Инновационное предпринимательство: сущность и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но реальные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны, как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей инновационного развития и инновационного предпринимательства в современных рыночных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 337.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Факультет Экономики и Управления

 

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

"Инновационное  предпринимательство: сущность и  перспективы"

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия ставит перед собой амбициозные, но реальные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны, как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 г – занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50%). Кризис 2009 г усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматривается развитыми странами (США, Японией, «старыми» членами ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры.

Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко «приближены» - в рамках антикризисных пакетов развитых стран выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада.

Дополнительные сложности с ответом на данный вызов у России возникают в связи с тем, что перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связываются в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009 - 2010 г в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий. Ее недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки. Именно эти аспекты определяют актуальность темы представленной курсовой работы.

Изучение  ситуации, сложившейся в работе предприятий малого бизнеса в области инноваций, позволяет отметить, что инновационный путь здесь проявляется в оказании новых видов услуг, эксклюзивном обслуживании.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей инновационного развития и инновационного предпринимательства в современных рыночных условиях. 

Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать роль инноваций, особенности инновационного развития;
  • изучить такие понятия, как «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационный проект», «инновационная деятельность предприятия», «инновационная стратегия предприятия»;
  • рассмотреть механизмы повышения инновационной активности предприятия;
  • проанализировать перспективы инновационной направленности развития российского бизнеса;

Объектом  исследования выступают теоретические  и методические вопросы управления инновационной деятельностью.

Предметом исследования выступают особенности развития инновационного предпринимательства.

1. Инновации и инновационное предпринимательство

1.1 Инновации в современном мире: влияние на конкурентоспособность

Понятие «инновация» в экономической  литературе интерпретируется как преобразование потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых  технологиях и продуктах.

Термин  «инновация» активно используется в экономике России и самостоятельно, и для обозначения ряда родственных  понятий: «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационное решение» и др. В современной литературе насчитываются десятки определений, т.к. различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, Э. Роджерс, Б. Твист, Р. Фостер, В.Д. Хартман, И. Шумпетер и др.), трактуют понятие  «инновации» в зависимости от объекта и предмета своего исследования.1

В частности, Б. Твист рассматривает инновацию  как процесс приобретения изобретением или идеей экономического содержания. Б. Санто считает, что инновация  – это такой «общественно-технико-экономический процесс», который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий через практическое использование идей и изобретений. А в случае, если инновации ориентируется на прибыль, как на экономическую выгоду, её появление на рынке может принести добавочный доход. Ф. Никсон трактует инновацию, как совокупность мероприятий – технических, производственных и коммерческих, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. И. Шумпетер рассматривает инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную духом предпринимательства.

Исследователи выделяют следующие признаки:

  • масштаб инноваций (они могут быть глобальными и локальными);
  • параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий);
  • закономерности процесса внедрения и пр.2
  • признак внутренней структуры или содержания (экономические, организационные, технические, управленческие и др.)

Необходимо  уметь отличать инновации от:

  • несущественных изменений в технологических процессах и продуктах;
  • незначительных изменений изделий, которые оставляют неизменными конструктивное исполнение и не оказывают заметного влияния на свойства и стоимость изделия и входящих в его состав материалов и компонентов;
  • расширения ассортимента за счет освоения производства продуктов, невыпускавшихся ранее на этом предприятии, но уже известных на рынке, для удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов компании3.

Инновации оцениваются с позиции технологии, а также с рыночных позиций, в  соответствии с этим формируется  их классификация.

По технологическим  параметрам инновации могут быть процессными и продуктовыми.

Процессные  инновации подразумевают новые  технологии, как правило, связанные  с новыми методами организации производства или с созданием новых организационных  структур в составе компании. Продуктовые  инновации направлены на получение  принципиально новых продуктов  или применение новейших материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Разделение  инноваций по типу новизны для  рынка дает нам следующий результат:

  • новые для данной отрасли в мировом масштабе;
  • новые для конкретной отрасли в отдельно рассматриваемой стране;
  • новые для группы предприятий или данного предприятия.

Если  с позиции классификации инноваций  как систему рассматривать отдельное  предприятие, необходимо выделить:

1. Инновации  на входе в предприятие (изменения  в используемом сырье, материалах, оборудовании, информационном обеспечении  и пр.)

2. Инновации  любой структуры (технологической,  управленческой или производственной) предприятия.

3. Инновации  на выходе с предприятия (изделия,  услуги, технологии, информация и  др.) 4

Эти виды инноваций различаются степенью охвата стадий жизненного цикла.

Разделение  инноваций по глубине вносимых изменений  позволяет говорить о:

  • радикальных (базовых);
  • улучшающих;
  • модификационных (частных) инновациях.

Три свойства в равной мере важны для инновации: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. На инновационном процессе отрицательно сказывается отсутствие любого из них.5

С точки  зрения коммерческого подхода, инновацию  можно определить, как осознанную через потребности рынка экономическую  необходимость. Особого внимания заслуживают  два момента:

1. «Материализация»  инновации, изобретений и разработок  в новые технически совершенные  технологии, принципы организации  производства, виды промышленной  продукции, средств и предметов  труда.

2. «Коммерциализация», которая превратит их в источник  дохода.

Как следствие, научно-технические инновации должны не только обладать новизной, но и соответствовать  рыночному спросу и приносить  производителю прибыль.

Рассмотрим  более подробно инновационный процесс (ИП), который может существовать в трех логических формах: натуральной, т.е. простой внутриорганизационной, товарной или межорганизационной и  расширенной.

Простой ИП предполагает создание и использование  инновации внутри организации, новшество  в этом случае не принимает непосредственно  товарной формы. Как предмет купли-продажи  новшество выступает при простом  межорганизационном ИП. Этой форме  процесса свойственно отделение  функции создания и производства инновации от функции её потребления. В свою очередь, расширенный ИП состоит  в создании всё новых и новых  производителей нововведения и в  нарушении монополии первого  производителя, что в результате конкуренции приводит к совершенствованию  потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действует не менее двух хозяйственных  субъектов: производитель и потребитель  нововведения (т.е. создатель и пользователь). В тоже время, производитель и  потребитель могут совмещаться  в одном хозяйственном субъекте, если новшество является технологическим  процессом.6

По мере превращения простого в товарный ИП он проходит две органические фазы:

1) создание  и распространение; 

2) диффузия  нововведения.

Первое, как  правило, включает последовательно  проводимые этапы НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), организацию опытного производства и сбыта, затем – организацию коммерческого производства. На первой фазе только создаются предпосылки для реализации полезного эффекта от нововведения.

На второй фазе происходит перераспределение  полезного эффекта как между  производителями нововведения, так  и между производителями и  потребителями.

Вследствие  диффузии увеличивается количество и изменяются качественные характеристики и производителей и потребителей. Определяющее воздействие на скорость и широту диффузии в рыночной экономике  оказывает непрерывность процессов  нововведений.

Рассматривая  инновации и их влияние на конкурентоспособность  нельзя обойти вниманием такие понятия, как инновационная экономика  – представляющая собой тип экономики, базирующейся на инновационном потоке и постоянном совершенствовании  технологий, на производстве для собственных  нужд и для экспорта как высокотехнологичных  продуктов с высокой добавочной стоимостью, так и самих технологий. При  этом предполагается, что основная прибыль создаётся информационной сферой, интеллектом учёных и новаторов, а не материальным производством, что  свойственно для индустриальной экономики и не концентрацией  капитала.

Ряд исследователей, к числу которых можно отнести  Э.Тоффлера, Ф. Фукуяма, Д.Белла и  др.7, считают, что в современном мире для большинства развитых стран мировое экономическое превосходство страны обеспечивает именно инновационная экономика. Развитие инновационной экономики обсуждают в настоящее время лидеры многих развитых стран (Швеция, Израиль, США, Финляндия и др.)

Можно заключить, что понятие «инновационное»  характеризует общество, в котором:

а) реализуется  значительная часть научно практических идей из всех, возможных в некоторой  идеальной ситуации;

б) в наличии  существенный рынок интеллектуальной собственности;

в) инновационные  инвестиции  имеют высокую рентабельность.

Можно заключить, что в современных условиях инновации  стали реальным фактором, способным  существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Именно поэтому большинство развитых и развивающихся стран направляют максимальные усилия на развитие инновационной составляющей своих экономик.

Информация о работе Инновационное предпринимательство: сущность и перспективы