Инвестиции: понятие, роль, виды, мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции играют важнейшую роль для развития и роста экономики. По сути они определяют будущее, как отдельного субъекта хозяйствования, так и страны в целом и являются локомотивом модернизации и развития экономики. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, благодаря инвестициям страна получает не только денежные вложение, но и техническую и управленческую модернизация из-за рубежа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций……………………………..
1.1 Понятие и функции инвестиций…………………………………………...
1.2 Виды инвестиций……...…………………………………………………….
1.3 Структура инвестиционного процесса ………………….............................
Глава 2. Роль инвестиций в экономике………………………………………
2.1 Индуцированные и автономные инвестиции……………………………
2.2 Мультипликатор инвестиций и модель акселератора…………………
2.3 Преимущества и недостатки привлечения инвестиций и капитала
Глава 3. Инвестиции в Республике Беларусь……………………………….
3.1 Инвестиционная политика Беларуси…………………………………….
3.2 Иностранные инвестиции и их регулирование государством .…………
3.3 Пути повышения потока инвестиций в Республику Беларусь…………
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Tishenko_Vadim_redaktirov.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

 

Чтобы выразить воздействие  прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор - коэффициент, указывающий на количественное отношение  прироста инвестиций данного года к  приросту национального дохода:

 

изменение инвестиций текущего года

Акселератор =


изменение национального  дохода прошлого года

 

Мультипликатор и акселератор  связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских  товаров (акселератор); результатом  является рост дохода.

Теория мультипликатора  и акселератора используется в экономической  политике развития совокупного спроса при обосновании стратегии структурной  перестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость.

Статическая модель мультипликатора  была предложена в 1931 г. Р. Каном и  детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что  мультипликационный эффект могут вызвать  эндогенные (внутренние) факторы.

Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор отражает отношение  прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип  акселерации состоит в том, что  увеличение или уменьшение потребительских  расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может  сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций.

 

 

2.3 Преимущества и недостатки привлечения инвестиций и капитала

 

 

В качестве преимуществ привлечения зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

  1. Увеличение эффективности промышленного производства и налоговых поступлений в бюджет.
  2. Создание новых рабочих мест.
  3. Приток передовых технологий и управленческого опыта.
  4. Импульс к реструктуризации экономики, преодолению научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры.
  5. Ускоряется процесс адаптации отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных финансово-экономических отношений.
  6. Повышается экспорт и конкурентоспособность, ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок.
  7. Создаются основы для привлечения новых отраслей промышленности и их дальнейшего развития. Кроме того, инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит об этом другим инвесторам.
  8. Привлечение иностранного капитала и инвестиций может содействовать развитию отсталых и депрессивных районов.

 

Субъект инвестиционной политики - в данном случае иностранный инвестор - преследует при принятии решения  об экспорте капитала ряд собственных  целей, которые условно можно  разделить на положительные и  отрицательные с точки зрения национальных инвесторов принимающей  стороны.

 

Положительные цели иностранных инвесторов:

  1. Доступ к производственным ресурсам, сырью или залежам минеральных ископаемых. С точки зрения зарубежного инвестора развивающиеся страны обладают огромными преимуществами в этой области.
  2. Доступ к новым рынкам, увеличение доли компании в рыночном обороте. В условиях рынка предприятия вынуждены быть в постоянном поиске роста. Этот поиск может проявлять себя через внедрение в совершенно новые для этих компаний рынки, на которых они до сих не функционировали, и через завоевание значительной доли в существующем рынке.
  3. Доступ к новым профессиональным знаниям и навыкам..
  4. Снижение собственных затрат по производству продукции. Западных инвесторов прельщают возможности снижения себестоимости продукции.
  5. Увеличение прибыли за счет использования трансфертного ценообразования, умеренного налогообложения и т.д.
  6. Привлечение местных инвесторов к инвестиционной деятельности. На практике национальные инвесторы, имеющие достаточные средства, часто оказываются в ситуации поиска направлений их приложения. Нередко сотрудничество зарубежного и отечественного инвестора оказывается плодотворным в плане использования знаний последнего о традициях, его деловых связей и т.д.

Вместе с тем, зарубежный инвестор не всегда стремится создать  новые производственные мощности, преследуя  только положительные и, так сказать, благородные цели. Важно проявлять  осмотрительность и различать тех  инвесторов, которые стремятся к  реализации своих неблаговидных  целей.

