Инвестиционная политика государства и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Содержание работы

1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение.
2. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.
3. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов.
4. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность.
5. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций.
6. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования .
7. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В российской экономике  традиционно носителями конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочках крупных структур.

3.     Влияние государства на развитие инвестиционных проектов.

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующая предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъём коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Первым документом, регламентирующим порядок финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995).

В Методических указаниях были определены условия  участия инвестиционных проектов в  конкурсе, этапы его реализации и  проведения, функции федеральных  органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.

Новый порядок  финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право выбора формы участия государства в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:

* государственного  инвестиционного кредита со сроком  возврата в течении двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере ставки рефинансирования Банка России

* закрепления  в государственной собственности  части акций создаваемого предприятия,  реализуемых на рынке в течение  двух лет с начала получения  прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.

Начиная с 1997 г. получили развитие новые подходы в области государственной  поддержки инвесторов, связанные  с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием бюджета развития.

Сертификация проекта  позволяет проводить аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с  зарубежными инвесторами показывают, что проведение сертификации значительно  повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.

4. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность.

Исключительное значение на приток прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в российскую экономику оказывает  политика валютного курса рубля, проводимая в стране в последние  полтора десятилетия. При этом влияние  данного фактора многогранно отражается как на мотивации зарубежных инвесторов, так и на эффективности привлечения ПИИ с позиций российской стороны.

Несмотря на декларированный  т.н. «плавающий» режим курсообразования, на самом деле действующую систему  установления курса рубля можно характеризовать как «гибкую фиксацию», поскольку роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая.

Если рассмотреть динамику движения валютного курса рубля  и цен на внутреннем российском рынке, то выявляется явно выраженная не параллельность развития этих двух параметров. При сохраняющемся или даже укрепляющемся курсе рубля внутренние цены, выраженные в тех же рублях, растут с годовыми темпами как минимум 18-20%, что ухудшает ценовую конкурентоспособность экспорта.

Необходимо подчеркнуть, что к началу 2000-х голов, завышенным курс рубля был не по отношению к паритету покупательной способности — в этом смысле курсовая оценка рубля на всем протяжении существования самостоятельной России оставалась как раз заниженной. «Завышенность» валютного курса рубля возникала потому, что поступательно уменьшалась степень его заниженности по сравнению со значением ППС, и фактический курс постоянно сближался с данным значением.

При таких обстоятельствах  экономисты, разделявшие представление о возникшей переоценке рубля, выступали за существенное снижение его уровня. При этом они рассматривали такую меру не столько в контексте потребностей текущей валютной политики, сколько в качестве одного из компонентов стратегии привлечения ПИИ и экономического роста.

Одним из двух подходов является ориентация на обеспечение в качестве главного приоритета максимально возможной  устойчивости, или даже фиксирование, номинального валютного курса рубля, то есть, условно говоря, на «сильный рубль». Этот подход предполагает последовательное сближение обменного курса рубля со значением паритета покупательной способности и направлен главным образом на противодействие инфляционным процессам, использование валютного курса в качестве «номинального якоря инфляции».

Мы же полагаем, что использование  валютного курса в современных  условиях способствует отставанию изменения  валютного курса от динамики изменения  показателей инфляции на внутрироссийском рынке со всеми вытекающими последствиями, противодействующими развитию экспорта и импортозамещения, ухудшающими ценовые факторные условия притока ПИИ в российскую экономику.

Согласно другому подходу, основным ориентиром валютной и всей макроэкономической политики должна быть динамика реального валютного курса  рубля. Сторонники этой политики опасаются, что в случае дальнейшего укрепления рубля в реальном выражении Россия полностью утратит те курсовые конкурентные преимущества, которые она обрела в результате девальвации 1998 г. В основе данного подхода лежит представление: Россия, как и другие страны, которым приходится осуществлять политику активного привлечения ПИИ в рамках политики «догоняющего развития», в течение определенного времени не может позволить себе поддерживать номинальный курс рубля на уровне, близком к паритету покупательной способности. Необходимым условием обеспечения приемлемой степени конкурентоспособности национальной продукции является такая ситуация, при которой значение номинального курса доллара к рублю значительно превышало бы соотношение этих валют по ППС.

Данные международных  сопоставлений показывают, что для  стран с экономикой переходного  типа и формирующимися рынками в  том числе для целей привлечения  ПИИ типичным является превышение рыночного  курса доллара США к национальной валюте над ППС в два и более раз, обусловленное низкой привлекательностью национальной валюты в качестве финансового актива. При этом соотношение «курс/ППС» на уровне двух (своего рода порогового значения данного показателя с точки зрения международной конкурентоспособности) наблюдалось во второй половине 90-х годов у таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Мексика и ряд других.

Рост значения как минимум  параллельного инфляции валютного  курса связан с существенным расширением  на мировом рынке значения ценовой  конкуренции по мере роста интернационализации производства и либерализации международной торговли. Отмена количественных ограничений и повсеместное снижение тарифных барьеров объективно повышают роль альтернативных инструментов защиты и стимулирования национального производства. Важнейшим среди них является валютный курс.

При этом речь не идет о намеренно  заниженном курсе национальной валюты. Более того, многие экономисты не считают  понижение курса валюты лучшим способом повышения конкурентоспособности  хозяйства и его международной ликвидности. Однако в последние годы начинает преобладать точка зрения о пользе относительно низкого и устойчивого валютного курса, который характеризуется как «наиболее эффективный инструмент промышленной политики»

Низкие темпы  инфляции и умеренный уровень ссудного процента превратились в еще один важный фактор роста конкурентоспособности. Ценовая конкурентоспособность и особенно уровень инфляции оказываются и важными элементами инвестиционной привлекательности. По мнению некоторых исследователей проблем ПИИ подтверждается гипотеза о том, что в крупных странах иностранный капитал является не столько фактором, сколько индикатором успешного экономического роста и дополнением к нему.

Итак, исключительное значение на приток ПИИ в российскую экономику оказывает политика валютного курса рубля, влияние которой многогранно отражается как на мотивации зарубежных инвесторов, так и на эффективности привлечения ПИИ с позиций российской стороны. Ухудшение условий для национального экспорта через неблагоприятную динамику валютного курса рубля одновременно означает ухудшение перспектив импортозамещения в т.н. торгуемых отраслях и сокращение доли российских производителей на внутреннем российском рынке.

Относительно  низкий и устойчивый валютный курс можно считать одним из наиболее эффективных перспективных инструментов российской промышленной политики и устойчивого экономического роста. Одним из инструментов восстановления параллельности валютного курса рубля и инфляции на российском рынке может рассматриваться дополнительная незначительная и контролируемая эмиссия.

5. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций.

Обеспечение устойчивого  инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетаризации  экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.

Рост монетаризации  экономики может достигнут путем  ограничения денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности  её инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводиться только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь — обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетаризации реального сектора российской экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором.

Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становиться недостаточным для того чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту — уменьшается.

Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Создание механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один — собственные средства предприятий. Роль кредитной сферы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции в настоящее время незначителен.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее характерные черты