Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа
Целью исследования является изучение методов повышения инвестиционной активности в экономике РФ.
Объектом исследования является инвестиционная активность.
Предметом исследования являются инвестиции.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инвестиции в макроэкономической среде………………………………….5
1.1.Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами……………...5
1.2.Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста……………………………………………………………………………………15
1.3.Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности….19
Глава 2. Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе…………………………………………………………...24
2.1.Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию………24
2.2.Методы диагностики состояния отраслевых комплексов, применяемые для изучения инвестиционной активности в промышленном комплексе……………..28
2.3.Методика составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов……………………………………………………………….30
2.4.Инвистиционная характеристика Белгородской области…………………….34
Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования………………………………………………………………………...37
3.1.Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций……………………..37
3.2.Перспективы инвестиционной активности……………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………………45
«Наиболее ярким примером сочетания и взаимодействия инвестиций с глобализацией и информатизацией является система «Интернет». С момента своего создания Интернет ежегодно удваивается в своём объёме. Сегодня свыше 2 млрд. человек подключены к системе Интернет, а к 2013 году число пользователей электронными сетями возрастёт до 5 млрд. человек, что составит 30% населения мира. Система не возникла бы без внушительных первоначальных вложений в человеческий капитал». [12,с.94]
Современная экономическая наука пока не может точно объяснить причины возникновения экономического роста, однако в среде экономистов сформировалось два подхода к этой проблеме: «формалистический» и «человеческий».
1.Сторонники 1-го тяготеют к формальным методам и к формальным выводам. Отвечая на вопрос о природе экономического роста, они укажут на необходимость увеличения потребительского спроса, весьма высокую корреляцию с притоком внешних денег, а наиболее искушённые в математике упомянут мультипликатор.
2.Сторонниками 2-го выступают представители неанглоязычной европейской науки. Они тоже не гнушаются формальными процедурами исследования, но в своих выводах больше тяготеют к "человеческой" сущности экономических явлений.
«Наиболее ярким представителем этой школы был немецкий исследователь Йозеф Шумпетер. Его теория экономического подъёма, объясняющая периоды оживления увеличением числа нововведений, тоже на первый взгляд была технократичной. Нововведениями назывались, прежде всего, технические новинки, - чем их больше, тем больше поводов для обновления производства. Но Шумпетер имел в виду не только это. Он понимал под нововведениями любую попытку предпринимателя что-то изменить в привычном течении хозяйственной жизни - иначе управлять, работать на другом рынке, использовать новую технологию. Он полагал, что суть предпринимательской деятельности - не производство вещей (это делает любой наёмный работник с соответствующим образованием), а производство новых идей и решений. Он доказывал, что в отсутствии новых решений даже устроенное самым совершенным образом хозяйство не сможет регулярно переходить в состояние подъёма. Иными словами, он утверждал, что материальное богатство рождается усилиями предпринимательской воли, а вовсе не абстрактными перетоками капитала.»[23,292]
Одной из значимых проблем для российской экономики является взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами на региональном уровне. Существует огромное количество макроэкономических проблем, влияющих на инвестиционный рынок региона. Основными из них можно назвать следующие:
1.Скорость и качество институциональных изменений, т.е. изменений в экономических отношениях между участниками хозяйственной жизни, в качестве и полноте их правового оформления, в поведении предприятий и граждан, в том числе в уровне соблюдения ими норм законодательства.
2.Существование препятствий к формированию прочного экономического пространства, в том числе барьеров для межотраслевого и межрегионального перетока товаров, капиталов и рабочей силы, неурегулированность межбюджетных отношений.
3.Низкое качество менеджмента, техническая и технологическая отсталость, и высокая степень физического износа производственного аппарата большинства предприятий, их медленная адаптация к новой экономической среде;
4.Неэффективная структура накоплений, низкая полнота трансформации накоплений в инвестиции , а также малый объём инвестиций , направляемых на техническое перевооружение экономики и на улучшение организации производства и управления.
5. Низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал.
6.Высокая затратность национальной экономики.
7.Низкий уровень платёжной дисциплины и собираемости налогов, существование в экономике значительного числа нежизнеспособных предприятий.
8.Неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций, утечка капиталов за рубеж, имеющая место практика монопольного поведения иностранных производителей на внутреннем рынке, сохранение дискриминационных условий для российских экспортёров на мировых рынках.
9.Вывоз результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий, осуществляющийся зачастую нелегально или на несправедливых для России условий.
10.Высокая долговая нагрузка на экономику.
11.Высокая дифференциация населения по уровню доходов, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы, сохранение социально-политической нестабильности.
12.Редкое применение, как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий консалтинга и маркетингового мониторинга при оценке эффективности инвестиций и их структуре.
13.Выработка политики в области степени влияния и роли государства в углублении взаимодействия между инвестициями и макроэкономическими процессами на уровне региона.
Необходимо отметить, что при анализе инвестиционных процессов на уровне региона нужно учитывать специфику структурной экономики на этих территориях, которая состоит в том, что они:
Во-первых, отправным пунктом имеют структуру экономики, сложившуюся в основном в условиях планово-распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающую глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации производства и обращения.
Во-вторых, в этих условиях действие самих по себе рыночных сил может привести к формированию ущербной структуры экономики, характеризующейся потребительским характером, а значит низким уровнем накопления и инвестиций , а также преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей, первичных ресурсов при упадке обрабатывающей промышленности, что означало бы утрату Россией позиций в ряду развитых индустриальных стран. В настоящее время подобные тенденции обозначились достаточно чётко.
