Инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое и социальное развитие любого общеcтва и каждого отдельнoго cубъекта хозяйствoвания основанo на иcпользовании инвестиций. Термин «инвестиции» происходит от англ. invest; что означает вкладывать.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%. Также необходимо улучшение инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

В связи с этим на первый план выходят следующие задачи:

-рост объёмов и  эффективности использования источников инвестиционного развития страны;

-эффективная реализация  новых подходов, механизмов и  инструментов осуществления инвестиционной  политики;

-формирование нормативно-правовых  основ благоприятного режима  инвестиционной деятельности.

Следует также выделить основные причины, по которым имеет смысл вкладывать инвестиции в белорусскую экономику:

  1. Беларусь находится на перекрестке путей между Западом и Востоком,  Севером и Югом. В силу этого она может стать своего рода плацдармом в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
  2. В Беларуси имеется высокообразованная и сравнительно недорогая рабочая сила, обладающая хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях.
  3. Стабильная макроэкономическая ситуация.
  4. Активизация отношений с международными финансовыми организациями.
  5. Рост экспортного потенциала.
  6. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и огромной емкости российскому рынку.
  7. Низкие эксплуатационные издержки (арендная плата, стоимость коммунальных, телекоммуникационных услуг и пр.) делают г. Минск, областные и районные центры Беларуси идеальным местом для организации офиса или целого производственного комплекса.
  8. В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках (продукция машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности).
  9. Развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
  10. В Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде:
  • налоговых льгот: освобождение от налога на прибыль на 5 лет, фиксированный перечень налогов, налог на прибыль и доходы — 15 % (по стране — 25 %), налог на добавленную стоимость — 10 % (по стране — 20%);
  • льготного таможенного режима: таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа; при вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование;
  • после расширения Европейского союза СЭЗ «Брест» расположена непосредственно на границе ЕС.
  1. Положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал», швейцарским «СБ Телеком» и немецким «Алкатель СЭЛ» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта GSM и производство коммутационного оборудования).
  1. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера.
  2. Права иностранных инвесторов гарантированы и защищены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс.
  3. Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала   имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
  • освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности.
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
  • безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
  • свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
  • сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др. [14]

Все это делает Республику Беларусь привлекательным и, что  самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Однако всегда найдутся «факторы торможения», которые оказывают негативное влияние на развитие инвестиционной политики нашего государства.

К числу безоговорочно  негативных факторов Белорусской экономики  традиционно относятся отсутствие богатых природных ресурсов и неразвитая инфраструктура. Сюда же можно отнести и нашу «дешевую» рабочую силу, ведь только ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства. Следует также отметить, что наша республика отличается низкой культурой контрактов, что характеризуется несоблюдением обязательств в случае малейших затруднений на любом участке отечественного хозяйства, так как возникновение новых форм деятельности никогда не сопровождалось адекватным и своевременным развитием механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств.

Масштабы преступности и коррупции в нашей республике чрезвычайно велики и также оказывают  крайне негативное влияние на инвестиционный климат.

И напоследок наверное следовало  бы отметить слабость банковской системы нашего государства – существенный тормоз для инвестиций. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Направления совершенствования инвестиционной политики в РБ

 

В период глобализации происходит быстрая интеграция рынков, расширение инвестиционных потоков и движения капиталов по всему миру, что создает новые проблемы и возможности на пути к обеспечению устойчивого развития стран. В этих условиях стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания концессий и других кластерных и корпоративных структур.

Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

  • совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
  • развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь  в международном инвестиционном сотрудничестве;

  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение  защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики. Для создания благоприятного инвестиционного климата следует обеспечить реализацию таких мер, как:

  • удешевление и доступность кредитных ресурсов;
  • практика налоговых каникул;
  • льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
  • налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;
  • использование страховых резервов банков на инвестирование, или их уменьшение.

Инвестиционная политика государства в 2011 - 2015 годах направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы юридических лиц с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин и оборудования. В целях развития инновационной сферы и внедрения новых высоких технологий предусматривается увеличить объемы инвестиций в основной капитал за счет привлечения иностранных источников. Иностранные инвестиции преимущественно будут привлекаться для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах.

Будет продолжено заключение многосторонних международных соглашений в части инвестиционной деятельности, проведение переговоров с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций в целях подписания двусторонних соглашений для обеспечения дополнительных гарантий зарубежному капиталу.

По-моему мнению, Государственная  инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций. Развитие инфраструктуры послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.

Инвестиционная активность государства должна развиваться  с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в человека (массовое жилищное строительство, образование, спортивные сооружения и др.). Инвестирование в человеческий капитал должно послужить основой становления и укрепления рынка труда. Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции.

В перспективе необходимы действия по дальнейшему укреплению и развитию институциональных основ, поиску новых форм и способов привлечения инвестиций, созданию прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

  • повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
  • защите прав собственности и улучшению корпоративного управления;
  • развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
  • выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;
  • повышению эффективности управления государственной собственностью;
  • развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
  • развитию лизинга и проектного финансирования;
  • переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

[6, стр. 182].

Следует отметить, что  в прогнозируемый период предусматриваются  опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению  с динамикой ВВП. Расчеты показывают, что ежегодный темп прироста инвестиций в 2011 - 2015 годах в среднем составит 9 - 10 процентов.

В целом инвестиционно-структурная  политика должна быть гибкой и учитывать риски, связанные с возможными изменениями государственной, экономической, экспортно-импортной, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики

Информация о работе Инвестиции в РБ