Инвестиционная политика государства и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Содержание работы

1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение.
2. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.
3. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов.
4. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность.
5. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций.
6. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования .
7. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

6. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования.

Совершенствование правового регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших  условий его активизации. Базисными  законами в области инвестиционной деятельности являются, как отмечалось, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ (Приложения 1, 2, 3). Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Между тем в  практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд  проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения  прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, Непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

Необходимо  законодательно определить пределы  административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной  жизни, создать эффективную систему  судебного рассмотрения хозяйственных  споров, перейти к использованию  нормативных методов регулирования экономики.

Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого  инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.

7.           Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции.

Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции на пространстве СНГ включает Конвенцию  о защите прав инвестора, цели которой - создание общего инвестиционного  пространства, гарантирующего возможность  свободного привлечения капиталов и обеспечение прав инвесторов, вкладывающих деньги в национальные экономики. Для обеспечения единства подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ подготовлен Паспорт инвестиционного проекта. Завершена работа по созданию пакета межгосударственных инвестиционных проектов стран Содружества.

Среди стратегических направлений — стимулирование инвестиционной деятельности организаций, которые  вкладывают средства в межрегиональные  программы развития. Одним из вариантов  страхования такого риска может стать создание межрегиональных льготных страховых Фондов, функционирующих в интересах предприятий и в значительной части пополняемых за счет средств региональных бюджетов, мобилизуемых при выпуске, к примеру, муниципальных долговых обязательств. С точки зрения инвестиционного обеспечения экономического и социального развития, в том числе промышленности (как известно на уровне регионов и областей гарантии кредиторов материализуются при наличии таких факторов как земля, недра, имущество предприятий и организаций), регионы оказались в сложном положении, что усиливает значимость межрегиональной интеграции. В реальной ситуации необходимо рассматривать приоритетные задачи межрегиональной интеграции, такие как укрепление финансовой самостоятельности регионов, предприятий и корпораций.

Укреплению  финансовой базы инвестиционной деятельности на региональном уровне может служить  передача в доходную часть бюджетов субъектов России и Казахстана определенной доли доходов от внешнеэкономической  деятельности. Однако важно обеспечить направление закрепленных за местными бюджетами налогов на финансирование не только текущих расходов, но и инвестиций.

Финансово-кредитная  политика должна гибко реагировать  на изменения в соотношении совокупного  спроса и предложения, прежде всего, на внутреннем рынке. Эффективное использование инструментов денежно-кредитной политики, такие как: дифференцированная реализация ставок рефинансирования банков, снижение реального уровня процентных ставок, снижение норматива обязательных резервов и др. От развития банковской сети в регионах зависит управление бюджетными и внебюджетными фондами, дополнительное привлечение финансовых ресурсов, формирование эффективного финансового рынка и развитие его инфраструктуры.

Взаимодействие  органов государственного управления, региональных банков и других институциональных структур в решении финансовых проблем по реализации совместных инвестиционных проектов позволит обеспечить сбалансированность финансово-кредитной политики и механизмов ее реализации, укрепить налогооблагаемую базу регионов и повысить эффективность инвестиционной деятельности. В области использования межрегиональных инвестиционных возможностей на пространстве СНГ в качестве первоочередных мер по его оптимизации могут быть:

1) разработка критериев государственной инвестиционной поддержки ограниченного числа наиболее нуждающихся, прежде всего, депрессивных районов, и действенного механизма ее предоставления;

2) взаимоувязка  межрегиональных инвестиционных  программ, разрабатываемых по единой методологии и служащих основой долевого финансирования перспективных проектов с подключением частного и иностранного капитала;

3) укрепление  финансовой базы инвестиционной  деятельности на территориальном  уровне за счет «закрепленных»  налогов и целевых инвестиционных трансфертов;

4) формирование  сети региональных и межрегиональных  инвестиционных банков и банковских  пулов с ориентацией на финансирование  инвестиционных программ развития регионов России.

Анализ показывает, что при имеющихся объемах  капиталовложений на первый план выдвигается проблема эффективности использования, как инвестиционных ресурсов, так и действующего производственного аппарата. Поэтому размещение инвестиционных заказов и предложений должно быть преимущественно на конкурсной основе через систему торгов. Установленные четкие процедуры торгов «делают» всю деятельность на торгах «прозрачной», доступной для контроля со стороны соответствующих государственных органов, владельцев предприятий, кредиторов и общественности, что создает заслон на пути неэффективного расходования средств и коррупции.

Торгово-экономическое  и инвестиционное взаимодействие зависит  от решения вопросов валютно- финансового  взаимодействия, в том числе положение  с налогом на добавленную стоимость  в рамках всего СНГ Как известно, в мировой практике существуют два принципа взимания НДС - по месту производства и по месту потребления. Первый принцип применяется, как правило, при налогообложении внутреннего производства и потребления, второй - во внешней торговле. Большинство стран, стимулируя свой экспорт (что способствует росту производства), освобождают его от всех косвенных налогов — таможенных пошлин, НДС и акцизов. При этом производителю, экспортирующему товар, производится возврат или зачет сумм налога, ранее уплаченных по приобретенным товарно-материальным ресурсам, используемым в производстве экспортируемого товара.

В торговле же с  дальним зарубежьем страны СНГ сразу  же начали применять международный  принцип взимания НДС — по месту  назначения. В условиях ограниченных оборотных средств у производителя, ему становится более выгодным торговать с дальним зарубежьем, чтобы не отвлекать свои средства на уплату налога в бюджет. Основной принцип должен предусматривать компенсацию потерь бюджетов в связи с возвратом налогов, ранее уплаченных в других странах Содружества. В развитых странах тоже берут НДС во внутреннем потреблении, но там уже устоявшаяся или развивающаяся экономика, насытившая свой внутренний рынок и осваивающая новые рыночные пространства. Здесь отсутствует вывоз сырья и стимулируется вывоз готовой продукции. Для России и Казахстана важно поднять свое производство, интенсивно его, инвестируя, завоевать свой внутренний рынок, без чего сложно перейти к устойчивому экономическому росту, его инвестиционному обеспечению.

