Иностранные инвестиции как резерв экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В истории экономического развития России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, его анализ и использование на современном этапе может быть полезным наряду с зарубежным опытом при обосновании методов и организации государственной инвестиционной политики.

Содержание работы

Аннотация 2
Введение 4
1 Иностранные инвестиции в современной экономике 5
1.1 Понятие и классификация иностранных инвестиций 5
1.2 Воздействие прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие страны-реципиента 7
1.3 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций 10
2 Влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие России 12
2.1 Инвестиционный климат Pоссии 12
2.2 Привлечение иностранного капитала в экономику России 14
2.3 Влияние иностранных инвестиций на экономику Pоссии 17
3 Политика привлечения зарубежных инвестиций в экономику России: исторический опыт и перспективы 19
3.1 Привлечение иностранного капитала в дореволюционную Россию 19
3.2 Формы привлечения иностранного капитала в советский период 20
3.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 22
Заключение 25
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике за 1 курс.docx

— 82.51 Кб (Скачать файл)

 

3 Политика привлечения зарубежных инвестиций в экономику России: исторический опыт и перспективы

3.1 Привлечение иностранного капитала в дореволюционную Россию

«Современные тенденции экономического развития России имеют историческую основу. Иностранный капитал занимал достаточно прочные позиции в дореволюционной России. Значительный приток зарубежных инвестиций в экономику России отмечался еще в конце XIX века. Царское правительство всемерно поощряло приток иностранного капитала в страну.

Начиная с 1895 года, в России ежегодно учреждалось более десятка иностранных  промышленных предприятий, чему способствовали высокая норма прибыли, гарантированные  заказы из государственного казначейства, льготные таможенные пошлины. Кроме  того, введенная в России золотая  валюта обеспечивала устойчивый курс рубля. В 1900 г. общий объем иностранных  инвестиций в экономику России оценивался в 750 млн. рублей.

Одними из первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские  предприниматели, которые вложили  значительные средства  в металлургические и металлообрабатывающие предприятия.

Немецкие капиталы концентрировались  в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели  специализировались на добыче и переработке  нефти.

Особое место в сфере интересов  иностранного капитала занимала кредитно-банковская система России. Российская банковская система не могла удовлетворить  растущие потребности отечественного промышленного капитала в финансовых ресурсах. Возникавшие акционерные  общества были вынуждены обращаться за кредитами к французским, английским и германским банкам. Для кредитования российской экономики на Западе образовывались банковские консорциумы. Одним из условий  предоставления  кредита было участие иностранного банка в акционерном капитале российских коммерческих банков и промышленных предприятий. В результате к началу промышленного подъема (1910-1913гг.) в  

России не было ни одного крупного коммерческого банка (за исключением  Волжско-Камского), в котором в  той или иной форме не были представлены интересы европейского иностранного капитала.

Через эти банки путем приобретения акций российских компаний иностранный  капитал занял довольно прочные  позиции во многих отраслях российской экономики. Иностранный капитал  контролировал в России почти 90% добычи платины; около 80% добычи руд  черных металлов, нефти и угля; 70% производства чугуна. Весьма заметным было присутствие иностранного капитала в химической, электротехнической, производстве электроэнергии, строительстве  железных дорог.

Таким образом, в поиске средств  для промышленного развития страны, царское правительство пошло  по наиболее легкому пути – привлечения  иностранных займов. Иностранные  компании, имевшие ограничения на ввоз товаров в Россию, пользовались достаточно большой свободой по размещению инвестиций внутри страны. При этом иностранные компании часто злоупотребляли этой свободой, нещадно эксплуатируя природные ресурсы России, не стимулировали, а нередко тормозили развитие отдельных отраслей, которые могли  обеспечить экономическую независимость страны» [13]

3.2 Формы привлечения иностранного капитала в советский период

«Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Одной из главных задач НЭПа  было привлечение иностранного капитала в форме концессий.

