Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

При всей важности этой экономической категории, объём инвестиций весьма сложно прогнозировать на макроуровне. Они могут резко и внезапно увеличиваться либо падать. Так, во время Великой депрессии в США объем инвестиций снизился на 100%, в России за период перестройки (с 1992 по 1998 г.) он сократился более чем в три раза. В 2010 году объем инвестиций упал почти на 30% по сравнению с 2008 годом. Это вызвано рядом причин, но основной из них явилось отсутствие у держателей сбережений экономических мотивов для превращения своих средств в инвестиции, а так же неуверенность в экономической стабильности в будущем.
Проблему равновесия инвестиций и сбережений помогает прояснить концепция мультипликатора-акселератора, которую мы рассмотрим в данной работе.

Содержание работы

Введение.
Экономическая сущность инвестиций и их виды.
Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора.
Проблемы инвестиций в современной экономике России.
Практикум:
Прирост инвестиций на 15 млрд. руб. привел к увеличению реального ВВП в текущем году на 10% по сравнению с предыдущим годом. Величина реального ВВП прошлого года составила 600 млрд.руб. Определить значение мультипликатора инвестиций.
Ответить на вопрос: каким должен быть прирост инвестиций в следующем году при MPS (предельной склонности к сбережению) = 0,3, чтобы обеспечить прирост реального ВВП на 100 млрд. руб.

Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая Инвестиции как фактор экономического роста.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику  в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд долларов.

Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд долларов (рост на 18,1%).

Портфельные иностранные  инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

Прочие инвестиции в  Россию составили 19,8 млрд долларов - это  на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем  иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

  • сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;
  • улучшение финансового положения предприятий;
  • рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;
  • увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
  • снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
  • формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

15 декабря 2005г. агентство  Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

Standard&Poor's считается  самым консервативным агентством  из этой тройки. Оно действительно  долго выжидало, но, наконец, присоединилось  к коллегам. По гамбургскому счету  страна признается инвестиционно  привлекательной с того момента,  как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной4.

Дальнейшее повышение  рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг5.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее  время, относятся:

  • высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов  и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
  • избыточные административные барьеры для предпринимателей;
  • недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
  • достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
  • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • недостаточный уровень развития фондового рынка.

Базовый закон 2000 г. ”Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность  предоставления льгот по крупным  инвестициям и “приоритетным  проектам”.6Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует  отнести укрепление законодательной  базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее  острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Проблема конкурентоспособности  является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и  микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и  региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

Таблица 3.

Региональная структура иностранных инвестиций7, %

 

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе

       

Северный район

2,7

1,6

2,2

3,7

Северо-Западный

6,8

13,8

4,0

4,0

Центральный

57,9

41,9

52,7

44,6

Волго-Вятский

2,2

0,8

0,5

0,4

Центрально-Черноземный

0,2

0,7

0,2

3,0

Поволжский

9,6

4,8

1,2

4,6

Северо-Кавказкий

1,8

10,1

2,1

1,4

Уральский

2,1

8,7

8,5

3,5

Западно-Сибирский

8,8

10,7

17,0

17,5

Восточно-Сибирский

0,8

1,4

1,7

4,7

Дальневосточный

6,6

5,3

9,6

12,5

Калининградская область

0,5

0,2

0,2

0,1


В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли  и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.

Решению региональных проблем  во многом  способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику

Одной из магистральных  линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

Потребность России в  инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком  уровне износа основного капитала прекращение  обновления производства грозит самому существованию предприятий.

По расчетам Российского  союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого  роста отечественной  промышленности на уровне 7-8% в год  необходимы ежегодные инвестиции в  размере 100 млрд. долларов.  Именно такие  вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2003 г. Российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд. долларов8. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов.

Однако все взоры  сейчас обращены к власти, которая  выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном  бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонда.

 

 

 

 

                               5. Заключение

 

Россия остро  нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние  автодорог, промзон и даже целых  районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.

Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов.

К 2050 году российский ВВП  вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая9. Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.

Экономисты GS уверены, что  акции российских, бразильских и  индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся  рынки", а второй после США "двигатель  мировой экономики".

Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          6. Литература

Официальные документы

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.)

Учебники, монографии, сборники научных трудов

 

  1. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  2. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.
  4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста