Иностранные инвестиции как резерв экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В истории экономического развития России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, его анализ и использование на современном этапе может быть полезным наряду с зарубежным опытом при обосновании методов и организации государственной инвестиционной политики.

Содержание работы

Аннотация 2
Введение 4
1 Иностранные инвестиции в современной экономике 5
1.1 Понятие и классификация иностранных инвестиций 5
1.2 Воздействие прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие страны-реципиента 7
1.3 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций 10
2 Влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие России 12
2.1 Инвестиционный климат Pоссии 12
2.2 Привлечение иностранного капитала в экономику России 14
2.3 Влияние иностранных инвестиций на экономику Pоссии 17
3 Политика привлечения зарубежных инвестиций в экономику России: исторический опыт и перспективы 19
3.1 Привлечение иностранного капитала в дореволюционную Россию 19
3.2 Формы привлечения иностранного капитала в советский период 20
3.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 22
Заключение 25
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике за 1 курс.docx

— 82.51 Кб (Скачать файл)

Многие развивающиеся  страны применяют особые программы  стимулирования для привлечения  иностранных инвестиций, создавая для них условия более привлекательные, чем в других странах. Эти программы включают в себя такие меры, как освобождение от налогов и пошлин, различные скидки и другие средства снижения затрат или же меры, направленные на повышение эффективности деятельности иностранных фирм. Хотя эти программы могут реализовываться в различных формах, все они делятся на две основные категории, а именно:

Программы, освобождающие  от уплаты пошлины под возвращаемый залог. В соответствии с этими  программами иностранные инвесторы  могут создавать местные сборочные  предприятия с использованием импортированных  компонентов. На них осуществляется сборка или иные операции, а затем  готовая продукция реэкспортируется. Как правило, эти местные предприятия  освобождаются от уплаты налогов  и пошлин на производственные затраты  и готовую продукцию. Для того чтобы гарантировать, что они  реэкспортируют свою продукцию, эти  фирмы должны оставить в местном  таможенном органе залог, который возвращается им, когда готовая продукция экспортируется.

«Зоны свободной торговли. Зоны свободной торговли (ЗСТ) или зоны переработки экспорта также в значительной степени освобождают от импортных тарифов, налогов на экспорт и прибыль. Однако эти условия предоставляются лишь для фирм, которые создают предприятия в определенных географических районах. В некоторых случаях такие зоны существуют в масштабах целой страны.

ЗСТ успешно функционируют  во многих странах. В Карибском бассейне Доминиканская Республика превратилась в ведущего экспортера текстильной  продукции, одежды, обуви, электроники, товаров из кожи и др. в Соединенные  Штаты, которые в соответствии с  соглашением "Инициатива Карибского бассейна" не облагают таможенной пошлиной большую часть этих товаров. Среди  стран Центральной Америки чрезвычайно  успешной оказалась программа развития ЗСТ в Коста-Рике. Такие же подобные зоны создаются теперь в Гондурасе. Гватемале и Сальвадоре. Особые экономические  зоны на юге Китая. например в Шеньчжэне. привлекли значительные зарубежные капиталовложения, в основном из соседнего  Гонконга. Среди других азиатских  стран Шри-Ланка. Малайзия и Тайвань  добились значительных зарубежных капиталовложений с помощью ЗСТ.»[11]

Не мало важную роль играют и другие факторы: «Опыт работы западных компаний показывает, что объем реальных инвестиций в основной капитал зависит  не столько от налоговых льгот  и таможенных преференций, сколько  от емкости локального рынка и  наличия квалифицированной рабочей  силы, а также от развития инфраструктуры.»[2, с101-102] 

 

2 Влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие России

2.1 Инвестиционный климат Pоссии

       В докладе об инвестиционных перспективах мировой экономики «World Investment Prospect Survey 2009-2011» подготовленном конференцией ООН по торговле и сотрудничеству отмечается: что «Россия наряду с Китаем, США, Бразилией и Индией вощла в пятерку самых привлекательных стран для прямых иностранных инвестиций.»[7, с2] По мнению авторов доклада у Российской Федерации есть несколько больших преимуществ: «…кризис нанес сильный удар по инвестиционным планам компаний во всем мире. Приток вложений резко пошел на спад, однако уже в ближайшем будущем инвестиционные потоки начнут восстанавливаться, а у России есть хорошие шансы привлечь их в свою экономику.»[7, с2] также по их словам еще одним преимуществом является размер рынка.

