Инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

Содержание работы

Введение
1. Инновация – как экономическая категория
1.1. Виды инновации
1.2. Функции инновации
2. Принцип работы инновационного процесса
3. Основные приемы экспертизы инновационных проектов
4. Оценка эффективности инновации
5. Состояние инновационной базы РФ
6. Инновационная политика
6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»
6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

инновации курсоваял.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

25 октября 2006 года пресс-служба  кабинета министров сообщила, что  Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно-технологического комплекса  России на 2007–2012 годы» утверждена.

«Основные разработчики Программы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.

Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.»

Основные задачи Программы:

-   обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- обеспечение притока  молодых специалистов в сферу  исследований и разработок, развитие  ведущих научных школ;

- развитие исследовательской  деятельности в высших учебных  заведениях; - содействие развитию  малых форм предприятий в научно-технической  сфере, их интеграции в систему  научно-технической кооперации;

- развитие научной приборной  базы конкурентоспособных научных  организаций, ведущих фундаментальные  и прикладные исследования, а  также высших учебных заведений;  развитие эффективных элементов  инфраструктуры инновационной системы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

- дополнительное производство  новой и усовершенствованной  высокотехнологичной продукции  в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий

- дополнительный экспорт  высокотехнологичной продукции  в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

- дополнительное увеличение  внутренних затрат на исследования  и разработки, включая внебюджетные  средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

- разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерциализации;

- внедрение 8 - 10 передовых  коммерческих технологий;

- внедрение 5 - 8 критических  технологий, по которым Российская  Федерация имеет мировой приоритет  такие как «Авиационная  и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений, Безопасность атомной энергетики, Материалы для микро- и наноэлектроники, Технологии биоинженерии, Энергосбережение, Синтез лекарственных средств и пищевых добавок» и т.д.

- создание 6 - 12 новых организаций,  обладающих приборной научной  базой мирового уровня;

- создание новых рабочих  мест для высококвалифицированных  работников в количестве 36,5 - 41 тыс.  человек;

- привлечение к выполнению  исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

I этап – 2007 - 2009 годы;

II этап – 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание основы для  качественного изменения структуры  российской экономики и ее  перехода к модели устойчивого  инновационного развития;

- формирование научно-технологического  потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве  основы технологического перевооружения  отраслей российской экономики  и обеспечения национальной безопасности;

- реализация отдельных  "прорывных" направлений технологического  развития, обеспечение консолидации  ресурсов государства и частного  бизнеса на приоритетных направлениях  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации;  расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

- реализация потенциала  российской науки, укрепление  статуса Российской Федерации  как мировой научной державы;

- обеспечение значимого  вклада в создание эффективной  инновационной системы; содействие  формированию конкурентоспособного  сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой  мирового уровня;

- обеспечение стимулирующих  факторов для развития эффективных  научных коллективов; повышение  привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований  и разработок;

- ежегодный прирост валового  внутреннего продукта в размере  0,018 - 0,023 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли  внутренних затрат на исследования  и разработки в валовом внутреннем  продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;

- ежегодный прирост доли  внебюджетных средств во внутренних  затратах на исследования и  разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного  пункта;

- ежегодный прирост доли  инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли  высокотехнологичной продукции  в объеме произведенной промышленной  продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного  пункта;

- прирост доли исследователей  до 39 лет в общем числе исследователей  в размере 1,8 процентного пункта;

- доведение коэффициента  бюджетной эффективности Программы  до 45 - 50 процентов.

6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

«Основной проблемой, на решение  которой направлена федеральная  целевая программа "Национальная технологическая база" 
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран».

Государственные заказчики  Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук.  «Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий».

Предусматривается реализация в два этапа:

Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.

Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.

Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Целевыми индикаторами и  показателями Программы являются:

- количество переданных  в производство технологий, обеспечивающих  конкурентоспособность конечного  продукта;

- количество патентов  и других документов, удостоверяющих  новизну технологических решений  и закрепляющих права на объекты  интеллектуальной собственности,  полученные в процессе выполнения  Программы, в том числе права  Российской Федерации;

- количество разработанных  технологий, соответствующих мировому  уровню или превышающих его. 

Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы  отражены в таблице (Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В сегодняшних условиях процесс  востребования инноваций, их развития и воплощения в жизнь сталкивается со множеством препятствий. Это и дефицит собственных средств у субъектов инновационной деятельности, и неприемлемые условия предоставления инвестиций и кредитов, отсутствие законодательных гарантий инвестиций и жесткая налоговая и таможенная политика, правовая неопределенность интеллектуальной собственности и низкий уровень маркетинга. Помочь в преодолении этих препятствий безусловно должно государство. А поскольку одновременно всем помочь невозможно, избирательный вектор должен основываться на главном - инновация должна решать или способствовать решению приоритетных проблем. При всей сложности финансирования инновационного процесса в целом, очень узким местом является предпроектное финансирование инновационных разработок (составление ТЭО и бизнес-планов), поиск средств на которое, опять-таки, без участия государственных структур маловероятен. Причем, говоря о непосредственном государственном участии, речь должна идти, прежде всего, о формах стимулирования, а уже потом о частичной оплате выполняемых работ. Для этого, в частности, необходимо уже существующим структурам по поддержке инноваций придать больше гибкости. Должны быть разработаны критерии привлекательности финансирования этих процессов и создания венчурных компаний, в первую очередь, для местных внебюджетных источников. Инновационная структура должна иметь финансовую возможность поддержки начинающих предпринимателей в научно-технической сфере.

Исходя из понимания того, что инновационная система не может полностью находиться в  руках государства, и в то же время  экономические механизмы инноваций  не могут являться чисто рыночными, следует подумать и о технологии управления и сопровождения инноваций, о критериях отбора претендентов в инновационную структуру, о создании инновационного аудита и маркетинговых центров, а также рассмотреть вопрос о подготовке специалистов в сфере трансферта технологий.

Необходимо значительно  повысить оплату труда в отрасли  научного обслуживания, удерживая ее на уровне средней зарплаты в промышленности. Настало время разработать концепцию, правовой и экономический механизм поддержки развития научно-технических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

(Приложение 1)

Структура инновационного процесса на предприятии

 

 

 

 

 

(Приложение 2)

Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические 

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную  деятельность, государственная поддержка  инноваций 

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые  могут вызвать такие последствия  как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения  и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого  труда. Нормальный психологический  климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная  структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Информация о работе Инновация