Инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

Содержание работы

Введение
1. Инновация – как экономическая категория
1.1. Виды инновации
1.2. Функции инновации
2. Принцип работы инновационного процесса
3. Основные приемы экспертизы инновационных проектов
4. Оценка эффективности инновации
5. Состояние инновационной базы РФ
6. Инновационная политика
6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»
6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

инновации курсоваял.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

По мнению П.Дракера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических преобразований.

Более подробно основные стадии инновационной деятельности представлены в схеме. (Приложение 3)

Осуществление любой предпринимательской  деятельности всегда основано на какой-либо идее. Можно сказать, что постоянный поиск новых идей является «двигателем»  бизнеса и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса в целом.

Чтобы сформулировать инновационную  идею, которая позволит  рассчитывать на деловой успех, необходимо:

  • Открыть новый способ создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.
  • Создать комбинацию особых способностей, обеспечивающих создание данной полезности
  • Создать уникальную формулу, с помощью которой можно достичь максимально возможной предпринимательской маржи в стоимости создаваемой полезности и иметь возможность присваивать эту маржу в виде прибыли.

Конкретными источниками  инновационных идей могут выступать:

  • Потребители — с точки зрения изучения потребительского спроса;
  • Ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;
  • Конкуренты, в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;
  • Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
  • Непосредственно работники предприятия, при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекается как можно большее число сотрудников.

Для оценки жизнеспособности инновационной идеи привлекаются специалисты, занимающиеся экспертизой инновационных проектов.

Составление бизнес-плана  инновационного проекта важная часть  внедрения инновации. Он позволяет  смоделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность замысла.

Каждый инновационный  проект должен содержать следующие  основные разделы:

Раздел 1. Возможности предприятия (резюме).  
Раздел 2. Определение инновационного проекта.  
Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).  
Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).  
Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.  
Раздел 6. План маркетинга.  
Раздел 7. План производства.  
Раздел 8. Организационный план.  
Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.  
Раздел 10. Экономический риск и страхование.  
Раздел 11. Стратегия финансирования.  
Раздел 12. Финансовый план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Основные приемы экспертизы инновационных проектов.

Задача экспертизы состоит  в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:

  • Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
  • Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
  • Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

 

 

 

 

 

4. Оценка эффективности инновации.

Основным обобщающим показателем  экономической эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение  частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др. 

Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной  оценки результатов над стоимостной  оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий. 

При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических  нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. 

Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования  результатов нововведений. Он позволяет  оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских  организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. 

 

Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 

 

Э = Р - З.

 

Под затратами понимается вся совокупность израсходованных  для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами  является совокупность капитальных  вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты  выступают в виде себестоимости  или производственных фондов. 

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времен и путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp. 

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году рассчитывается по формуле: 

где t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году;  
E - норматив приведения, равный процентной ставке. 

При оценке эффективности  организационных инноваций их подразделяют на две группы: 

    1. нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений); 
    2. нововведения, не требующие дополнительных инвестиций. 

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций. 

При определении эффективности  нововведений необходимо также учитывать  социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Состояние инновационной  базы РФ

Не смотря на то что, в  настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики  страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными  мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного  перехода России к рынку состояние  и изменения технологической  структуры экономики страны практически  не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось  обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход  к рынку сопровождался практически  насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились  объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч  человек, по данным на 2003 год. Из них  исследователей - 428 300 человек. В сравнении  с советскими временами  число  исследователей сократилось более  чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась  в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских  организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической  инновационной деятельности организаций  составляют ( по данным на 2004 год):

  • 25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;
  • 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);
  • 13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;
  • 11,2% - приобретение программных средств;
  • 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;
  • 7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;
  • 6,5% - приобретение технологических инноваций;
  • 10,0% - прочие технологические инновации.

Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких  технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного  персонала.

В результате проведенных, рядом  специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на данный процесс:

  • Недостаточность денежных средств – 40%;
  • Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;
  • Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;
  • Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

 

6. Инновационная политика

       Государственная  инновационная политика - деятельность  федеральных органов и органов  субъектов Федерации по определению  приоритетов инновационной стратегии,   регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих  инноваций, малого и среднего  инновационного бизнеса, защите  интеллектуальной собственности  процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов  при осуществлении внешнеэкономических  связей в этой сфере

       Основные цели  государственной инновационной  политики в Российской Федерации: 

      • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
      • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
      • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
      • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  2007-2012»

Информация о работе Инновация