Инвестиции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение методов повышения инвестиционной активности в экономике РФ.

Объектом исследования является инвестиционная активность.

Предметом исследования являются инвестиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инвестиции в макроэкономической среде………………………………….5

1.1.Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами……………...5

1.2.Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста……………………………………………………………………………………15

1.3.Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности….19

Глава 2. Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе…………………………………………………………...24

2.1.Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию………24

2.2.Методы диагностики состояния отраслевых комплексов, применяемые для изучения инвестиционной активности в промышленном комплексе……………..28
2.3.Методика составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов……………………………………………………………….30

2.4.Инвистиционная характеристика Белгородской области…………………….34

Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования………………………………………………………………………...37

3.1.Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций……………………..37

3.2.Перспективы инвестиционной активности……………………………………...40

Заключение…………………………………………………………………………….43

Список литературы……………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

КР Инвестиции в экономике..doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В области добывается почти 34% общероссийского объема железной руды, 33% производства окатышей, 6% готового проката, 24% труб асбоцементных, 12% листов асбоцементных, 9% цемента, 17% комбикормов, 10% растительных масел, 30% маргариновой продукции, 11% сахара-песка, 22% свинины, 18% мяса птицы, около 22% консервов молочных.

Инвестиционная привлекательность области обусловлена в первую очередь ее ресурсно-географическими условиями. Огромные запасы высококачественной железной руды и самые плодородные земли России способствуют активному развитию горно-металлургического комплекса и связанных с ним промышленных производств, а также сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Эти же сферы экономики и являются в настоящее время самыми открытыми для привлечения внешних инвестиций.

        Необходимо отметить, что интерес к области и ее инвестиционным возможностям постоянно растет. Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение объемов неденежных расчетов, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, успешное исполнение областного бюджета явились важными составляющими инвестиционных процессов. Однако сдерживающее воздействие ряда факторов (высокая стоимость кредитов, наличие на предприятиях устаревших основных фондов, низкий платежеспособный спрос населения, низкий мировой инвестиционный и экономический рейтинг России) общероссийского масштаба на развитие инвестиционных процессов объективно переносится и на нашу область.

         Инвестиции в основной капитал организаций всех отраслей экономики области на развитие экономики и социальной сферы с учетом субъектов малого предпринимательства и досчетом на неформальную экономику за 2001 год составляют 13 496 млн. рублей, что на 26,9% больше, чем за 2000 год. Наибольшая доля объема инвестиций в основной капитал всех предприятий и организаций по видовой структуре в 2001 году приходится на машины, инструменты, оборудование, инвентарь (44%); здания (кроме жилых) и сооружения (34,9%); жилища (14,2%). На развитие АПК в 2001 году израсходовано 2,8 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2000 году.

          Большая часть инвестиций в основной капитал (57,8%) осуществлялась за счет привлеченных средств предприятий и организаций, из них 57,9% - за счет кредитов банков, 16,7% - за счет бюджетных средств. Положительной тенденцией является рост банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал.

           Более активно работают представители компаний и финансовых структур европейских стран, в частности Германии, Франции, Голландии, Болгарии, Италии.

Перспективные направления для инвестирования:

         - развитие производства мяса птицы бройлеров в объеме 150 тыс. тонн в год;

          - развитие производства мяса свинины в объеме 100 тыс. тонн в год;

          - строительство завода тонкодисперсного мела;

          - создание современных товаропроводящих сетей со строительством торговых комплексов (супер-, гипермаркеты);

          - строительство современных культурно-развлекательных центров (казино, аквапарки, луна-парки и др.), гостиничных комплексов;

          - строительство элитных малоэтажных коттеджей в пригородной зоне городов области;

          - строительство современного выставочно-ярмарочного комплекса.

          Белгородская область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности, что неоднократно подтверждалось независимыми рейтинговыми агентствами, здесь созданы благоприятные условия для значительного притока инвестиций.

         Область одной из первых в стране приняла закон «Об инвестициях в Белгородской области», в котором предусмотрены льготы российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства для гарантий инвесторам, субсидируется часть процентной ставки по банковским кредитам хозяйствующим субъектам из категории малое предпринимательство, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.

          Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.

          Приоритетами инвестиционной политики в области являются модернизация производства и повышение конкурентоспособности обрабатывающего, машиностроительного и агропромышленного комплекса, развитие секторов новой экономики, прежде всего – высокотехнологичных отраслей.

Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.

 

Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования.

3.1.Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций.

