Таким образом,
рассмотрев попытки различных научных
школ под руководством ведущих ученых
классифицировать инновации и инновационные
процессы, можно сделать вывод, что
все они внесли определенный вклад
в общую систему характеристики
инноваций и инновационных процессов
и могут быть использованы для
разработки общей национальной системы.
А применение этой системы будет
способствовать разнообразию инновационной
деятельности и повышению ее эффективности,
что, в свою очередь, обеспечит рост
национальной экономики.
Значимость
инноваций существенна, и, несомненно,
инновационная деятельность требует
регулирования со стороны государства.
Это раскрывается в следующей главе.
- Государственное регулирование в инновационной деятельности РФ.
Государственное
регулирование экономики и инновационных
процессов, как отмечают многие ученые,
является одним из главных условий
перевода функционирования экономики
на рыночные отношения. На этапе переходной
экономики роль государства как
основного участника и партнера
по бизнесу в развитии инновационного
сектора является стратегической.
В
настоящее время государство
в нашей стране ответственно
в основном только за блок
фундаментальных исследований, что
может привести к наращиванию
научного потенциала, который будет
использоваться в странах с
высокой ценой на интеллектуальные
ресурсы. В результате очень
скоро Россия может превратиться
в поставщика «интеллектуального
сырья» в экономически развитые
страны [10, с.43].
Одной из
наиболее актуальных проблем российской
экономики сегодня является повышение
конкурентоспособности отечественных
товаров, работ и услуг. И в
этом первоочередную роль играет активизация
инновационной деятельности. В этих
условиях государство должно принять
меры, направленное на существенное оживление
инновационной деятельности.
К основным
функциям государственного регулирования
инновационной сферы являются:
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры;
- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов [6, с.47].
К формам
государственной поддержки научной
и инновационной деятельности Б.А.
Райзберг относит следующие:
- прямое финансирование;
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
- отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
- создание сети технополисов, технопарков и т.д.[]
Основными
направлениями государственной
поддержки инновационной политики
являются следующие:
- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [2, с.27].
Центральное
место в системе прямого государственного
регулирования занимает финансирование
НИОКР и инновационных проектов
из бюджетных средств. Государственные
ассигнования и субсидии могут предоставляться
государственному и негосударственному
секторам на собственно инновационные
цели или на обеспечение инновационной
составляющей инвестиций многоцелевого
характера. В целях диверсификации
инновационных вложений государства
возможно создание специализированных
государственных холдинговых и
инновационных компаний. Важное значение
для генерирования нововведений
и создания первоначального спроса
на инновации имеют государственные
контракты на выполнение НИОКР и
государственные заказы на инновационную
продукцию. Эффективность инновационных
процессов повышается при использовании
механизмов конкурсности в распределении
бюджетных средств.
Без государственной
поддержки и масштабных бюджетных
затрат еще никому не удавалось создать
серьезную науку и передовую
технику. Эти затраты многократно
окупятся в последующем и, в конечном
счете, именно они предопределят
успех намечаемых в России социально-экономических
преобразований. Заметный шаг в этом
направлении предполагается сделать
в 2006г. – на науку выделяется почти
72,5 млрд. руб., что на 27% больше, чем
в 2008г. Их них Российская академия наук
получит 25,3 млрд. руб. Это сумма превысит
уровень 2008г. более чем на 6 млрд.
руб. Доля бюджетных затрат составит
в 2006г.52%, а к 2008г. поднимется до 58%. Приоритет
отдается фундаментальным исследованиям
[19, с.9].
Государственная
поддержка инновационной деятельности
частного сектора может осуществляться
на взаимовыгодных условиях и в случаях
освоения частным сектором научно-технических
результатов, имеющих важное значение
для государства. Сложнее обстоит
дело с инновациями, создаваемыми за
счет бюджета. Прежде всего, это технологии,
необходимые для удовлетворения
публичных интересов и обеспечения
национальной безопасности, обороны
страны, охраны окружающей среды и
др., в освоение которых частный
сектор, как правило, не инвестирует.
В связи с этим проблема производственного
освоения таких инноваций чрезвычайно
актуальна для государства. При
решении этой задачи государство
должно умело использовать присущие
ему функции и как политической
организации власти, и как хозяйствующего
субъекта. То есть государственное
регулирование инновационной деятельности
должно содержать как прямое (директивное),
так и косвенное (с применением
экономических рычагов и стимулов)
воздействие.
Основной
правовой формой государственного регулирования
инновационной деятельности являются
правовые акты. К сожалению, инновационная
деятельность в России еще не имеет
должного правового регулирования.
Единого законодательного акта, определяющего
понятие, виды инноваций, порядок осуществления
инновационной деятельности пока нет.
