Институциональная структура регулирования инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.
Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В экономике понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно [18, с.22].

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого  роста.

В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную  технологию и организацию производства, обеспечивать успех и эффективность  деятельности предприятия. Решение  этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью  которого является поиск и реализация инноваций.

Овеществленный  результат творческого подхода  к продукции может стать для  предпринимателя конкурентным преимуществом. В свою очередь рыночное превосходство  товара поощряет еще более творческое отношение предпринимателя к  производству продукции. Таким образом, творчество и конкуренция создают  «петлю взаимного усиления»

Общий объем  прибыли формируется под влиянием трех взаимосвязанных между собой  факторов: объема производства товара, его цены и себестоимости. В связи  с этим выбор стратегии деятельности предприятия не только в текущем  периоде, но и на длительную перспективу  должен определяться путем глубокого  и систематического анализа каждого  из этих трех факторов, постоянной и  целенаправленной инновационной деятельностью  по их улучшению. Это позволит обеспечить российские предприятия собственными источниками финансовых ресурсов, на основе которых более успешно  решаются производственные и социальные задачи, стабилизируется и укрепляется  финансовая независимость предприятия.  

Несмотря  на то, что каждая успешная компания применяет собственную стратегию, основные принципы деятельности являются одинаковыми – компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством  инноваций, если осваивают новые  методы достижения конкурентоспособности  или находят лучшие способы конкурентной борьбы, используя старые способы.

Существенной  предпосылкой и стимулом к развитию инновационной деятельности в организациях может стать ее гибкость. Инновации  во всех их видах и формах играют большую роль в становлении и  развитии предприятий. Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности необходима гибкость на всех уровнях управления предприятием, ясное понимание сущности инновационных процессов, необходимости  использования инноваций.

В рыночной экономике инновации представляют собой сильное оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости  и, следовательно, к снижению цен, росту  массы прибыли, созданию новых потребностей, неизбежному притоку денег, повышению  имиджа (рейтинга) производителя новых  продуктов, открытию и (или) захвату  новых рынков, в том числе новых. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром любого предприятия и экономики в целом [16, с.24].

В России же анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет выявить  пока еще стойкие негативные последствия  кризиса, произошедшего в начале 1990-х гг. Однако начиная с 1998г. уровень  инновационной активности стал повышаться.

Ниже  представлена таблица, характеризующая  уровень инновационной активности предприятий промышленности в период с 2005-2007 годы.

Таблица 1

 

Число инновационно-активных предприятий

Уд. Вес инновационно-активных предприятий  в общем числе обследуемых, %

 

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Всего

2168

2191

2192

9,8

10,3

10,5

Добыча  топливно-энергетических полез.ископаемых

40

37

37

7,6

7,3

7,4

Производство  пищевых продуктов,вкл. напитки

406

400

384

7,9

7,9

7,7

Текстильное и швейное производство

72

72

66

3,2

3,7

3,9

Производство  изделий из дерева

29

32

37

2,9

3,2

4,4

Производство  нефтепродуктов

27

33

25

31,8

43,4

29,8

Химическое  производство

158

160

140

26,3

25,9

22,8

Металлургическое  производство

139

134

135

12,8

11,9

11,3

Производство  машин и оборудования

293

288

273

12,6

13,4

14,2

Производство  электрооборудования

364

373

392

24,2

25,9

26

Производство  транспортных средств

158

166

173

20,2

21,2

21,8

Производство  и распределение Эл/эн, газа и  воды

63

82

75

5,1

6,4

4,7


 

Таблица1: Инновационно-активные организации промышленности по видам экономической деятельности [23,с.598].

 

Уровень инновационной активности наиболее высок в производстве пищевых  продуктов, электрооборудования и  сфере машиностроения, что дает основания  надеяться на тенденцию роста  конкурентоспособности и качества всей отечественной продукции,однако в общем он недостаточно высок.

Однако  относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить и  тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в  промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью [10, с.17].

А именно инновации с мощными преобразовательными  функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая  приведет к экономическому росту. К  таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и  технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический  уровень, можно создавать главные  предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое  состояние.

Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла  предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том  числе инновационной, то ее можно  и нужно классифицировать, как  и любую другую экономическую  категорию.