Формирование  инвестиционного потенциала России, Казахстана и стран СНГ, становление  эффективного рынка взаимосвязаны  с оптимальным использованием системы  инструментариев денежно-кредитной  политики, способствующей:

1) оптимальной  реструктуризации задолженности предприятий;

2) сокращению  доли бонифицированных займов  и расширению базы государственного  регулирования;

3) поэтапной  трансформации преимущественно  краткосрочных кредитов в долгосрочные;

4) развитию денежного  рынка и рынка ценных бумаг.

Выбор индикаторов и инструментария может рассматриваться в совокупности таких механизмов, как рефинансирование коммерческих банков, дифференциация норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Дифференцирование норм обязательных резервов в зависимости от структуры банковских ресурсов представляет собой средство побуждения банков и консолидации денежных средств на долгосрочные проекты, а также может использоваться для нейтрализации негативных последствий движения процентных ставок при несовпадении целей внутренней и внешней денежно-кредитной политики.

Повышение ликвидности, сокращение норм обязательных резервов и увеличение рефинансирования расширяют  инвестиционные возможности кредитования экономики. К аналогичным последствиям может привести требующая постоянного мониторинга и корректировка политика воздействия на функционирование открытого рынка. Для этого государства СНГ должны выпускать ценные бумаги, формируя условия последующей кредитной экспансией. Однако в настоящие время все еще «блокируется» перелив капитала в реальный сектор экономики. Вместе с тем, процесс формирования эффективно функционирующей инфраструктуры рынка, в том числе в СНГ, создает объективные предпосылки для оптимального использования денежно-кредитного механизма стимулирования нового качества социально-экономического развития.

Заключение

Проанализировав данные аспекты можно сделать  только вывод. Решение многих проблем  во многом будет зависеть от принимаемых  мер по снижению инфляции; налоговой  политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии. Итак, сегодня инвестиции и инвестиционная политика являются ключом к выводу нашей экономики из сложившейся ситуации.

Для решения  проблем экономического роста, внедрения  новых технологий, обеспечения производства конкурентоспособной продукции необходима комплексная государственная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятной инвестиционной обстановки на территории России, в регионах и отраслях промышленного производства, существенно увеличит приток инвестиционных ресурсов в экономику и позволит обеспечить реализацию имеющихся в стране возможностей экономического роста.

Из всего  вышесказанного можно, также привести конкретные меры(далеко не все) для  решения поставленных целей:

  1. Разработать систему принципов финансово-инвестиционной политики, которая является стержнем развития экономики (например, научно и практически обоснованное привлечение, иностранного капитала, использование финансов стабилизационного фонда (в преобладании над иностранным капиталом) в качестве инвестиционных ресурсов отсюда (грубо) увеличение зарплаты бюджетников, удвоение ВВП и т.д.)
  2. Создание ориентиров для потенциальных инвесторов (например, Российский банк развития), ужесточить контроль за расходованием средств бюджета развития, а также определить приоритетные направления инвестирования
  3. Грамотное инвестирование высшего образования (с использованием экспертного метода оценки эффективности инвестиций в данную отрасль экономики, поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления высшим образованием и т.д.)
  4. Делать упор на развитее приоритетных направлений, крупных предприятий, для предприятий же малого и среднего бизнеса - необходимо найти места в цепочках крупных структур.
  5. Государственной поддержки инвесторов, связанная с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий
  6. Активная промышленная политика (определение приоритетных направлений и т.д.)
  7. Низкий и устойчивый валютный курс, восстановление же параллельности валютного курса рубля и инфляции на российском рынке может рассматриваться с помощью дополнительной, незначительной и контролируемой эмиссей.
  8. Денежно кредитная политика — например увеличение инвестиционного потенциала банков. Снижение доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота.
  9. Мобилизовать средства населения. Например - созданием системы гарантирования вкладов при осуществлении мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы.
  10. Налоговая политика (Снижение налога на прибыль, не взимать НДС с предприятий, работающих в инновационной и научно-технической сферах, освободить от НДС все операции научных и научно-образовательных учреждений различных организационно —правовых форм собственности, ввести льготы по налогообложению доходов научных работников, налоговые и инновационные кредиты по срокам предоставления должны иметь тесную связь со сроками реализации инновационного и инвестиционного проектов т.д.)
  11. Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.). Как можно дальше уйте от непредсказуемости и противоречивости в правой базе.
  12. Экономика РФ должна стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе (устранить неоднородное развитие регионов), так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы и соответственно на потоки средств иностранных инвесторов.
  13. Реструктуризация предприятий с разработкой технического и финансового анализа сценариев реструктуризации.
  14. Инвестиционная политика совместно со странами СНГ. Создание межрегиональных льготных страховых Фондов. Передача в доходную часть бюджетов субъектов России и Казахстана определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности. Эффективное использование инструментов денежно-кредитной политики, такие как: дифференцированная реализация ставок рефинансирования банков, снижение реального уровня процентных ставок, снижение норматива обязательных резервов и т. д. Взаимодействие органов государственного управления, региональных банков и других институциональных структур в решении финансовых проблем по реализации совместных инвестиционных проектов. Государства СНГ должны выпускать ценные бумаги, формируя условия последующей кредитной экспансией т.д.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее характерные черты