В условиях, когда активизации
и поддержка государством инновационной
деятельности становятся насущной проблемой,
такой нормативный акт (федеральный
закон об инновационной деятельности),
безусловно, необходим.
Как известно,
инновационная деятельность включает
два этапа: создание инноваций и
освоение их производством. Более или
менее благополучна ситуация с правовым
регулированием первого этапа инновационной
деятельности. Правовой базой инновационного
процесса является законодательство в
области охраны интеллектуальной собственности.
В настоящее время в связи
с предстоящим вступлением России
в ВТО, в основные нормативные акты в области
интеллектуальной собственности внесены
соответствующие изменения и дополнения.
В их числе Патентный закон РФ, законы
« О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров».
На обсуждении в Государственной думе
находятся изменения и дополнения в закон
« Об авторском праве и смежных правах».
Что касается
второго этапа инновационной
деятельности, то ее правовое регулирование
осуществляется посредством институтов
гражданского законодательства. Отношения,
возникающие в связи с использованием
нововведений в предпринимательской
деятельности, опосредуются различными
договорами (лицензионный, уступки
исключительного права (патента), доверительного
управления, подряда на выполнение
проектных и изысканных работ, на
выполнение научно-исследовательских
работ, опытно-конструкторских работ
и др.), регламентируемыми Гражданским
кодексом РФ [12, с.61].
Рассматривая
государственное регулирование
инновационной деятельности в России
на региональном уровне, можно выделить
следующие особенности:
- выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;
- основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;
- основной механизм управления и стимулирования – это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования [20, с.63].
Организационный
механизм государственного регулирования
инновационной деятельности обеспечивает
учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных
структур и в то же время создает условия
для согласованного принятия мер по стимулированию
инноваций. Субъектами инновационной
политики выступают органы государственной
власти (центральные и местные), предприятия
и организации государственного сектора,
самостоятельные хозяйствующие формирования,
общественные организации, сами научные
работники и инноваторы, смешанные образования.
Структура
механизма государственного регулирования
инновационных процессов представлена
в Приложении 3.
Общие вопросы
инновационной политики находят
отражение в указах Президента РФ.
В подготовке этих документов принимает
участие Отдел науки и образования
аппарата Президента. В 1995г. при Президенте
создан Совет по научно-технической
политике, являющийся консультативным
органом.
Органы
законодательной власти РФ – Государственная
Дума и Совет Федерации имеют
право инициирования законов
в сфере научно-технической и
инновационной деятельности. В обеих
палатах функционируют соответствующие
комитеты – Комитет Госдумы по
образованию и науке и Комитет
Совета Федерации по науке, культуре
и образованию.
Основным
органом, координирующим деятельность
министерств и ведомств в научно-технической
и инновационной областях, является
Правительственная комиссия по научно-технической
политике.
Министерство
промышленности, науки и технологий
РФ является центральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-технической
политики, осуществление мер по созданию
и развитию научно-технического потенциала.
К числу основных задач Миннауки
РФ относятся: организация научно-технического
прогнозирования; выбор и оценка
приоритетных направлений развития
науки и техники; разработка государственных
научно-технических программ и проектов;
финансирование гражданских НИОКР общегосударственного
значения; создание и развитие благоприятной
среды для научной и инновационной деятельности.
Министерство
экономического развития и торговли
РФ в рамках разработки форм и методов
государственного воздействия на экономику
непосредственно разрабатывает
государственную инновационную
политику, определяет приоритеты в
развитии народного хозяйства страны
и ее регионов, разрабатывает основные
направления инвестиционной политики,
в том числе меры по стимулированию
инновационной активности.
Минфин
РФ осуществляет бюджетное обеспечение
инновационной политики и аудит
использования финансовых ресурсов.
В целом
можно сказать, что государство
выступает не только в роли партнера,
располагающего значительными ресурсами,
но и организатора, регулятора институциональной
основы инновационных взаимодействий.
И это придает ему достаточно
важное значение в организации инновационной
деятельности. И во многом от качества
государственного регулирования инновационной
сферы будет зависеть инновационная
активность предприятий.
- Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ.
Внедрение
новшеств всегда имело большое значение
в развитии производства. В современной
экономике роль инноваций значительно
возрастает. Они все боле становятся
основополагающими факторами экономического
роста. Опыт развитых стран свидетельствует
о том, что коренные преобразования
в области производительных сил
в эпоху НТР, быстрая сменяемость
ее волн, а, следовательно, новых комбинаций
факторов производства, широкое внедрение
нововведений стали нормой современной
экономической жизни. И если инновационный
подход играет возрастающую роль в
развитых странах, то в современной
России, в условиях перехода к рыночной
экономике и необходимости выхода
из глубокого кризиса эта роль
особенно велика [13, с.12].