Инвестиции: понятие, роль, виды, мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции играют важнейшую роль для развития и роста экономики. По сути они определяют будущее, как отдельного субъекта хозяйствования, так и страны в целом и являются локомотивом модернизации и развития экономики. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, благодаря инвестициям страна получает не только денежные вложение, но и техническую и управленческую модернизация из-за рубежа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций……………………………..
1.1 Понятие и функции инвестиций…………………………………………...
1.2 Виды инвестиций……...…………………………………………………….
1.3 Структура инвестиционного процесса ………………….............................
Глава 2. Роль инвестиций в экономике………………………………………
2.1 Индуцированные и автономные инвестиции……………………………
2.2 Мультипликатор инвестиций и модель акселератора…………………
2.3 Преимущества и недостатки привлечения инвестиций и капитала
Глава 3. Инвестиции в Республике Беларусь……………………………….
3.1 Инвестиционная политика Беларуси…………………………………….
3.2 Иностранные инвестиции и их регулирование государством .…………
3.3 Пути повышения потока инвестиций в Республику Беларусь…………
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Tishenko_Vadim_redaktirov.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в  соответствии с национальным режимом  регистрации. Оценить размер инвестиций в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись  в белорусских рублях в различное  время в 

Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против 77 из России (отношение 8:1), а соотношение  фактически сформированного уставного  фонда составляет соответственно 80:1.

Данные факты объясняются  как высокой потребностью самой  России в инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше проекта ОАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых иностранных инвестиций в РБ.

Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей российских инвестиций соответствует  общереспубликанской тенденции  превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние несколько лет. Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и розничной торговли, транспорта и строительства. Из позитивных сдвигов инвестиционного процесса можно отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". После вступления в силу декрета, зарегистрировано 255 инвестиционных договоров на сумму около $11 млрд. Принятие этого декрета сегодня создает возможность при подписании договоров с инвесторами четко определить взаимоотношения друг с другом, сколько будет инвестиций вложено в проект, какие условия при этом будут выдвигаться и какие судебные споры или рассмотрения возможны при невыполнении данных условий. Все это зафиксируют договоры, и можно будет четко работать, до этого таких договоров не было и инвесторы могли работать вялотекуще. В Беларуси был проведен опрос иностранных и белорусских инвесторов, во время которого практически все респонденты высказались положительно по принятому декрету. В будущем Беларусь планирует войти в тридцатку международного рейтинга по инвестиционной привлекательности.

 

 

 

3.3 Пути повышения потока  инвестиций в Республику Беларусь

 

Международная практика показывает, что существует прямая связь между  правовой упорядоченностью и стабилизацией  происходящих экономических процессов, следовательно, создаются реальные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, возрождение которой может быть достигнуто только за счет осуществления промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и новых технологий.

Республика Беларусь всё ещё испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис и резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства:

во-первых, они служат источником капитала для вложения средств в  производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых  методов управления и маркетинга;

во-вторых, инвестиции, в  отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств  для его погашения;

в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной  интеграции национальной экономики  в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному  и научно-техническому сотрудничеству;

в-четвертых, иностранные  инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного  опыта управления, маркетинга, подготовки кадров;

в-пятых, привлечение иностранных  инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и  формирования многообразных форм собственности  и т. п.

Однако, рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под  общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность  использования привлеченных предпринимательских  капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается прежде всего  на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях  защиты и сохранности капитала, которые, в свою очередь, зависят от проработанности  законодательной базы и эффективности  исполнительной власти.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей  инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности  работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным  обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Вкладывая свои капиталы, иностранный  инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся  в дальнейшем и что любые изменения  не ухудшат коммерческих результатов его деятельности. Анализ нынешнего состояния экономики Республики Беларусь, экспертные оценки свидетельствуют о росте привлекательности для иностранного капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 60-70-го места). Из официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как средний. Бесспорно, до недавнего времени Республика Беларусь имела довольно развитую промышленность, но мир развивается стремительно, и мы так же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов, износ основных фондов предприятий республики составляет более 80 %.

