Инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

Содержание работы

Введение
1. Инновация – как экономическая категория
1.1. Виды инновации
1.2. Функции инновации
2. Принцип работы инновационного процесса
3. Основные приемы экспертизы инновационных проектов
4. Оценка эффективности инновации
5. Состояние инновационной базы РФ
6. Инновационная политика
6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»
6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

инновации курсоваял.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(ТФ ГОУ ВПО РГТЭУ)

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

экономическая теория

   

 на тему

Инновации

Выполнила:

студентка 1 курса  
очной формы обучения  
специальности 080105  
«Финансы и кредит»

 

Руководитель:

д.э.н., профессор

Ростовцева Людмила  Ивановна

 

Соловьева Елизавета  Викторовна

   

 

Отметка о допуске (не допуске) к защите

 
 

«_____» __________ 2009 г.


 

Тула 2009

Содержание

Введение

 

1. Инновация – как экономическая категория

 

1.1. Виды инновации

 

1.2. Функции инновации

 

2. Принцип работы инновационного процесса

 

3. Основные приемы экспертизы инновационных проектов

 

4. Оценка эффективности инновации

 

5. Состояние  инновационной базы РФ

 

6. Инновационная политика

6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  2007-2012»

6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Научно-технический  прогресс,  признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Он состоит в получении  новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:  производства, обмена, потребления.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от  подразделений корпораций до  государства, в целом призванного  в современных  условиях  осуществлять  специальную  экономическую политику.

С учетом сегодняшнего состояния экономики  России инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению  конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов  научных исследований для их освоения в производстве является создание и  развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Целью данной работы является теоретическое раскрытие категории "инновация".

Объектом  исследования являются субъекты инновационной деятельности

Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование  производимых товаров или услуг.

 

 

 

 

1. Инновация –  как экономическая категория.        

 Инновации являются  главным источником дохода и  сверхприбылей наиболее развитых  стран мира. При этом достигается  и другая, не менее важная цель  – сокращается экспорт невосполнимых природных ресурсов, ведь в отличие от них источники научно-технического творчества неисчерпаемы. Так, к примеру, в США давно законсервированы многие источники сырьевых ресурсов, а экспорт наукоемкой продукции достигает более 80% его общего объема. При этом американский бизнес контролирует более 43% рынка интеллектуальной собственности всего мира.

Инновации (нововведения) распространяются на любое усовершенствование, которое  обеспечивает экономию затрат или образует условия для такой экономии.

Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные.

 

1.1. Виды инновации.

С учетом предмета инноваций  различают следующие их виды:

  • технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства; организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;
  • управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;
  • экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;
  • социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;
  • юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;
  • экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.

Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие  свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

 

1.2. Функции инновации.

Сущность инновации проявляется  в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл  воспроизводственной функции состоит  в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

2. Принцип работы инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

Структура инновационного процесса на предприятии (Приложение 1)

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико - экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности,  важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.

Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в  таблице. (Приложение 2)

Жизненный цикл инноваций. Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла  инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций  и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

  • Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
  • Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
  • Концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации  различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Предпринимательство, как  процесс, включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие.

Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия - поиск новой идеи.

При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес  классификация Питера Дракера, который выделяет семь источников инновационных идей:

  • неожиданное событие (для предприятия или отрасли - неожиданный успех, неудача, внешнее событие);
  • неконкурентность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (такая, какой она должна быть);
  • нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в ввиду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
  • внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  • демографические изменения;
  • изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках;
  • новые знания (в том числе научные).

Информация о работе Инновация