Инвестиционная политика государства и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Содержание работы

1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение.
2. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.
3. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов.
4. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность.
5. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций.
6. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования .
7. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 


РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра: «Экономической теории»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По  дисциплине: Экономическая теория

На  тему: Инвестиционная политика государства

и ее характерные черты

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Специальности «Менеджмент»

Пенюшкина  Мария  Валентиновна

Научный руководитель:  д.э.н., профессор

Кадыров Диловар  Бахриддинович

 

Душанбе – 2010

Содержание

Ведение.

1. Понятие инвестиционной  политики государства и её значение.

2. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.

3. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов.

4. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность.

5. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций.

6. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования .

7. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Актуальность  курсовой работы связана в первую очередь с тем, что любой переход  государства к рыночной системе  экономических отношений порождает  множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в  основном занятых экспортом природных  ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или  “бегство капитала”.

Также является проблема привлечения  немалых средств населения, а  следовательно и восстановления доверия к государству.

Рассмотрим  инвестиционную политику государства  на примере России.

Все сказанное  выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.

 

 

 

 

Цели  работы:

1. Показать, что в настоящее время, государство (правительство, власть) - главный инструмент позволяющий реализовывать наиболее результативные меры инвестиционной политики.

2.  Проанализировать инвестиционную политику нашего государства начиная с посткризисного периода и заканчивая нашим временем. На основе данного анализа, попытаться привести собственные меры по обеспечению наиболее правильного инвестиционного курса в нашей стране

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Рассмотреть  основные проблемы инвестиционной  политики государства (в нашем  случае РФ) (т.е. финансово - инвестиционная  политика, состояние нормативно-правовой  базы, состояние регионов, условия(законодательные и правовые) в которых находились(ся) как, государственные, так и частные предприятия и т.д.)

2. В заключении  привести предложить правильные (на свой взгляд) решения проблем  в инвестиционной политике РФ.

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. Необходимость применения именно этих мер исходит из экономически благополучных стран, где видно, что финансовое благополучие страны напрямую зависит от правильной инвестиционной политики.

1.     Понятие инвестиционной политики  государства и её значение

Одной из форм экономической  политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование  всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем  виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную  деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это  понятие, охватывающее:

  1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).
  2. Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2. Финансовые (портфельные)  инвестиции, т.е. вложения в акции,  облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с  титулом собственника, дающим право  на получение дохода от собственности.

На сегодняшний  день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика  не имеет устойчивой тенденции к  росту и это обусловлено многими  причинами и в первую очередь  тем, что за годы реформ практически  была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Необходимо также постоянно наращивать объем инвестиций в производственные фонды, в следствии их высокого износа. Остро стоит проблема утечки национального капитала за рубеж. Нельзя забывать о наличие большой денежной массы у населения, которую необходимо активно использовать в инвестиционных процессах.

2. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.

Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой России, в современных условиях недостаточны.

Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному  выводу о неизбежности обеспечить решение  приоритетных задач инвестиционного  развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.

1). Условия усиления  роли государства в инвестиционной сфере. При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций. Вопрос о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. Примерные расчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличение инвестиций.

При анализе  данной проблемы возникает также  вопрос о критерии достаточности  инвестиций. В среденесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.

Между тем возможности  обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими  масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что это особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и “точечного инвестирования”, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная специфика  воздействует и на формы участия  государства в инвестиционной деятельности. Как отмечалось в рыночной экономике  роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

В условиях, создавшихся  в российской экономике, при ориентированности  инвестиционной стратегии в целом  на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер

2). Определение  стратегических приоритетов инвестирования. При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.

Инвестиции  в производство инновационной продукции  будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Высокую степень  приоритетности следует придать  эффективным программам развития жизнеобеспечивающих  отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного растущего дохода.

Важным условием эффективности государственной  инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки  производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономики условий, в том числе и институциональных.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее характерные черты