Иностранные концессии в  СССР - коммерческие предприятия с иностранными инвестициями (полными или частичными), которые существовали на территории Советского Союза с 1920 года по середину 1930-х гг. Договоры о торговых концессиях заключались на год и позднее возобновлялись, а договоры о промышленных концессиях могли заключаться на несколько десятилетий.        Иностранные концессии появились в РСФСР 23 ноября 1920 года после подписания соответствующего декрета. Целью правительства было привлечение иностранного капитала в такие отрасли и районы, развить которые Советское государство было не в состоянии.

Государственным органом, руководившим концессиями, был Главный концессионный  комитет. Всего в СССР насчитывалось более 350 иностранных концессий - как промышленных, так и торговых.

В некоторых случаях концессии  закрывались по политическим мотивам. Так после убийства в 1923 году в  Швейцарии дипломата Воровского было объявлено, что все швейцарские  концессии на территории СССР будут  закрыты, и впредь швейцарцы не получат  разрешения на коммерческую деятельность в Советском Союзе. Приняв решение о закрытии иностранных концессий, советская сторона прибегала к силе лишь в исключительных случаях (пример - Caucasian-American Trading and Mining Company, закрытая в 1924 году), предпочитая выдавливать иностранцев со своей территории экономическими методами - с помощью бюрократии, налогов, таможенных сборов, затруднений с вывозом капитала и т.п. Зачастую торговым концессиям не продлевали контракт. Так немецкую фирму International Warenaustausch Aktiengsellschaft, которая паковала яйца и отправляла их в Германию, в 1929 году уведомили о прекращении договора. Немецкая сторона судилась и выиграла суд в Берлине, но не смогла возместить убытки. В то же время советская сторона создала собственную организацию по экспорту яиц.

В некоторых случаях для  ликвидации концессий использовались такие методы как создание невозможных  условий для работы - например, в  случае с сельскохозяйственной фирмой Drusag, 90% акций которой принадлежало правительству Германии. В 1929 - 1930 гг. в отношении руководства фирмы  властями СССР были инициированы судебные процессы по факту нарушений условий  труда, после чего в Drusag были конфискованы автомобили и пишущие машинки. На зарплату всех немецких специалистов был наложен дополнительный 3%-ый налог. Почта за границу перехватывалась.

К 1928 году советское правительство  нашло более эффективный способ развития промышленности, нежели концессии, а именно - заключение индивидуальных контрактов с западными фирмами  и отдельными специалистами. Запад  мог отказывать СССР в кредитах, крупные фирмы — в поставках, но он не мог запретить инженерам  ехать в СССР на заработки.

Последний договор на концессию  был заключен в марте 1930 года с  предпринимателем Лео Верке (Leo Werke) - на производство зубоврачебных товаров. Конец иностранным концессиям положило постановление СНК от 27 декабря 1930 г., согласно которого все прежние  договоры о концессиях были аннулированы (за некоторыми исключениями), а Главконцеском был низведен до уровня совещательного органа. При этом подписанные ранее соглашения о технической помощи оставались в силе. Однако процесс постепенной ликвидации иностранных концессий началась еще в 1923 г. и продолжался на протяжении всего десятилетия. К концу 1920-х годов в СССР остались только 59 концессий, 6 акционерных обществ и 27 «разрешений на деятельность». К 1933 году были ликвидированы все промышленные концессии, а к середине 1930-х - все торговые, кроме датской телеграфной концессии, концессий, полученных Японией на рыбную ловлю и разработку угольных и нефтяных месторождений на Дальнем Востоке, и концессии Standart Oil» [14]

3.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций

Не так давно возникали некоторые  сложности, связанные с привлечением иностранного капитала в Россию, несомненно, связанны с тем, что мнение об этой стране у зарубежных партнеров сложилось  как об экономически нестабильной.