Для эффективного вовлечения в экономику республики иностранных  капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу по дальнейшему  стимулированию и совершенствованию  механизма привлечения иностранных  капиталов. Основной серьезной проблемой  инвестиционной деятельности сегодня  остается качество проработки проектов, необходимое для принятия решения  о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой государственной  политики в этой области, выработанной системы стимулов и поддержки  инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная  и скоординированная внешнеэкономическая  политика государства по привлечению  инвестиций, дальнейшее совершенствование  законодательной базы Республики Беларусь.

Полагаю, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая определяет правила участия  иностранного капитала в рамках национальной экономики Республики Беларусь в  сочетании с механизмом ее реализации, задача привлечения иностранных  инвестиций в объемах, которые могли  бы оказать ощутимое влияние на экономический  рост, практически невыполнима.

Стабильная экономическая  ситуация — одно из основных условий  привлечения иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:

1) необходимо использовать  всю мощь государственных кредитно-финансовых  и правовых институтов. Без этого  невозможно развитие мелкого  и среднего предпринимательства  и конкуренции — основной пружины  деловой активности;

2) на данном этапе экономического  развития республики надо обращаться  к опыту налоговых систем развивающихся  стран, учитывающих особенности  переходной экономики, а не  копировать налоговую систему  скандинавских стран, облагая  налогами всех по наивысшей  шкале, так как получается результат,  прямо противоположный задуманному:  и налоги собрать не удается,  и предпринимательство загоняется  в угол, из которого нет никакого  другого пути, кроме криминального;

3) необходимо использовать  более эффективные методы сборов  налогов: пусть налоги будут  не самыми максимальными с  фискальной точки зрения, лишь  бы их нельзя было избежать  на практике.

К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в  республику, относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие темпы  инфляции, нестабильность финансово-кредитной  системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого  валютного курса, снижение покупательной  способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка  передачи земли в собственность  иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих  субъектов, субъективный подход со стороны  руководителей и специалистов органов  государственного управления при решении  вопросов о распределении фондируемых  ресурсов для хозяйствующих субъектов  негосударственной формы собственности  и т. д.

Учитывая острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о  привлечении прямых иностранных  инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия  существенных сложностей с привлечением российского капитала в экономику  республики, сегодня задача привлечения  иностранных инвестиций стоит как  никогда остро. Однако определение  инвестиций в качестве государственного приоритета экономического развития в  республике пока на практике оборачивается  лишь декларацией, хотя сегодня, как  никогда, необходима четкая государственная  политика в этой области, выработанная система стимулов и поддержки  инвестиционных процессов.

Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы, нефинансовые стимулы (создание общей  обстановки функционирования иностранного капитала). Однако главным является создание международного облика страны, предоставляющей инвестору лучшие, нежели другие страны, возможности, политическая и экономическая стабильность данного  государства.

Представляется, что решению  этих задач будет способствовать создание настоящей рыночной и гражданской  экономики, в которой и граждане и предприятия научатся уважать  законы, регулирующие отношения собственности, контракты и налоги. Только в стабильном курсе на рыночное развитие — путь к привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Покончить  с монополизмом отдельных корпораций и фирм, дать широкий простор мелкому  бизнесу и свободной конкуренции, а налоговую систему превратить из пресса в двигатель деловой активности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Изучая опыт стран, где  различные формы коллективного  инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать  несколько выводов:

1) От развития коллективных  инвестиций в Беларуси выигрывает  все население, поскольку с  их помощью увеличится приток  капиталовложений в экономику,  что создаст условия для экономического  роста. Вырастут и налоговые  поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

2) Кроме того, расширятся  возможности граждан сохранять  и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения  инвестиционных потребностей людей  само по себе способно защитить  их интересы и повысить доверие  к рыночной экономике.

3) На экономическом развитии  страны положительно скажется  и обострение конкурентной борьбы  коллективных инвесторов и коммерческих  банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы  все эти возможности коллективных инвестиций в полной мере реализовались  в Беларуси?

Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм  управляющих компаний, их умение ориентироваться  на финансовом рынке. Чтобы успели поступить  доходы от удачно вложенных активов  фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских  кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто  обеспечивает деятельность фонда. Чтобы  реально заработала конкуренция  за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также  между ними и банками. Но, как известно, если захотеть и стараться, то всё получится.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный  капитал может привнести в  Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала необходимое  условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение  иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем  получение кредитов для покупки  необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Информация о работе Инвестиции: понятие, роль, виды, мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции в РБ