Основной целью инвестиционной
политики сегодня становится улучшение макроэкономического
климата в целях максимального вовлечения
в сферу инвестиционной деятельности
национальных валовых сбережений и обеспечение
положительной динамики прироста инвестиций
на уровне не менее 4-5% в год для сохранения
устойчивого роста экономики с темпами
ежегодного увеличения валового внутреннего
продукта на 3-4%. Также необходимо улучшение
инвестиционного климата для привлечения
и эффективного использования иностранных
инвестиций.
В связи с этим на первый
план выходят следующие задачи:
-рост объёмов и
эффективности использования источников инвестиционного
развития страны;
-эффективная реализация
новых подходов, механизмов и
инструментов осуществления инвестиционной
политики;
-формирование нормативно-правовых
основ благоприятного режима
инвестиционной деятельности.
Следует также выделить основные причины, по
которым имеет смысл вкладывать инвестиции
в белорусскую экономику:
- Беларусь находится на перекрестке путей между Западом и Востоком, Севером и Югом. В силу этого она может стать своего рода плацдармом в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
- В Беларуси имеется высокообразованная и сравнительно недорогая рабочая сила, обладающая хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях.
- Стабильная макроэкономическая ситуация.
- Активизация отношений с международными финансовыми организациями.
- Рост экспортного потенциала.
- Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и огромной емкости российскому рынку.
- Низкие эксплуатационные издержки (арендная плата, стоимость коммунальных, телекоммуникационных услуг и пр.) делают г. Минск, областные и районные центры Беларуси идеальным местом для организации офиса или целого производственного комплекса.
- В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках (продукция машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности).
- Развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
- В Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде:
- налоговых льгот: освобождение от налога на прибыль на 5 лет, фиксированный перечень налогов, налог на прибыль и доходы — 15 % (по стране — 25 %), налог на добавленную стоимость — 10 % (по стране — 20%);
- льготного таможенного режима: таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа; при вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование;
- после расширения Европейского союза СЭЗ «Брест» расположена непосредственно на границе ЕС.
- Положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал», швейцарским «СБ Телеком» и немецким «Алкатель СЭЛ» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта GSM и производство коммутационного оборудования).
- Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера.
- Права иностранных инвесторов гарантированы и защищены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс.
- Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
- освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности.
- освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
- безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
- свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
- сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др. [14]
Все это делает Республику
Беларусь привлекательным и, что
самое главное, безопасным и выгодным
местом для зарубежных капиталовложений.
Однако всегда найдутся
«факторы торможения», которые оказывают негативное
влияние на развитие инвестиционной политики
нашего государства.
К числу безоговорочно
негативных факторов Белорусской экономики
традиционно относятся отсутствие богатых природных ресурсов и неразвитая
инфраструктура. Сюда же можно отнести
и нашу «дешевую» рабочую силу, ведь только
ограниченное количество трудящихся обладает
квалификацией и культурой производства,
необходимыми для современного компьютеризированного
производства. Следует также отметить,
что наша республика отличается низкой
культурой контрактов, что характеризуется
несоблюдением обязательств в случае
малейших затруднений на любом участке
отечественного хозяйства, так как возникновение
новых форм деятельности никогда не сопровождалось
адекватным и своевременным развитием
механизма принуждения к исполнению контрактных
обязательств.
Масштабы преступности
и коррупции в нашей республике
чрезвычайно велики и также оказывают
крайне негативное влияние на инвестиционный
климат.
И напоследок наверное следовало
бы отметить слабость банковской системы
нашего государства – существенный тормоз
для инвестиций. Помимо сложности получить
кредит по доступной цене, агентам экономики
трудно провести расчеты, получить деньги
со счета, что замедляет скорость трансакций
и увеличивает их стоимость, негативно
влияя на рентабельность операций.