Не вызывает сомнения тот  факт, что стабилизация политических и экономических процессов в  Российской Федерации во многом зависит  от разработки инвестиционной политики в сфере новейших технологий и  механизмов ее реализации. Инвестиционная политика является одним из важнейших  факторов стабильного экономического роста. Она должна предусматривать  как регулирование внутренних, отечественных  инвестиций, так и привлечение  иностранных. «Инвестиционная политика должна обеспечить решение таких задач: увеличение объемов инвестиционных ресурсов, которые формируют производственный потенциал на основе новейшей научной базы;  обоснование приоритетных секторов производства, которые определяют конкурентные позиции страны на мировом рынке;  создание динамического экспортного потенциала, который может быстро адаптироваться конъюнктуре внешней рыночной среды; развитие внутренней и внешней кооперации продукции производственно-технологического назначения.» [3, с32]

Один из аспектов регулирования  иностранной инвестиционной деятельности – правовой. Этот аспект определяет, будет ли для лица, которое осуществляет инвестиции, предоставление или приобретение акций, имущества, облигаций и прочего  рассматриваться как инвестирование в объект. Если государство признает инвестора, то тем самым признаются его законные права на гарантии и  льготы.

Существует закон «Об иностранных  инвестициях в РФ», который способен регулировать все инвестиционные отношения, возникающие на территории Российской Федерации.

Кроме правового  аспекта, иностранные инвестиции регулируются с помощью административного.  Согласно закону, название которого уже было приведено выше, правительство РФ обязано определять исполнительный орган, который отвечает за координацию и привлечение, а также государственное регулирование инвестиций в России.

Сейчас функционирует Совет (собирается раз в год) и созданный при  нем Постоянный комитет, которые  представляют собой орган контроля над иностранным инвестированием.

Государственное финансовое регулирование инвестиций, а точнее его значение, сложно переоценить. Оно представляет собой проведения  комплексных мероприятий, которые способны обеспечить необходимый уровень вложений в экономику страны и стимулировать инвестиционною активность.

Главными задачами государственного инвестиционного регулирования  являются увеличение объема инвестиций с последующим повышением их инвестиций и совершенствования структуры, а также превращение инвестиций в «локомотив», повышающий экономическую активность страны, стабилизирующий ее.

На инвестиционный процесс государство  может повлиять двумя способами: активным и пассивным.

Активный метод влияния на ситуацию связан с формированием благоприятной  инвестиционной среды сами государством. Это достигается с помощью  проведения специальными органами, созданными специально для этой цели, различных  мероприятий в бюджетной и  налоговой сфере.

Пассивный метод подразумевает  выделение наиболее приоритетных направлений  экономики для капиталовложения. Для определения этих направлений  используют динамическую активную модель, отображающую межотраслевой баланс, иные полу динамические и динамические модели, которые отображают развитие экономики государства в целом, а также систему балансовых построений. Для составления этих моделей и подведения баланса используют план инвестирования страны и утвержденный бюджет государства.

 «Решение указанных задач должно обеспечить упорядочение методов привлечения и использования иностранного частного капитала в экономике России, создать благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата и дальнейшего развития международного сотрудничества» [3, c32]

 

 

Заключение

Иностранный капитал может  привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала - необходимое  условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение  иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем  получение кредитов для покупки  необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

В данной работе получены следующие результаты:

1. Определены позитивные и негативные эффекты влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны, факторы и условия привлечения зарубежного капитала в страну, принципы государственной инвестиционной политики.  

 

4. Выявлены тенденции и структура  привлечения иностранных инвестиций  в экономику Российской.

5. Проведен анализ роли иностранного  капитала в экономике России в дореволюционный и советский периоды.

6. Обоснованы приоритетные направления  совершенствования государственной  инвестиционной политики по привлечению  иностранного капитала в экономику  РФ на основе изучения российского  исторического опыта стимулирования иностранных инвесторов и правовых основ регулирования иностранных инвестиций в России в современный период.

Информация о работе Иностранные инвестиции как резерв экономического развития