Интеллектуальная собственность как разновидность имущества предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Понятие объекта, относящегося в бухгалтерском учете к нематериальным активам, дано в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, приказ Министерства финансов России от 26.12.94 № 170. Согласно Положению нематериальные активы классифицируются как права, которые наряду с правовыми нормами отвечают следующим двум требованиям: используются в течение длительного периода, превышающего один год; приносят доход в процессе их использования. В соответствии с Положением данные права возникают: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ,

Содержание работы

1.Нематериальные активы: основные понятия и определения
1.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
1.2 Источники поступления и правовое оформление поступления нематериальных активов на предприятие
1.3 Основные причины выбытия нематериальных активов из состава имущества предприятия.
2. Практические аспекты учета нематериальных активов на предприятии ОАО «Альфа»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности ОАО «Альфа», влияние нематериальных активов на развитие предприятия.
2.3 Совершенствование концепции бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии ОАО «Альфа»
3. Оценка влияния использования нематериальных активов на эффективность деятельности предприятия.
3.1 Определение эффективной доли нематериальных активов в структуре инновационного потенциала предприятия
3.2 Оценка необходимости использования нематериальных активов в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 686.36 Кб (Скачать файл)

Аналогичный подход к задаче оптимизации структуры НМА состоит  в построении содержательного критерия для улучшения структуры НМА. Существенно, что формальный критерий строится по текущему состоянию. На основании  этого критерия можно определить направление возможного улучшения  структуры НМА. После этого следует  проверить выполнение условий, не принимавшихся  во внимание, и т.д. Особенность такого подхода в том, что движение происходит только по допустимым состояниям, а  критерий определяется по текущему состоянию.

Одним из недостатков ведения  учета нематериальных активов на ГП «Альфа» является то, что в  учетной политике не предусмотрено, каким способом начисляется амортизация. Также учетной политикой не предусмотрено, куда относится сумма начисленной  амортизации по нематериальным активам.

Для совершенствования учета  нематериальных активов на ГП «Альфа»  руководству предприятия необходимо сделать следующее.

В Учетную политику ОАО «Альфа» необходимо включить: стоимость нематериальных активов погашается путем начисления износа (амортизации) линейным способом, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования и первоначальной стоимости.

Особенностью некоторых  нематериальных активов как объектов учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью  на ОАО «Альфа» целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

Нематериальные активы представляют собой обобщенное понятие результатов  творческой деятельности и средств  индивидуализации юридического лица, не обладающих физической основой и  реализуемых в виде прав, удостоверенных патентами, свидетельствами и договорами.

Также в процессе работы на предприятии ОАО «Альфа» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации.

1.    Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской  службы.

2. На рассматриваемом  предприятии отсутствует график  документооборота. Это является  значительным упущением, так как  точное соблюдение графиков документооборота  способствует своевременному и  полному отражению в учетных  регистрах совершаемых хозяйственных  операций. Поэтому считаем целесообразным  порекомендовать главному бухгалтеру  составить схему или перечень  работ по созданию и обработке  документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами  с указанием сроков исполнения.

3. В целях недопущения  подделки документации целесообразно  создать документ с образцами  подписей сотрудников, наделенных  правом подписывать финансовые  документы.

4. В учете товарно-материальных  ценностей нами также были  выявлены недостатки:

-      Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;

-      Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;

-      На предприятии ОАО «Альфа» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию  в дальнейшем более эффективно вести  учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности  деятельности предприятия в целом.

В результате проведенного исследования следует отметить что, эффективность учета материальных оборотных средств предприятия  оказывает большое влияние на результаты его финансово-хозяйственной  деятельности.

Главной целью управления материальными активами предприятия  является в общем случае максимизация прибыли на вложенный капитал  при обеспечении устойчивой и  достаточной платежеспособности предприятия. Причем в условиях экономического кризиса  устойчивая платежеспособность важнее доходности (неплатежеспособность может  быть хуже убыточности).

Для улучшения финансового  состояния предприятия необходимо уменьшить переток оборотных  активов в дебиторскую задолженность, т. е. средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.

Необходимо продуманное  отношение к большим закупкам впрок сырья, материалов и комплектующих  изделий (за исключением активов  с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим  инфляцию, и то в ограниченных пределах). Выгода от таких закупок может  быть чисто иллюзорной, так как  они, как правило, приводят к занижению  себестоимости со всеми вытекающими  отсюда "налоговыми последствиями" и к замедлению оборачиваемости  оборотных средств, что оказывает  негативное воздействие на финансовую устойчивость предприятия. А для  этого необходим их своевременный  и полноценный учет.

При изучении состояния учета  материальных оборотных средств  на исследуемом предприятии нам  было выявлено несколько существенных недочетов. При оценке товарно-материальных ценностей на ОАО «Альфа» применяется метод ФИФО. Но мы считаем, что возможно предприятию следует пересмотреть базовый метод ФИФО и в дальнейшем пользоваться методом ЛИФО, т.к. при этом менее заметно влияние негативных факторов влияния переходной экономики (инфляции и др.)

Также в процессе работы на предприятии ОАО «Альфа» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации.

1.         Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской  службы.

