Инновационное предпринимательство: сущность и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но реальные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны, как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей инновационного развития и инновационного предпринимательства в современных рыночных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 337.66 Кб (Скачать файл)

Можно сделать  вывод, что данные социологов говорят  о недостаточно позитивном образе мыслей людей, представляющих инновационный  слой российского общества. А именно от «человеческого капитала», его предприимчивости, гражданской позиции зависит  эффективность экономики и общества, ответственность и компетентность власти, а в итоге – конкурентоспособность  и благополучие страны.

Рассматривая  материальную сторону вопроса состояния  инновационного сектора России необходимо отметить, что при импорте оборудования закупается не новое оборудование, а разукомплектованное старое, которое, видимо, просто дешевле. В каких-то случаях  это тоже эффективно, но во многих ситуациях  эта практика существует из-за кредитных ограничений. И чтобы переломить это необходимо развивать финансовый рынок, в частности, в сторону увеличения сроков кредитования. Кроме того, как показывает мировой опыт, ведущим способом изменить эту тенденцию является более активное привлечение иностранных инвестиций.

Востребованность  российских научно-технических достижений крайне низка – за последние 15 лет  менее 5% зарегистрированных изобретений  стали объектами коммерческих сделок. Усиливается разрыв между наукой и инновационной сферой. Наука  предлагает малое количество инновационных  продуктов, а те, что есть, занимают свою нишу на рынке далеко не сразу. Тем не менее, 10% российских инновационных  предприятий выпускают уже более 40% всей промышленной продукции. Для  сравнения – аналогичный показатель в странах Европы находится в  интервале от 62% в Англии до 85% в  Германии. Безусловно, российским инновациям есть куда расти, но и такая цифра высока для страны со средним уровнем развития, а для преодоления научно-технического отставания нашей промышленности параллельно с инновациями нужны и инвестиции.

Сейчас  инновационная активность отечественного малого бизнеса особенно мала –  доля инноваций среди малых предприятий  у нас менее 2%, вопреки мировым  тенденциям. Необходимо уделять особое внимание этому вопросу, т.к. малые  предприятия более мобильны и  эффективны, чем крупные, и на малых  предприятиях достигнуты успехи, в  частности, в венчурной индустрии,.

Никак не способствует ускоренному развитию инновационного сектора малого предпринимательства  наличие общей проблемы барьеров для развития малого бизнеса. Важны  и те факторы, о которых уже  упоминалось: представители науки  чаще мыслят не в категориях венчурного финансирования, а в категориях получения грантов. Для преодоления этой ситуации нужна смена поколений.

Ни финансовые, ни управленческие механизмы в России не развиты, нет менеджеров инновационных  проектов, нет навыков по управлению проектами у ученых. Как вариант  решения этой проблемы можно предложить ввести предмет «менеджмент инновационной  деятельности», не только в школах бизнеса, но и в технических вузах.

Проведенные исследования показывают, что наиболее способный к внедрению и развитию инноваций высший уровень среднего класса российского населения психологически не готов к внедрению инновационных  стратегий. Это связано с нестабильной обстановкой в стране, связанной  с недостаточным уровнем развития государственных институтов, недейственностью законов, произволом силовых структур. В обществе сильны эмиграционные  настроения. Россия, имеющая высокий  потенциал, не реализует его в  первую очередь по причине недоиспользования  человеческого фактора.

В то же время, особенности развития страны обуславливают возможность инновационного прорыва при условии поддержки  нововведений не только в выступлениях государственных деятелей, но и при реальном воплощении идей развития российской науки и образования всех ступеней, совершенствования правовой основы инновационной деятельности и открытости действий власти всех уровней наряду с активным противодействием коррупционным процессам, которые в настоящее время не дают большей части финансирования инновационных проектов достичь своих адресатов.