«По степени финансового  риска Россия может быть отнесена к группе стран с очень низким уровнем (Словакия, Испания, Чешская  Республика, Германия и др.). Благоприятными были соотношение платежей по обслуживанию внешнего долга к валовому экспорту (на уровне 10,3 %) и состояние платежного баланса.»[5, с233]

Но к сожалению приток иностранных инвестиций в Россию не увеличивается, а в последние  годы имели тенденцию к сокращению притока. Что же является причиной? По мнению  экспертов, слабыми сторонами  российского инвестиционного климата  являются Высокий уровень коррупции и «оригинальность» работы многих государственных и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме того, одной из особенностей ведения экономической политики в нашей стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений на поставку или закупку тех или иных товаров на западных рынках.

Наше правительство попыталось принять меры по устранению этой проблемы, и в конце 2008г был принят закон «О противодействии коррупции» что как видно не особо помогло. «Опыт последних десятилетий наглядно демонстрирует фиаско государственной политики поощрения инвестиций при помощи разного рода налоговых льгот и стимулирования импортозамещения при помощи таможенного регулирования. Инвестирование природно-сырьевой ренты в отрасли новой экономики при помощи административно-налогового изъятия с их последующим государственным перераспределением также не продемонстрировало особой экономической успешности».[2, с101] По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической, и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился. Также многие специалисты отмечают замедление темпов восстановления экономики после финансового кризиса, что также крайне негативно влияет на инвестиционный климат.

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую  деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а  срок действия многих постановлений  составляет несколько лет, что значительно  повышает инвестиционные риски как  для отечественных, так и для  зарубежных инвесторов.

Некоторое время назад  инвестиционная ситуация в нашей  стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время  прибыль многих компаний стала заметно  меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны.

« Инвестиционный климат в России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте.»[12]

«Экономические проблемы, которые возникли в странах Европейского союза и США, также приводят к ухудшению инвестиционного климата в России в 2011 году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам»[12] По оценкам аналитиков, отток капитала из Российской Федерации приостановится в середине 2011 года, но это не означает, что инвестиционный климат в России значительно улучшиться.

Одной из причин неблагоприятного инвестиционного климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может  привести как к ужесточению требований к инвесторам, так и к облегчению налогового режима или создания благоприятных  условий для инвестирования в  определенные сектора российской экономики. 

В апреле 2011 года президент  Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в России. К данным мерам  относятся снижение налоговых и  страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для  компаний, которые участвуют в  государственных закупках.


 

2.2 Привлечение иностранного капитала в экономику России

Работа на мировом финансовом рынке имеет свою специфику: «инвестиционные  решения принимаются в офисах транснациональных банков и корпораций за тысячи километров от объекта инвестирования. Принятие этих решений зависит от того, насколько последовательно  реципиент инвестиций проводит политику по привлечению иностранного инвестора».[6, с57]

В России сложился правовой режим для иностранных инвестиций. «Созданные институты и законодательство уже позволяет всем желающим вложить  деньги в экономику России. Однако о формировании в стране целостной  и эффективной системы поощрения  и регулирования иностранного предпринимательства  говорить преждевременно…»[6, с57-58]

Меры ориентированные на создание общих условий, благоприятных для осуществления инвестиционного процесса на территории России:

• обеспечение политической стабильности и стабильности системы  регулирования хозяйственной деятельности;

• защита прав собственности, включая права акционеров на участие  в управлении при надлежащими им компаниями, права кредиторов, права сторон в контрактах на поставку продукции и т.д.;

• меры по созданию эффективно функционирующей, транспарантной системы  государственного регулирования, ориентированной  на снижение издержек, связанных с  бюрократическими процедурами, исключение коррупции, содержащей четкие и ясные  правила регулирования конкретных сфер хозяйственной деятельности;

• важнейшие меры в области  денежно-кредитной, валютной и налоговой  политики, необходимые для создания стабильного инвестиционного климата (прежде всего подавление инфляции, обеспечение реалистичного уровня общие условия привлечения иностранных инвестиций валютного курса и процентных ставок, реструктуризация и создание устойчивой банковской системы, снижение налогового бремени);

• меры по обеспечению четкого  разделения полномочий субъектов Федерации и федерального центра в отношении экономического регулирования.