 

Отрицательные цели иностранных инвесторов:

  1. Выкуп высокорентабельных предприятий развивающихся стран по низким ценам.
  2. Экологические мотивы. Многие промышленники, чьи технологические процессы имеют вредные с экологической точки зрения последствия, отказывается от создания того или иного предприятия в своей стране.
  3. Кратковременность пребывания инвестора в стране. Многие страны-импортеры капитала разрабатывают системы финансовых льгот, таких как налоговые каникулы, безвозвратные ссуды, гранты и т.п., с целью оказания содействия экспортерам в течение первых нескольких лет производства. Однако, некоторые зарубежные инвесторы могут злоупотреблять этими льготами и привилегиями, создав промышленное предприятие, в полной мере воспользовавшись финансовыми льготами и затем, свернув производство по истечении льготного периода.
  4. Экономия затрат на условиях труда. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где законодательство по охране труда не столь строго, а работники готовы трудиться в неблагоприятных условиях.
  5. Защита собственного рынка. Во многих случаях зарубежные инвесторы создают производства при условии, что страна-импортер будет защищать их от внешней конкуренции путем высоких импортных квот или таможенных тарифов на аналогичную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Инвестиции в Республике Беларусь

 

3.1 Инвестиционная политика  Беларуси

 

Инвестиционная политика – составное звено экономической  политики, система мер, определяющая объём, структуру и направления  капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших  достижений науки и техники.

Инвестиционная политика Республики Беларусь, как и любой  другой страны, направлена на обновление производственного потенциала и  повышение эффективности его  использования на основе достижений научно-технического прогресса. При  этом определяющее значение отводится  малому и среднему бизнесу. Актуальность и острота проблемы инвестиций для  Беларуси с каждым годом возрастает. Ведь без вложения в необходимых  объемах средств в воспроизводственный  процесс не добиться стабильного  и долговременного экономического роста.

Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение  макроэкономического климата в  целях вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых  сбережений и обеспечение положительной  динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики  с темпами ежегодного увеличения ВВП на 8-10%.

Среди важнейших направлений  инвестиционной политики республики следует  выделить:

  • создание правовой базы по страхованию инвестиций;
  • инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики;
  • создание рынков инвестиционных ресурсов;
  • привлечение иностранных инвестиций.

 Инвестиционную политику  обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения  дохода в виде разницы между  ценой приобретения активов и  их последующей реализацией по  более высокой цене, и инвестиции  с целью получения дохода в  виде процентов, дивидендов или  прибыли.

Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно  в качестве внешних источников финансирования иметь прямые инвестиции, так как  они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных  вложений, может быть нарушена экономическая  безопасность государства.

Основная цель инвестиционной политики – перевооружение производства, обновление основных фондов за счёт внедрения  научно-технических достижений.

Основная задача - стимулирования высокоэффективных инвестиций, обеспечение  условий для привлечения частного капитала, а также предотвращение утечки капиталов за границу.

Важнейшим направлением инвестиционной политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Инвестиционный климат –  совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих процессу; равные для отечественных и иностранных  инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику.

Одним из основных критериев  формирования благоприятного инвестиционного  климата является наличие полноценной  кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению.

По мнению иностранных  инвесторов, для улучшения инвестиционного  климата в Беларуси необходимо решить три основных вопроса: ввести свободное  обращение акций; решить земельный  вопрос; решить вопрос с «золотой акцией». Только в этом случае в Беларусь придет крупный инвестор. Однако существуют люди, которые считают, что большие потоки инвестиций могут угрожать национальной и экономической безопасности государства. Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.

На протяжении многих десятилетий  в США действует отлаженная система  государственного регулирования в  сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов  национальной безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в большей степени  связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности  США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за инвестиционными  потоками, является Комитет по иностранным  инвестициям. В законодательство США  была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.

Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие  и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство  гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.

Важным направлением федерального регулирования иностранного инвестирования является и защита технологической  базы США. Она осуществляется через  механизм выдачи лицензий на передачу технической информации иностранной  стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений  или в целях защиты интересов  национальной безопасности. Для иностранных  фирм осложнено получение «сертификата надежности», обязательного для  работы по контрактам, содержащим секретную  информацию.

Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим  потенциалом, существует развитая и  весьма жесткая система контроля за инвестиционными потоками с целью  предотвратить потерю контроля над  экономикой, а следовательно, и угрозу национальной безопасности.

Хотелось бы еще раз  подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения  экономики любой страны в состояние  кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста. В белорусской экономике первый этап этого процесса был значительно углублен и затянут, а второй этап заторможен серьезными просчетами экономической политики государства. Как мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и возобновление роста экономического потенциала Беларуси на докризисный уровень невозможны.

 

3.2 Иностранные инвестиции и их регулирование государством

 

По объему прямых иностранных  инвестиций в экономику РБ российские инвесторы намного опережают  инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет одна российская компания - ОАО "Газпром".

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов иностранный  капитал на современном этапе  сохраняет свою роль потенциального источника капиталовложений, а с другой - средний инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости экономической политики государства препятствуют формированию необходимых условий для частного зарубежного инвестора.

Информация о работе Инвестиции: понятие, роль, виды, мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции в РБ