3.Перспективы развития инновационного направления российской экономики

3.1 Перспективы развития и повышения конкурентоспособности в свете модернизации российской экономики

России  на современном этапе развития нет  необходимости ни полностью копировать зарубежные модели, ни стремиться изобрести  особенную свою. Накопленный в  мире положительный опыт, безусловно, следует использовать с учетом специфики  российской экономики.

В России складывается национальная система  институтов развития, включающая Инвестфонд, технопарки, госкорпорации и особые экономические зоны. В институты  развития государством уже инвестировано  свыше 1 трлн руб. Первая особая экономическая  зона (ОЭЗ) открыта в 2007 г в Татарстане. В январе 2008 г. начала действовать вторая ОЭЗ в Липецке. В России создаются зоны четырех типов:

  1. промышленно-производственные (зоны в Липецке и Елабуге, из них будет выходить уже готовый продукт),
  2. технико-внедренческие (в Дубне и Томске),
  3. туристско-рекреационные (на Алтае)
  4. портовые.

В 2007 г. созданы государственные корпорации: «Ростехнологии», призванная решать проблемы российского машиностроения, (прежде всего, оборонно-промышленного комплекса, как наиболее технологичного сегмента) и на базе Внешэкономбанка – «Банк развития», с уставным капиталом в 180 млрд руб., который ставит целью сделать инновации основой российского экономического роста, преодолев сырьевую ориентированность экономики. Приоритетными для банка являются долгосрочные кредиты под инфраструктурные проекты; развитие атомной промышленности, авиастроения и ракетно-космического комплекса, машиностроения, деревообрабатывающей промышленности, страхования, высокотехнологичного экспорта и на поддержку среднего и малого бизнеса.

Создан  Национальный центр государственно-частного партнерства. 14 марта 2011 г госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" запустил сайт "Государственно-частное партнерство в России" - www.pppinrussia.ru.

В России сайт о государственно-частном партнерстве (ГЧП), предназначен для представителей органов государственной власти и местного самоуправления, компаний-участников рынка проектов ГЧП в России и  лиц, интересующихся данной тематикой.

Это реализует  один из необходимых для развития инновационного общества принципов  – более свободный и полный доступ к необходимой информации: на сайте в свободном доступе  размещены новости, информация о  законодательстве, мероприятиях, участниках проектов ГЧП, проектах и конкурсах, опыте регионов по участию в подобных проектах, методология организации  проектов ГЧП в России.

Сайт  поддерживается национальным центром  компетенции - Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка в  рамках реализации функций содействия субъектам РФ в создании условий  для социально-экономического развития.

Внешэкономбанк  отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах ГЧП, принимает участие в таких  крупных проектах ГЧП, как реконструкция  аэропорта "Пулково", скоростная автомагистраль "Москва - Санкт-Петербург" на участке 15-58 км, оказывает услуги инвестиционного консультирования для государственных нужд субъектов РФ по формированию инновационных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП.

Центр ГЧП  ВЭБ – структурное подразделение  госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)". Основная цель его деятельности - поддержка  общенационального, регионального  и муниципального значения инфраструктурных проектов, через использование инструментов ГЧП повышение качества услуг  государственного и муниципального управления по развитию инфраструктуры

Т.к. на текущий  момент в стране нет системы, которая  бы способствовала «выходу» результатов  исследований на рынок и их коммерциализации, происходит создание венчурных сетей  на основе партнерства малых, средних  и крупных компаний, финансовых институтов и государства. Они призваны централизовать процесс создания и развития инновационных  проектов, доведение их до практической реализации и обеспечить полное финансирование.

Отсутствие  нормативно-правовой базы и государственной  поддержки признается основной проблемой  развития системы венчурного инвестирования в России, отсутствует стимулирование венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Есть и другие проблемы, такие как неразвитость инфраструктуры, низкая ликвидность венчурных инвестиций, отсутствие экономических стимулов и др.

Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) в 2009 г. определила пять приоритетных направлений по созданию в России благоприятной среды для развития венчурного бизнеса. К ним относятся:

– реформа  системы налогообложения;

– внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание благоприятной  инвестиционной среды;

– упрощение  требований к регистрации венчурных  фирм, замена разрешительной системы  на уведомительную;

– содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованию бизнеса;

– создание благоприятных условий для поддержки  предпринимательства.

В «Основных  направлениях развития внебюджетного  финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного финансирования) в научно-технической сфере на 2006–2011 гг.» целью развития венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий  для развития научно-технического и  инновационного предпринимательства  и механизмов, обеспечивающих привлечение  инвестиций в наукоемкие инновационные  проекты. Нормативное, организационное  и экономическое направления  выделены в качестве основных в системе  развития венчурного инвестирования.

Нормативное направление развития должно обеспечить принятие законодательных актов, гарантирующих  в научно-технической сфере эффективное  функционирование системы венчурного инвестирования.

Организационное направление должно способствовать организации подготовки кадров, созданию венчурных инвестиционных институтов :федеральных, региональных и отраслевых, других элементов системы венчурного инвестирования.

Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования предусматривает финансовое участие России в создании венчурного инновационного фонда путем внесения имущественного взноса из средств Российского  фонда технологического развития Министерства науки и технологий РФ. За счет привлеченных средств фонд будет осуществлять свою дальнейшую деятельность. Предполагается создавать региональные и отраслевые венчурные инвестиционные институты  за счет средств субъектов федерации, заинтересованных министерств и  ведомств, средств венчурного фонда, зарубежных инвесторов и частного российского  капитала.

Предполагается, что реализация указанных направлений  будет способствовать созданию необходимых  для развития институтов венчурного инвестирования в России условий  и позволит сформировать благоприятный  климат для развития высокотехнологичной  инновационной экономики.

Определенную  историю успеха имеют существующие российские инновационные компании, но для решительного рывка им не хватает государственной поддержки  и ресурсов.

Новый проект в области инноваций «Сколково» – это попытка отработать модель государственной политики в отношении  инновационного и венчурного секторов экономики.

Планы развития Сколково, объявленные Президентом  РФ Д. Медведевым в марте 2010 г, направлены на создание в России центра технологического и инновационного развития. Инновационный центр Сколково, построенный на основе обозначенных приоритетов по экономическому развитию и модернизации страны, сосредоточен на биотехнологиях, на информационно-коммуникационных технологиях, энергетике и ядерных исследованиях. Консорциум, состоящий из государственных и частных организаций России, осуществляет управление проектом и его финансирование.

Закон об инновационном центре «Сколково», определяет инновационный центр как специально отведенную территорию, где создаются  особые условия для осуществления  исследований и разработок по приоритетным направлениям, таким как энергоэффективность  и энергосбережение, в т.ч. вопросы  разработки инновационных энергетических технологий, ядерные технологии, космические, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем; медицинские  технологии: оборудование и лекарственные  средства; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

В законах, касающихся участников проекта предусмотрены  преференции, беспрецедентные для  России. Участники освобождаются  от НДС, от налога на прибыль и на имущество. В размере 14% устанавливаются  страховые взносы. Всё это сроком до 10 лет или до тех пор, пока общий  размер прибыли, полученной участником проекта, не превысит 300 млн руб. с  начала года, следующего за годом, в  котором размер выручки превысит 1 млрд рублей. До этого момента участники  проекта освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета.

Новый проект должен привести в Россию лидеров  глобального инновационного бизнеса и заинтересовать их в создании здесь своих исследовательских подразделений и опытных производств. У центра есть еще одна важная задача – не только побороть плохое отношение самого государства к инновациям, науке и образованию, но и преодолеть инерцию застоя в институтах и университетах, приведя успешные глобальные компании и университеты уровня Массачусетского технологического института в Сколково.

Информация о работе Инновационное предпринимательство: сущность и перспективы