Реализация этих мер представляет собой необходимую предпосылку создания условий для осуществления российских и иностранных инвестиций. «В то же время нереальными представляются надежды на то, что само по себе проведение мероприятий по улучшению инвестиционного климата способно обеспечить приход в страну иностранных инвесторов. Как показывает опыт государств с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но недостаточным условием притока ПИИ.»[8, с63] Решение этой задачи требует также реализации мероприятий по созданию правовых и административных основ деятельности иностранных инвесторов и специфических

стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечение их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны. «Создание благоприятного климата для ПИИ основано на законодательном закреплении и неукоснительном соблюдении ряда принципов, фиксирующих обязательства правительства перед иностранными инвесторами:

• предоставление иностранным  инвесторам национального режима, т.е. уравнивание их в правах с национальными хозяйствующими субъектами. Ограничение доступа иностранных инвесторов в определенные сферы экономики либо, наоборот, стимулирование такого доступа путем использования льгот.

• создание равных условий  для инвесторов из разных стран, Т.е. предоставление режима наибольшего благоприятствования. Этот режим также обычно применяется многими странами с определенными изъятиями, в первую очередь касающимися партнеров по экономической интеграции;

• транспарентность инвестиционного  режима;

• создание гарантий для  сохранения (неухудшения) условий хозяйствования иностранных инвесторов при изменении нормативной базы регулирования хозяйственной деятельности (так называемый принцип стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, обеспечивающий сохранение первоначальных условий реализации инвестиционных проектов);

• обеспечение гарантий беспрепятственной репатриации прибыли, с возможными оговорками для случаев, когда принимающая страна испытывает проблемы с состоянием платежного баланса;

• создание гарантий против отчуждения собственности иностранных инвесторов. При этом признается право суверенных государств на осуществление национализации собственности при наступлении заранее оговоренных условий, специальный акцент делается на четкое определение этих условий, а также механизм установления и выплаты компенсации за национализируемую собственность;

• определение правовых механизмов разрешения споров, связанных с осуществлением ПИИ и деятельностью иностранных инвесторов;

• исключение двойного налогообложения  доходов от ПИИ путем заключения международных договоров со странами - инвестиционными партнерами».[8, с65-66]

 Распространено также заключение договоров о взаимном содействии и защите инвестиций. Эффективность мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой мере стране удалось обеспечить реализацию комплекса базовых мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. В целом можно утверждать, что базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и меры по созданию

правовых основ деятельности иностранных инвесторов представляют собой наиболее важные инструменты обеспечения прочных конкурентных позиций страны в сфере привлечения ПИИ. Вместе с тем в современных условиях, когда значительное число стран осуществляют либеральную политику в отношении ПИИ и располагают развернутой законодательной базой, создающей благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, все более существенное влияние на динамику притока ПИИ в страны с развивающимися и переходными хозяйственными системами оказывает степень использования ими специфических стимулов, направленных на при влечение иностранных инвесторов в национальную экономику

2.3 Влияние иностранных инвестиций на экономику Pоссии

Привлечение в больших  размерах иностранных инвестиций в  экономику России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально ориентированного, цивилизованного  общества, которое характеризуется  высоким качеством уровня жизни  населения, в основе которого находится  смешанная экономика, которая предполагает не только эффективное совместное функционирование разных форм собственности, но и интернационализацию  рабочей силы, рынка товаров, капитала.

В Россию иностранный капитал  может принести достижения научно-технического прогресса и опыт передового управления. Следовательно, привлечение иностранного капитала и включение России в  мировое хозяйство – необходимое  условие для построения в стране современного гражданского общества.

Вовлечение иностранного капитала в материальное производство более выгодно, чем взятие кредитов для покупки нужных товаров. Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают государственные долги. 
Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества, приостановления спада производства. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения дохода за счет обширного российского внутреннего рынка, ее природных ресурсов, дешевой и квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед Россией стоит сложная и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный капитал, направляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стимулов.

При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации  национальных инвесторов. Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Исходя из опыта эта мера практически не оказывает влияния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием иностранцев, претендующих на налоговые льготы. Необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерческих рисков.  

Информация о работе Иностранные инвестиции как резерв экономического развития