Институциональная структура регулирования инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.
Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В экономике понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно [18, с.22].

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассмотрев попытки различных научных  школ под руководством ведущих ученых классифицировать инновации и инновационные  процессы, можно сделать вывод, что  все они внесли определенный вклад  в общую систему характеристики инноваций и инновационных процессов  и могут быть использованы для  разработки общей национальной системы. А применение этой системы будет  способствовать разнообразию инновационной  деятельности и повышению ее эффективности, что, в свою очередь, обеспечит рост национальной экономики.

Значимость  инноваций существенна, и, несомненно, инновационная деятельность требует  регулирования со стороны государства. Это раскрывается в следующей главе.

 

 

 

 

 

    1. Государственное регулирование в инновационной деятельности  РФ.

 

Государственное регулирование экономики и инновационных  процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий  перевода функционирования экономики  на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как  основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

 В  настоящее время государство  в нашей стране ответственно  в основном только за блок  фундаментальных исследований, что  может привести к наращиванию  научного потенциала, который будет  использоваться в странах с  высокой ценой на интеллектуальные  ресурсы. В результате очень  скоро Россия может превратиться  в поставщика «интеллектуального  сырья» в экономически развитые  страны [10, с.43].

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров, работ и услуг. И в  этом первоочередную роль играет активизация  инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять  меры, направленное на существенное оживление  инновационной деятельности.

К основным функциям государственного регулирования  инновационной сферы являются:

  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов [6, с.47].

К формам государственной поддержки научной  и инновационной деятельности Б.А. Райзберг относит следующие:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т.д.[]

Основными направлениями государственной  поддержки инновационной политики являются следующие:

  • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
  • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [2, с.27].

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные  ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства  возможно создание специализированных государственных холдинговых и  инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные  контракты на выполнение НИОКР и  государственные заказы на инновационную  продукцию. Эффективность инновационных  процессов повышается при использовании  механизмов конкурсности в распределении  бюджетных средств.

Без государственной  поддержки и масштабных бюджетных  затрат еще никому не удавалось создать  серьезную науку и передовую  технику. Эти затраты многократно  окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят  успех намечаемых в России социально-экономических  преобразований. Заметный шаг в этом направлении предполагается сделать  в 2006г. – на науку выделяется почти 72,5 млрд. руб., что на 27% больше, чем  в 2008г. Их них Российская академия наук получит 25,3 млрд. руб. Это сумма превысит уровень 2008г. более чем на 6 млрд. руб. Доля бюджетных затрат составит в 2006г.52%, а к 2008г. поднимется до 58%. Приоритет  отдается фундаментальным исследованиям  [19, с.9].

Государственная поддержка инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях  освоения частным сектором научно-технических  результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит  дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения  национальной безопасности, обороны  страны, охраны окружающей среды и  др., в освоение которых частный  сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного  освоения таких инноваций чрезвычайно  актуальна для государства. При  решении этой задачи государство  должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное  регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением  экономических рычагов и стимулов) воздействие.

Основной  правовой формой государственного регулирования  инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная  деятельность в России еще не имеет  должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего  понятие, виды инноваций, порядок осуществления  инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации  и поддержка государством инновационной  деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный  закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и  освоение их производством. Более или  менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной  деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в  области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи  с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На обсуждении в Государственной думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве и смежных правах».

Что касается второго этапа инновационной  деятельности, то ее правовое регулирование  осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской  деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки  исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских работ  и др.), регламентируемыми Гражданским  кодексом РФ [12, с.61].

Рассматривая  государственное регулирование  инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:

  • выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;
  • основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;
  • основной механизм управления и стимулирования – это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования [20, с.63].

Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Структура механизма государственного регулирования  инновационных процессов представлена в Приложении 3.

Общие вопросы  инновационной политики находят  отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической  политике, являющийся консультативным  органом.

Органы  законодательной власти РФ – Государственная  Дума и Совет Федерации имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет  Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической  политике.

Министерство  промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.

Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов  государственного воздействия на экономику  непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику, определяет приоритеты в  развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.

Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов.

В целом  можно сказать, что государство  выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной  основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной  деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной  сферы будет зависеть инновационная  активность предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ.

 

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все боле становятся основополагающими факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика [13, с.12].

Информация о работе Институциональная структура регулирования инновационной деятельности в России