Инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое и социальное развитие любого общеcтва и каждого отдельнoго cубъекта хозяйствoвания основанo на иcпользовании инвестиций. Термин «инвестиции» происходит от англ. invest; что означает вкладывать.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

5) Инфраструктурный фактор – определяется наличием и развитием комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих производство; включает в себя строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение, образование, науку, здравоохранение и др. От наличия и доступности объектов инфраструктуры зависит уровень издержек, возможность реализации товаров и услуг, информированность населения о новых видах произведенной продукции и т.д. Чем выше уровень развития и доступности инфраструктуры в экономической системе, тем выше вероятность получения инвестором дополнительной прибыли, следовательно, благоприятнее инвестиционный климат системы. Чем ниже уровень развития объектов инфраструктуры, тем ниже ожидаемая прибыль инвестора и ниже привлекательность для инвестирования.

6) Инвестиционный фактор – характеризуется уровнем и динамикой инвестиций в экономическую систему; базируется на психологическом восприятии инвестором объекта вложения. Чем больше средств вкладывается в экономическую систему, тем выше уровень развития ее элементов, тем больше вероятность получения инвестором гарантированных доходов. “Если вкладывают другие, значит там хорошо” – такой своеобразный эффект присоединения к большинству.

7) Экологический фактор – проявляется во всех отраслях материального производства и имеет отношение ко всем регионам планеты. Риск экологических последствий снижает привлекательность объектов для инвестирования. Загрязнение окружающей среды подрывает здоровье населения, снижает его производительность. В связи с этим повышаются требования к инвесторам оснащать производства очистительными сооружениями и поощряется переработка различного рода вторичного сырья.

8) Финансовый фактор – определяется положениями и реализацией монетарной, налоговой, амортизационной политик, уровнем банковского кредитования, государственного и зарубежного финансирования; определяет стабильность финансовой сферы и прогнозируемость доходов в будущем. Например, нестабильность налоговой системы снижает инвестиционную привлекательность экономической системы, поскольку увеличивает непредсказуемость результатов инвестиционной деятельности. Снижение ставки рефинансирования определяет повышение объемов банковского кредитования, следовательно, увеличивает для инвестора доступ к заемным ресурсам.

9) Кадровый фактор – определяется уровнем подготовки экономически активного населения. В регионах, где отсутствует необходимая профессиональная подготовка населения или наблюдается ее недостаток, увеличиваются издержки по привлечению необходимых специалистов, поскольку требуются дополнительные затраты на поиск, обучение, переподготовку кадров. Особенно большое значение этот фактор играет для наукоемких производств. Немаловажным является и уровень производительности труда работников и его соотношение со стоимостью этой рабочей силы.

10) Социальный фактор – характеризуется тенденциями изменения численности населения, его омоложения и старения, стилем жизни, уровнем преступности и отношением внутри и между социальными группами. Стиль жизни и отношения между социальными группами определяют вероятность конфликтов и, как следствие, вероятность потерь инвестора. Регулирование характеристик социального фактора позволяет маневрировать общественными интересами и достигать желаемого результата при минимальных затратах.

11) Инновационный фактор – определяется развитием науки и тенденциями превращения ее в непосредственную производительную силу. Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники. Чрезвычайно важным в связи с этим становиться объем затрат на НИОКР. Чем выше их доля в структуре распределения прибыли, тем выше уровень развития производства. Чем меньше срок с момента разработки до момента внедрения в производство достижений НТР, тем выше его эффективность и тем выше его привлекательность для инвестора. [9]

Из перечисленных выше факторов инвестиционного климата  следует отметить макроэкономический, производственный, инвестиционный, финансовый и инфраструктурный факторы, так как наибольшее значение при проведении инвестиционной политики отводят именно им.

Также все указанные  факторы могут оказывать как  стимулирующее, так и тормозящее воздействие на инвестиционную политику государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Цели, направления  и механизм государственного  регулирования инвестиционной политики

 

Общеизвестен тот факт, что рыночная экономика имеет  свои отрицательные стороны, не может  решить некоторые задачи, и поэтому  в экономические процессы вмешивается государство. В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений. Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимают  определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, безопасных условий для вложения в различные инвестиционные объекты.[2, стр. 352]

Государственное регулирование  включает:

- регулирование условий  инвестиционной деятельности (косвенное  регулирование);

-    прямое участие  государства в инвестиционной  деятельности.[1]

Косвенное регулирование  включает разнообразные методы и  рычаги воздействия, стимулирующие  развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

  1. совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  2. установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  3. защиты интересов инвесторов;
  4. предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству;
  5. расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
  6. создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
  7. принятия антимонопольных мер;
  8. расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  9. развития финансового лизинга;
  10. проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  11. создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности заключается  в осуществлении за счет средств  государственного бюджета и бюджетов местных органов управления капитальных вложений  в соответствии с государственными и региональными целевыми программами. Конкретными формами такого участия являются:

  1. разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых государством совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет государственного бюджета и местных бюджетов;
  2. формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирования их за счет средств бюджета;
  3. предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета;
  4. размещение средств государственного бюджета и средств местных бюджетов  на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности;
  5. закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;
  6. проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
  7. защита государственных организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, материалов;
  8. разработка и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением;
  9. вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  10. предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством.

Программы государственного регулирования инвестиционного  процесса строятся на определенных теоретических  воззрениях. В качестве базисных концепций  экономического регулирования используются, как правило, противостоящие научные направления – кейнсианство и монетаризм, содержащие различные подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса.

 

 

 

 

 

 

2.Анализ развития инвестиционной деятельности в РБ

 

2.1.Развитие  законодательной базы инвестиционной  деятельности в Республике Беларусь

 

За последние годы в Республике Беларусь предпринято  ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

В октябре 1999г. принят в  первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса  Республики Беларусь.

В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», а также ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.

Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г, (Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая  в 2001 г. Инвестиционный кодекс), не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность.

В законе предусматривается  создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных, обеспечение благоприятных условий их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства.

Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с  активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.

Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 г. Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.3.1965 г., Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985 г [12, стр. 42].

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:

-стабильности законодательства;

-непротиворечивости законодательств между собой;

-регулирование посредством законов  наибольшей части отношений;

-открытости для изучения законодательных  актов любому человеку;

-защищенности инвесторов от  неправомерных действий госорганов;

-унификация нормативно-законодательных актов, соответствие международной системе правового обеспечения инвестиционной деятельности.

Кроме законодательной базы для  привлечения инвестиций в государстве  необходимо создать благоприятные  условия, на которые влияет целый  ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну.

Необходимыми условиями является осуществление различных реформ: приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной инфраструктуры.

В  Республике Беларусь принят ряд  далеко идущих правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики  и повышение инвестиционной привлекательности  страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

Перечислим некоторые  из них:

1. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».

2. 17 декабря 2007 г. Глава государства  подписал Декрет № 8, которым  упрощен порядок государственной  регистрации и ликвидации субъектов  хозяйствования.

Существовавшая ранее  разрешительная процедура регистрации  заменяется заявительной. Срок регистрации  сокращается с двадцати до пяти рабочих  дней. В два раза снижены минимальные  размеры уставных фондов юридических  лиц и субсидиарной ответственности  участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

3. В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал Декрет № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

Информация о работе Инвестиции в РБ