    «Привлечение  инвестиций  (как  иностранных,  так  и   национальных)   в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности  должно  сыграть  страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало  присоединение России  к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование  от  политических  и  других  некоммерческих  рисков.» [18,с.20-24]

Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так  и иностранных), постоянный и общеизвестный  набор  догм и правил, сформулированных таким  образом,  чтобы потенциальные  инвесторы  могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в  иностранных инвестициях составляет 10-12  млрд.  долл.  в  год, однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные  изменения  в инвестиционном  климате. В  ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона  о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую  роль  сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа  иностранных  инвесторов  к  информации о  положении  на российском рынке инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк  предложений   российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных  на  формирование  в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так  и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

-достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

-ускорение  работы  Государственной  думы  над  Гражданским  кодексом  и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

-радикальная борьбы с преступностью;

  -торможение инфляции всеми  известными  в  мировой практике  мерами  за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

-пересмотр налогового законодательства  в  сторону  его  упрощения и стимулирования производства;

-мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

-внедрение  в  строительство  системы оплаты   объектов   за   конечную строительную продукцию;

-запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

-предоставление налоговых  льгот  банкам,  отечественным  и  иностранным инвесторам,  идущим  на  долгосрочные  инвестиции  с  тем,  чтобы  полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота  капитала  по сравнению  с другими направлениями их деятельности;

-формирование общего рынка  республик  бывшего  СССР со   свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

-срочное рассмотрение и принятие  Думой  нового  закона об  иностранных инвестициях в России;

-принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

-создание системы приема иностранного  капитала,  включающей  широкую  и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых  компаний, страхующих иностранный  капитал от политических  и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом  актуальных  для  России  проектов,  поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении  сделок «под ключ»;

-создание в кратчайшие сроки Национальной системы  мониторинга инвестиционного климата в России;

-разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

             3.2.Перспективы инвестиционной активности

 

«Главная трудность  экономических  преобразований  на  сегодняшний  день заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной  мере  компенсировать нехватку капиталовложений  для  преодоления  экономического спада. Высокая инфляция  обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов, что сделало недоступным средне и тем более долгосрочные кредиты.» [22,с.22-26]

Вложения в реальный сектор из-за высокого риска малопривлекательные для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения.  Потенциальные  инвесторы  предпочитают  вкладывать  средства  в существенно более доходные и надежные  финансовые  активы,  в  том  числе  в государственные ценные бумаги.

Что  касается  государственной  инвестиционной политики, ее главная слабость  -  в  незащищенности  расходов  бюджета  на  инвестиционные  цели. Финансирование этих расходов в силу  ряда причин до последнего времени осуществлялось по остаточному принципу, следствием  чего  стали  нарастающая из  года в год кредиторская  задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в производство.

Однако чтобы  использовать  такое  улучшение  инвестиционного  климата, нужен импульс, который сдвинет  инвестиционный  механизм  с  мертвой  точки, приведет его в движение. В качестве такового предлагается  Бюджет  развития, который должен стать неотъемлемой и органической частью федерального бюджета. При правильной организации управления Бюджетом развития  возможна дополнительная,  как  минимум  десятикратная,  мобилизация  средств  частных инвесторов (отечественных и зарубежных) для финансирования  приоритетных проектов в реальном секторе экономики.

В Бюджете развития предлагается сосредоточить только часть ресурсов, выделяемых государством  на  инвестиционные  цели.  Финансовые  ресурсы  для выполнения государством своих обязательств социального характера   - строительство социально значимых объектов, обеспечение безопасности функционирования технически сложных систем (таких как атомные электростанции, аэронавигация, речные пути), а также строительство дорогостоящих  инфраструктурных объектов  -  будут обеспечиваться через текущий бюджет.

Средства, привлекаемые в Бюджет развития в виде займов,  предполагается направлять  на  цели,  достижение  которых  способно  принести  доходы,  что позволит рассчитаться с этими займами. Поэтому поступающие средства  должны размещаться на срочной и возвратной основе. Одновременно в целях обеспечения максимально высокой эффективности использования средств  Бюджета развития необходимо проводить конкурсный отбор финансируемых проектов. При современном экономическом положении страны важнейшим приоритетом может быть только быстрое наращивание средств для  экономического  роста. Лишь  такой подход позволит покончить с кризисом в наиболее короткие сроки.

Изучение мирового опыта организации финансирования   инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой  надежности  вложения  средств  с эффективностью   достигается   при   использовании  принципа проектного финансирования.  Его  обязательным  условием  является  вложение  инвестором определенной  части  собственных  финансовых  ресурсов.  Как правило,  по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета  развития, собственные  средства  инвестора должны  составлять  минимум  20%.

В  этих условиях финансовая поддержка  государства  может  составлять  до  40%,  что соответствует  мировой  практике.  При  этом,  по  аналогии с практикой международных финансовых организаций, предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые  для реализации проекта  на  условиях  тендера  среди  поставщиков.

Информация о работе Инвестиции в экономике