Инвестиционный климат в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Причины обостренного внимания к проблематике улучшения инве¬сти¬ци¬онного кл謬¬¬мата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, биз¬несменов и всех, кто хо¬тя бы в малой степени интересуется будущим рос¬сий¬ской эко¬но¬мики не на обывательском уровне, а с попытками понимания про¬исходящего, казалось бы, достаточно очевидны. Тем не менее, в целях анализа этой про¬бле¬ма¬ти¬ки такие при¬чи¬ны следует указать с дол¬ж¬ной опре¬де¬ленностью. Конечно, страна находится в труд¬ном эконо¬ми¬че¬ском пло¬жении, пер¬¬спек¬ти¬вы выхода из него неясны, это рез¬ко конт¬ра¬сти¬рует с тем, что советские люди привыкли

Файлы: 1 файл

ИнвестклиматПереработ..doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

5) Коррупция  и теневая экономика. Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание «крыш» и пр. составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики» по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных коров вполне достаточно. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

6) Судебная  система. По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства,  плохой работы органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно применения законов.

7) Банковская  система. Через банковскую систему в России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного капитала, в Центральной и Восточной Европе – уже 30 %. Можно без преувеличения сказать, что в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом очертаний.

 

6. Заключение.

Проблема улучшения инвестиционного  климата в России имеет ярко выраженный системный характер, трудно назвать  область или аспект нашей политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы существенного отношения к этой проблеме. Но системная проблема требует для своего эффективного решения системной разработки соответствующей программы, различные элементы которой должны быть четко скоординированы, а выполнение – строго контролироваться. Конечно, нередко полагаются на естественный ход событий (под которым обычно понимают действие стихийных рыночных сил) в надежде, что постепенно все само собой образуется. Такая «стратегия» вряд ли допустима для России, потери которой в экономической сфере стали фактором социальной неустойчивости и при дальнейшем нарастании могут привести к развалу государства.

Конкретные проблемные узлы, направления, в которых необходимы изменения, факторы, действие которых должно быть ослаблено, – в целях обеспечения в России благоприятного инвестиционного климата – указаны выше. Естественно, этот анализ не является исчерпывающим, тем более, не завершается программой действий. Вот основные выводы из него, а также дополнительные замечания.

1. Улучшение инвестиционного климата  и обеспечение шагов к экономическому процветанию – практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста. Соответственно, и получение инвестиционного рейтинга не может рассматриваться как первоприоритетная цель, поскольку ее достижение совсем не обязательно повлечет за собой серьезные позитивные сдвиги в экономике.

2. Задача «поворота» образующегося  в стране капитала от вывоза  к инвестициям внутри страны должна рассматриваться как первоочередная, поскольку условия ее решения проще, чем любых иных аспектов проблемы улучшения инвестиционного климата. Следующий этап – возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала. Только после того как возвратный поток будет существенным и стабильным, можно надеяться на приход в страну значимых прямых инвестиций из-за рубежа на приемлемых условиях.

3. Ключевое значение для переориентации  российского капитала на инвестирование в России имеет совместная работа государственной власти и бизнеса над этой проблемой. Фактически речь идет о согласовании интересов государства как представителя всего населения и интересов бизнеса. Эти интересы не противоположны, как представляется многим, даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном же они в настоящее время достаточно близки и потому согласуемы. Важное тому свидетельство – резкое сокращение бегства капитала из России в 2002 году. Крупный бизнес стал систематически заниматься стратегическим планированием, а это неизбежно заставляет смотреть на государство как на партнера, а не как на «фон», «создателя препятствий», «неизбежное зло» и пр.

4. Совместная работа государственной  власти и бизнеса должна обрести  четкий регулярный характер. Своим предметом она должна иметь прежде всего налоговую, банковскую и судебную реформы, вложения в инфраструктуру и в человеческий капитал, а также и все остальные вопросы, существенные для проблемы инвестиционного климата в России.

5. Крупный бизнес, безусловно, осознает  необходимость такой совместной работы. Проявленная в начале 2003 года инициатива «олигархов» по принятию обязательства «жить без коррупции» – проявление такого понимания (хотя и несколько неуклюжее). Хотя по качеству управления российскому бизнесу (даже крупному) еще довольно далеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе, чем российская государственная власть, к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому, что сосредоточил в своем менеджменте гораздо более квалифицированные и умелые кадры, чем сейчас имеются в органах исполнительной и представительной власти.

6. Инициатива по совместной деятельности  бизнеса и государственной власти  по решению проблем улучшения  инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить от  бизнеса. РСПП формально мог  бы выступить с этой инициативой, предложив свое понимание проблемы, постановку цели работы и схему ее организации.

 

 

 

1 Такое исключение, в частности, произошло в октябре 2003 г., когда одно из трех ведущих МРА, а именно, Moody’s Investors Service, повысило кредитный рейтинг России на две позиции (т.е. подняло его до инвестиционного), однако другие МРА не приняли аналогичных решений (см. об этом ниже)..

2 Как и во многих других ситуациях, которые приходится рассматривать в связи с проблемой инвестиционного климата, попытки оправдать или хотя бы объяснить те или иные конкретные негативные обстоятельства фактически оказываются «переводом стрелки» на не менее серьезные возражения. Так, заявления о том, что на первых этапах приватизации нарушения соответствующего законодательства имели массовый характер, лишь подчеркивают не только слабость законодательства, но и неспособность исполнительной власти обеспечивать, а прокуратуры – контролировать его исполнение, и, соответственно, судебной системы – вершить правосудие в случае нарушения законов.

3 В последние месяцы 2003 года усилились сомнения западных аналитиков (и ряда общественных политиков) в том, что политическая стабильность в том варианте, который осуществляется в России, является полностью положительным фактором. Основанием для своих сомнений эти аналитики называют ослабление оппозиции (а ее различимый голос, слышимый властью, - необходимое условие политического устройства, отвечающего парадигме западной демократии), которое происходит, естественно, на фоне укрепления, расширения и консолидации пропрезидентских партий, имеющих неясные стратегические установки и экономических программ, размытую и неопределенную идеологию.


Информация о работе Инвестиционный климат в России: проблемы и перспективы