3.2.Направления совершенствования
инвестиционной политики в РБ
В период глобализации происходит
быстрая интеграция рынков, расширение
инвестиционных потоков и движения
капиталов по всему миру, что создает новые
проблемы и возможности на пути к обеспечению
устойчивого развития стран. В этих условиях
стратегическая цель инвестиционно-структурной
политики нашей страны состоит как в привлечении
инвестиций и направлении их на реализацию
приоритетов социально-экономического
развития и решение экологических проблем
в стране, так и в форме развития политики
экспорта капитала на основе использования
конкурентных преимуществ других стран,
путем создания концессий и других кластерных
и корпоративных структур.
Для привлечения инвестиций
в экономику необходима дальнейшая
либерализация внешнеэкономической деятельности
и создание механизмов страхования инвестиций
от экономических и политических рисков.
В целях привлечения инвестиций, в том
числе иностранных, следует продолжить:
- совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
- привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
- развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
развитие договорно-правовых
основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном
сотрудничестве;
- привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.
Создание благоприятного
инвестиционного климата и обеспечение
защиты интересов инвесторов будут оставаться
приоритетами государства и его долгосрочной
инвестиционной политики. Для создания
благоприятного инвестиционного климата
следует обеспечить реализацию таких
мер, как:
- удешевление и доступность кредитных ресурсов;
- практика налоговых каникул;
- льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
- снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
- налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;
- использование страховых резервов банков на инвестирование, или их уменьшение.
Инвестиционная политика
государства в 2011 - 2015 годах направлена на дальнейшее
улучшение инвестиционного климата, стимулирование
спроса на инвестиционные ресурсы юридических
лиц с вовлечением в инвестиционный процесс
отечественных производителей машин и
оборудования. В целях развития инновационной
сферы и внедрения новых высоких технологий
предусматривается увеличить объемы инвестиций
в основной капитал за счет привлечения
иностранных источников. Иностранные
инвестиции преимущественно будут привлекаться
для развития действующих и создания новых
производств, в том числе в малых и средних
городах.
Будет продолжено заключение
многосторонних международных соглашений
в части инвестиционной деятельности,
проведение переговоров с Многосторонним агентством
по гарантиям инвестиций в целях подписания
двусторонних соглашений для обеспечения
дополнительных гарантий зарубежному
капиталу.
По-моему мнению, Государственная
инвестиционная деятельность в этот
период должна направляться на финансирование развития
инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной
системы телекоммуникаций. Развитие инфраструктуры
послужит дополнительным стимулом для
привлечения частных капиталов.
Инвестиционная активность
государства должна развиваться
с учетом того, что в предыдущие годы достаточно
ощутимыми были инвестиции в человека
(массовое жилищное строительство, образование,
спортивные сооружения и др.). Инвестирование
в человеческий капитал должно послужить
основой становления и укрепления рынка
труда. Образованное население обладает
большей способностью адаптироваться
к меняющимся условиям хозяйствования,
проявляет большую инициативу и активность
в создании спроса на инвестиции.
В перспективе необходимы
действия по дальнейшему укреплению
и развитию институциональных основ, поиску новых
форм и способов привлечения инвестиций,
созданию прозрачных и стабильных правил
осуществления экономической и инвестиционной
деятельности, стимулирующих развитие
предпринимательской инициативы. В этих
целях приоритетными должны стать меры
по:
- повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
- защите прав собственности и улучшению корпоративного управления;
- развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
- выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;
- повышению эффективности управления государственной собственностью;
- развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
- развитию лизинга и проектного финансирования;
- переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.
[6, стр. 182].
Следует отметить, что
в прогнозируемый период предусматриваются
опережающие темпы роста инвестиций
в основной капитал по сравнению
с динамикой ВВП. Расчеты показывают,
что ежегодный темп прироста инвестиций
в 2011 - 2015 годах в среднем составит 9 - 10 процентов.
В целом инвестиционно-структурная
политика должна быть гибкой и учитывать риски, связанные с возможными
изменениями государственной, экономической,
экспортно-импортной, налоговой, денежно-кредитной
и ценовой политики