Р.А. Фатхутдинов  выделяет две группы экономических  эффектов от проведения инновационной  деятельности: от осуществления инноваций  инновационной организации и  от продажи новшеств собственной  разработки и покупных (Приложение 4). Кроме того, различается экономический, научно-технический, социальный и экологический  эффект. Эта градация соответствует  требованиям практики. Необходимо отметить, что все эти эффекты находятся  в тесной взаимосвязи – когда, например, экологический эффект сопровождается социальными последствиями, последствиями  в развитии науки и техники, в  изменении экономической обстановки.

Нельзя  не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться  предприятия при осуществлении  инновационной деятельности. Среди  них можно выделить следующие:

  • потребительский риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов;
  • общекорпоративный риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией;
  • риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками;
  • риск персонала касается главным образом выбранной стратегии вовлечения сотрудников компании в инновационный процесс и связанного с этим качества программ мотивации;
  • риск технологической новизны заключается в том, что на первых порах, как правило, отсутствуют стандарты, без которых невозможно достичь единообразия процессов обработки и взаимопонимания между различными системами, функционирующими на одних и тех же технологических и идеологических принципах.

Наконец, возникают ситуации, когда различные  общественные организации препятствуют распространению технологических  новшеств. Однако главной угрозой  для стратегических инновационных  проектов остается повседневная функциональная нагрузка на руководителей и менеджмент компании. Темп изменения бизнеса  компании не должен ломать установившиеся процессы, но задачи текущей деятельности не вправе ставить под угрозу стратегию  компании и перспективные возможности  по созданию конкурентных преимуществ [11, с.21].

В настоящее  время разрабатывается соответствующая  систематика и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность инновационной деятельности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия  сами разрабатывают инновационно–технические  предпосылки и реализуют на  рынке полученные результаты. Такой  подход связан с большими и  постоянно растущими затратами,  обусловленными научно-техническим  прогрессом, и тем самым высоким  и рисками. Это касается прежде  всего продукции высокого технического  уровня и большой сложности.  Все это по силам в основном  только крупным предприятиям.

2. В рамках  кооперационной стратегии малые  и средние предприятия сотрудничают  с другими компаниями. При этом  кооперация может осуществляться  на всех этапах инновационного  процесса. Кооперация малых и  средних предприятий в целях  повышения конкурентоспособности  и снижения рисков находит  все более широкое применение  при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить  в самых разных формах, например, в форме стратегического альянса,  кооперационных исследованиях, кооперационного  производства и кооперационного  маркетинга [22, с.64].

Подводя итог, можно сделать вывод, что  инновации безусловно способствуют повышению конкурентоспособности  отечественных предприятий и  следовательно экономическому росту. Поэтому для успешной работы осуществление  инновационной деятельности необходимо каждому предприятию.

 

  1. ТЕОРИЯ ИГР.

 

Предположим, что на рынке автомобилей выпускается  новая модель BMW X13, и рынок покупателей разделен на две группы. Первая группа – элита общества, которым нужен комфорт в автомобиле, вторая группа – любители быстрой езды. Первая группа людей заинтересованы платить за удобства в салоне и плавности движения, а лихачи хотели бы быстроту и мощность автомобиля.

Таким образом  в задаче имеем данные: если элита  и лихачи  покупают новый BMW предназначенный для быстрой езды, то для первой группы людей ситуация доставляет 0 баллов удовольствия, для лихачей – 4 балла; если элита и лихачи приобретают BMW для обычных поездок и чувства комфорта, то лихачи – 0 баллов, элита – 4 балла.

Чтобы решить эту задачу, мы составили  матрицу:

Таблица 2.1. Матрица условий задачи

 

Лихачи

Скорость

Комфорт

Элита

Скорость

0

4

0

0

Комфорт

4

4

4

0


Возможные стратегии:

P1 - элита и лихачи покупают для быстрой езды;

Р2 - элита и лихачи покупают для комфорта и удобства езды;

Р3 –элита покупают для комфорта, а лихачи для быстрой езды.

Получаем  функции:

hкв=0*p1+4*p2+4*p3

hнекв=4*p1+0*p2+4*p3

Чтобы найти оптимальное решение  по Нэшу, я сделал таблицу расчета  с ограничением вводимых данных. Сумма  вариантов исхода должна быть равна 1.

Информация о работе Институциональная структура регулирования инновационной деятельности в России