2. На рассматриваемом  предприятии отсутствует график  документооборота. Это является  значительным упущением, так как  точное соблюдение графиков документооборота  способствует своевременному и  полному отражению в учетных  регистрах совершаемых хозяйственных  операций. Поэтому считаем целесообразным  порекомендовать главному бухгалтеру  составить схему или перечень  работ по созданию и обработке  документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами  с указанием сроков исполнения.

3. В целях недопущения  подделки документации целесообразно  создать документ с образцами  подписей сотрудников, наделенных  правом подписывать финансовые  документы.

4. В учете товарно-материальных  ценностей нами также были  выявлены недостатки:

-      Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;

-      Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;

-      На предприятии ОАО «Альфа» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию  в дальнейшем более эффективно вести  учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности  деятельности предприятия в целом.

Одним из основных выводов, сделанных нами в результате дипломной  работы, является то, что в торговых предприятиях резервы и пути ускорения  оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

Ø   совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;

Ø   полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;

Ø   совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;

Ø   упорядочить сбор и хранение порожней тары, ускорять возврат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;

Ø   совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

Ø   улучшать претензионную работу;

Ø   ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;

Ø   свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и (быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов; не допускать дебиторской задолженности.

Следовательно от умения управлять  оборотными средствами, улучшения организации  торговли, повышения уровня коммерческой и учетной работы зависит эффективность  использования материальных оборотных  средств торговых предприятий и  следовательно ритмичная деятельность предприятия в целом.

Таким образом, торговое предприятие  в случае эффективного управления своими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного относительно ликвидности  и доходности.

Проблема улучшения использования  материальных оборотных средств  стала еще более актуальной в  условиях формирования рыночных отношений. Интересы предприятий требуют полной ответственности за результаты своей  производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение  предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных  средств и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной  деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных  средств - организаций их движения с  минимально возможной суммой для  получения наибольшего экономического эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка влияния использования  нематериальных активов на эффективность  деятельности предприятия.

3.1 Определение эффективной  доли нематериальных активов  в структуре инновационного потенциала  предприятия

Рассматривая сферу управления нематериальными активами (НМА), можно  сделать вывод о том, что вопросы  формирования и использования таких  активов, а также определение  степени их влияния на эффективность  функционирования предприятия и  инновационный рост в целом являются одной из проблемных областей современного предприятия. Для обеспечения эффективного управления инновационным развитием  необходима оцен-ка экономических последствий  принимаемых управленческих реше-ний, связанных с НМА. Стоимость нематериальных активов, получаемая в результате оценки, является величиной вероятностной, прогнозной, ожидаемой. Оценку стоимости  нематериальных активов следует  рассматривать как результат  аналитического исследования и обобщения  условий, порядка и характера  использования таких активов  в финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Стоимость нематериальных активов  способна влиять на инновационное развитие предприятия. Проведенный аналитический  обзор существующих методов оценки НМА позволил объединить их в две  группы: 1-я группа включает методы измерения  и показатели, дающие развернутое  представление о нема-териальных активах; 2-я группа содержит методы оценки НМА предприятия в денежном выражении.

Оценка НМА связана  с многочисленными проблемами по сравне-нию с материальными активами, и в большинстве случаев возникает  необходимость принятия решений  в отношении следующих аспектов:

-         проблема определения границ;

-         проблема определения стоимости;

-         частичная исключаемость.

Однако среди существующих подходов и методов можно выделить семь категорий, которые были сгруппированы  по признаку поэлементного измерения  НМА или измерения НМА предприятия  в целом, а также результирующих финансовых или нефинансовых оценок стоимости НМА.

Некоторые из этих подходов и методов обширны и представляют собой подробное описание системы  взаимоотношений между НМА и  материальными активами с дальнейшими  пояснениями, другие, напротив, дают краткий  обзор ситуации на предприятии (табл. 4).

Таблица 4. Условия применения методов оценки НМА  

Существенные недостатки действующих методов состоят, главным  образом, в том, что оценочные  показатели не связаны между собой, а каждый нематериальный актив рассматривается  изолированно от совокупности прочих. Для корректной оценки влияния нематериальных активов на показатели стоимости  предприятий необходимо формирование единого кумулятивного нематериального актива путем консолидации нескольких разнородных нематериальных активов по общей цели их использования предприятием. Примером такого актива является портфель НМА, который следует определять как специфический кумулятивный нематериальный актив предприятия, представляющий собой совокупность взаимосвязанных элементов (НМА), используемых для разработки эффективной стратегии инновационного развития, повышения эффективности финансово-экономической деятельности.

Недостатки рассмотренных  подходов при определении стоимости  НМА могут приводить к значительным искажениям, а впоследствии и к  дезориентирующему толкованию результатов. Искажение результатов оценки НМА  одним методом могут быть существенно  уменьшены при условии комплексного подхода и использования нескольких методов оценки. Применение различных  по природе методов приводит к  отличным друг от друга результатам  оценки стоимости. Поэтому окончательная  оценка НМА должна основываться на синтезе различных показателей  стоимости, ликвидности и структуры  НМА для того, чтобы получить многомерную  проекцию измеренного НМА предприятия.

Информация о работе Интеллектуальная собственность как разновидность имущества предприятия