В-третьих, структурная перестройка разворачивается на фоне высокой криминализации экономики, в том числе кредитно-финансовой сферы. Это может затруднить процесс выздоровления экономики, поскольку криминализируются те отрасли, на которые делается ставка при выводе экономики из кризиса.
Наряду со снижением процентных ставок (до уровня 10-12%) для достижения эффекта роста инвестиций необходимы следующие институциональные условия:
1.Эффективное функционирование банковского комплекса.
2.Готовность предприятий к эффективному использованию инвестиций.
3.Защита прав собственности.
Относительное сокращения дефицита консолидированного бюджета, стабилизация валютного курса и общее улучшение экономической конъюнктуры в России должны привести к радикальным изменениям в структуре накапливаемых инвесторами активов. На первый план выйдут вложения в реальный сектор ввиду своей большой доходности и окупаемости.
Вложения в государственные ценные бумаги и иностранную валюту, спекуляции на фондовом рынке станут менее выгодными и их удельный вес в валовом накоплении будет снижаться. Таким образом, будут созданы предпосылки роста экономики, основой которого станут вложения в реальный сектор.
Государственная социально-экономическая политика должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики в четырёх взаимосвязанных направлениях:
1)совершенствование организационной и управленческой структуры в реальном секторе экономики, обусловленное необходимостью повышения качества менеджмента на всех уровнях управления, предполагающее проведение реформы предприятий и государственного сектора экономики;
2)улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса;
3)изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки;
4)развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важных отраслей, как транспорт и связь.
«С учётом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъёма. В ближайшие годы в России промышленная стратегия будет направляться на достижение нового технологического рубежа, при этом соотношение передовых рубежей с исходными возможностями будет существенно различаться по группам отраслей.»[10,с.59]
1.2.Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста
Проблема инвестиционной активности является одной из ключевых при выработке политики, направленной на обеспечение стабильности экономического роста. Объём реальных ресурсов для инвестиций на каждом конкретном периоде развития государства в решающей степени зависит от того, какие приоритеты заложены в распределение валового национального продукта - потребление или накопление.
При решении вопросов повышения инвестиционной активности наиболее трудная задача это обоснование цели и средства инвестиционной политики с привязкой дифференцированного подхода в секторах народного хозяйства, различающихся по уровню государственного вмешательства в установление равновесия на соответствующих рынках товара и капитала. В соответствии с таким структурно-избирательным подходом выделим следующие сектора:
-либерализованный (крупный бизнес, охватывающий промышленность стройматериалов, пищевую промышленность, автомобильный транспорт и другие отрасли),
-первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (или зоны естественных монополий),
-аграрный,
-потенциально конкурентоспособный (главным образом оборонные отрасли),
-депрессивный (угольная промышленность, значительная часть лесной, частично судостроение, нефтехимия и др.),
-малый бизнес.
Основной подход к осуществлению инвестиционной политики в либерализированном секторе заключается в стимулировании вложений в другие сферы экономики, что будет оказывать воздействие через межотраслевые связи на состояние сектора-, то есть главную роль для стимулирования здесь инвестиционной активности приобретает механизм межотраслевых взаимодействий.
Наибольшие возможности экономического роста в либерализированных отраслях, в частности в промышленности строительных материалов и химической промышленности, обусловлены уменьшением затрат на энергоресурсы, транспортные и другие производственные услуги. Уже в ближайшей перспективе неблагоприятную ситуацию с потреблением первичных ресурсов можно улучшить при государственном вмешательстве. Не направляя капиталовложения непосредственно в либерализированную отрасль, государство может стимулировать путём предоставления финансовых льгот (налогового кредита, уменьшения налога на прибыль) инвестиции, связанные с внедрением ресурсосберегающих технологий в данном секторе.
Среди первоочередных мер инвестиционной политики выделим прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или налогового кредита. Эффект от реализации таких проектов выразится в существенном снижении производственных издержек в либерализованном секторе. Частным, но очень важным примером являются капиталовложения в модернизацию базовых телефонных сетей. Именно неудовлетворительное состояние последних в большинстве крупных городов сдерживает распространение современных видов коммуникаций.
В среднесрочной перспективе реален устойчивый рост инвестиций на базе межотраслевых взаимодействий. Тогда наращивание капиталовложений в гражданское строительство и другие сегменты конечного потребления будет связано с увеличением инвестиционного спроса в промышленности строительных материалов, которое, в свою очередь, сопряжено с ростом инвестиций в ряде либерализованных отраслей перерабатывающей промышленности (в частности целлюлозно-бумажной, электротехнической). Возможности такого развития подтверждаются ожидаемой финансовой эффективностью капитала, складывающейся под воздействием рассмотренных структурных регуляторов - только при устойчивом саморазвитии либерализированного сектора и становлении в нём полноценного рынка капитала может быть реализован эффект увеличения частных инвестиций, обуславливаемый приростом выпуска продукции.
«В настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи - достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке - и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план.» [20, с.19-22]
Ограниченность инвестиций в потенциально конкурентоспособном секторе проявляется в отсутствии источников самофинансирования при огромной задолженности многих предприятий, в том числе высокотехнологических, и крайне слабой активности коммерческих банков. В свою очередь, спрос на продукцию данного сектора ограничен. Это связано со слишком высокими затратами, расточительным потреблением первичных ресурсов - наследием бывшего ВПК, медленной переориентацией многих конверсионных предприятий на удовлетворение рыночного спроса.
Особое положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации.