновация
– это такой «общественно-
Исследователи выделяют следующие признаки:
Необходимо уметь отличать инновации от:
Инновации
оцениваются с позиции
По технологическим параметрам инновации могут быть процессными и продуктовыми.
Процессные
инновации подразумевают новые
технологии, как правило, связанные
с новыми методами организации производства
или с созданием новых
Разделение инноваций по типу новизны для рынка дает нам следующий результат:
Если
с позиции классификации
1. Инновации
на входе в предприятие (
2. Инновации
любой структуры (
3. Инновации
на выходе с предприятия (
Эти виды инноваций различаются степенью охвата стадий жизненного цикла.
Разделение инноваций по глубине вносимых изменений позволяет говорить о:
Три свойства в равной мере важны для инновации: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. На инновационном процессе отрицательно сказывается отсутствие любого из них.5
С точки
зрения коммерческого подхода, инновацию
можно определить, как осознанную
через потребности рынка
1. «Материализация»
инновации, изобретений и
2. «Коммерциализация»,
которая превратит их в
Как следствие,
научно-технические инновации
Рассмотрим более подробно инновационный процесс (ИП), который может существовать в трех логических формах: натуральной, т.е. простой внутриорганизационной, товарной или межорганизационной и расширенной.
Простой
ИП предполагает создание и использование
инновации внутри организации, новшество
в этом случае не принимает непосредственно
товарной формы. Как предмет купли-продажи
новшество выступает при
По мере превращения простого в товарный ИП он проходит две органические фазы:
1) создание и распространение;
2) диффузия нововведения.
Первое, как
правило, включает последовательно
проводимые этапы НИОКР(Научно-
На второй фазе происходит перераспределение полезного эффекта как между производителями нововведения, так и между производителями и потребителями.
Вследствие
диффузии увеличивается количество
и изменяются качественные характеристики
и производителей и потребителей.
Определяющее воздействие на скорость
и широту диффузии в рыночной экономике
оказывает непрерывность
Рассматривая
инновации и их влияние на конкурентоспособность
нельзя обойти вниманием такие понятия,
как инновационная экономика
– представляющая собой тип экономики,
базирующейся на инновационном потоке
и постоянном совершенствовании
технологий, на производстве для собственных
нужд и для экспорта как высокотехнологичных
продуктов с высокой добавочной
стоимостью, так и самих технологий.
При этом предполагается, что основная
прибыль создаётся
Ряд исследователей, к числу которых можно отнести Э.Тоффлера, Ф. Фукуяма, Д.Белла и др.7, считают, что в современном мире для большинства развитых стран мировое экономическое превосходство страны обеспечивает именно инновационная экономика. Развитие инновационной экономики обсуждают в настоящее время лидеры многих развитых стран (Швеция, Израиль, США, Финляндия и др.)
Можно заключить, что понятие «инновационное» характеризует общество, в котором:
а) реализуется значительная часть научно практических идей из всех, возможных в некоторой идеальной ситуации;
б) в наличии существенный рынок интеллектуальной собственности;
в) инновационные инвестиции имеют высокую рентабельность.
Можно заключить,
что в современных условиях инновации
стали реальным фактором, способным
существенно влиять на формирование
национальной конкурентоспособности.
Именно поэтому большинство развитых
и развивающихся стран
Информация о работе Инновационное предпринимательство: сущность и перспективы