Инвестиционный кризис в России: причины, особенности и основные пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения: иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения; иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.
Исходя из положений второй точки зрения, делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России).

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы проблемы формирования инвестиций и их использования
1.1. Сущность, виды инвестиций, их классификация
1.2. Основные предпосылки формирования инвестиционного кризиса
1.3. Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
II. Инвестиционный кризис в современной России
2.1. Истоки современного инвестиционного кризиса в России
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе
III. Основные направления выхода из инвестиционного кризиса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)
  1. Слабые инвестиционные возможности государства:

• мизерность федерального бюджета и средств, выделяемых на инвестирование;

• слабость макроэкономической и институциональной политики государства, которое не предоставляет услуг, адекватных средствам, затрачиваемым  на его содержание; 

• избыточный объем нерыночного  сектора экономики: значительная часть  доходов поступает населению  в виде различных льгот и пособий. 

  1. Крайне слабо проработаны механизмы обеспечения и организации, нормативного регулирования и контроля деятельности хозяйствующих субъектов на каждой стадии процесса инвестирования: 

• предложение ресурсов, накопленных в виде сбережений, и  спрос на инвестиционные средства лишь с большим трудом могут «встретиться»  друг с другом, Средства, которые  могут стать инвестициями, есть, но довести их до предприятий некому; 

• Министерство финансов РФ не имеет программы аккумулирования  денежных средств населения для  направления в реальный сектор экономики; 

• отсутствуют механизмы  для инвестирования экономики и  обеспечения экономического роста  на базе внутреннего потенциала, не развита финансовая инфраструктура; 

• отсутствует перелив  финансов между отраслями экономики.

  1. Общая слабость действующей нормативной базы, существенно увеличивающая инвестиционные риски: 

• недостаточность гарантий прав собственности, низкий уровень  их защиты. Недостаточность уровня защиты прав кредиторов; 

• коррумпированность судебной системы;

• недоработанность законодательства о банкротстве;

• недоработанность налогового законодательства: например, имеет  место обязанность предприятия, реализующего инвестиционный проект, платить налоги еще до того, как  оно получит готовую продукцию, выпущенную объектом инвестирования. 

  1. Суммарное воздействие совокупности факторов, препятствующих банковским инвестициям в основной капитал: 

• высокий уровень инфляции;

• отсутствие реальных возможностей обеспечения или эффективного контроля целевого использования заемщиками выделенных им средств; 

• недостаточная капитализация  большинства банков, во многом связанная  с их «карманностью»: собственники, опасаясь утратить контроль за банками, препятствуют увеличению уставного  капитала за счет средств новых акционеров (членов), препятствуют слиянию с  другими банками. Это значительно  сокращает возможности осуществления  кредитования; 

• невозможность адекватно  оценивать и минимизировать кредитные  риски в России. Существуют объективные  проблемы с оценкой кредитоспособности заемщиков, которая трудоемка и  занимает недопустимо много времени  вследствие недостаточной транспарентности финансовой отчетности и отсутствия надежного рейтингового источника; 

• отсутствие комплексной  программы гарантирования долгосрочных инвестиций;

• сложности с привлечением долгосрочных кредитов. Вследствие этого  доля долгосрочных кредитов предприятиям в общем объеме кредитования остается невысокой — всего 11%; 

• нежелание банков брать  на себя кредитные риски, так как  их главной задачей является обслуживание счетов акционеров, которые в любой  момент могут востребовать денежные средства; 

• банки непрозрачны, вследствие чего понять, каковы реальные, а не «нарисованные» активы и, следовательно, какие риски  способен принять на себя тот или  иной банк, просто невозможно; 

• среди всего многообразия моделей российского банковского  бизнеса практически отсутствует  базовый тип банков, основной задачей  которого является трансформация сбережений в инвестиции. 

  1. Проблема низкой инвестиционной привлекательности объектов инвестирования, являющаяся результатом воздействия следующих факторов: 

• слабая долговременная устойчивость российских производителей товаров  и услуг в условиях открытой экономики  связана со значительным отставанием  по двум базисным факторам конкурентоспособности: производительность труда составляет четверть от уровня США, а энергоемкость  экономики втрое превышает американский уровень; 

• острый дефицит грамотно разработанных инвестиционных проектов;

• недостаточность потребительского спроса на продукцию из-за низкой платежеспособности населения; 

• низкий уровень корпоративного менеджмента;

• ограничения, связанные  с нехваткой персонала, небольшим  количеством свободных производственных мощностей; 

• падение рентабельности в отраслях обрабатывающей промышленности и соответствующее сворачивание инвестиционной активности вследствие роста цен на тарифы естественных монополий, который существенно  превышает темпы инфляции. 

  1. Недостаточные объемы российского финансового рынка, на котором явно преобладают «короткие» операции.

Приведем рекомендованные  известными аналитиками и экономистами пути решения обозначенных выше проблем. 

1. Необходима создать  стимулы гарантии для привлечения  своих денег в свою экономику. 

2. Необходимо создать  механизм перетока денег из  сырьевых отраслей в отрасли  высокотехнологичные. Предложены  два таких механизма: первый  — изъятие природной ренты  через налог на дополнительный  доход и экспортной пошлины  с последующим вложением этих  денег в программу структурной  перестройки и модернизации экономики  через бюджет развития и банки  развития; второй — развернуть  денежно-кредитную политику Банка  России в направлении кредитования  банков развития. 

3. Необходимо придерживаться  основного принципа рынка, который  заключается, в свободном перемещении  денег, товаров и услуг. Для  этого необходимо развивать посредничество. В частности необходимы качественные  посреднические механизмы, обеспечивающие  связи между имеющимися ресурсами  и желающими их инвестировать. 

4. Нужен механизм трансформации  сбережений в инвестиции. А именно - реформирование банков и финансовой  инфраструктуры в целом. В этой  связи могут быть реализованы  следующие шаги:  • законодательное  и нормативное обеспечение процедуры  упрощенного предоставления кредита  малым предприятиям;  • введение  субсидирования процентной ставки  по кредиту за счет средств  областных бюджетов;  • гарантирование (страхование) банковских вкладов  наряду с усилением правовой  защиты инвесторов;  • государство  должно установить для банков  четкие правила Вхождения в  те или иные проекты на синдицированной  основе, что увеличит объемы кредитования  инновационных проектов. Это может  быть реализовано путем создания  специализированной небанковской  кредитной организации, которая  занималась бы образованием синдикатов, не имея права ведения текущих  и расчетных счетов. 

5. Необходимо создание  долгосрочных институциональных  стимулов для региональных и  местных органов власти в проведении  ими структурных реформ и создании  благоприятного инвестиционного  климата. 

6. Предложен механизм  минимизации политических рисков  через аппарат полномочных представителей  Президента РФ в федеральных  округах посредством создания  окружных инвестиционных агентств. 

7. Необходимо существенно  увеличить долю государственных  расходов в ВВП, как это сделали  правительства развитых стран,  выделив дополнительные бюджетные  средства на создание современной  транспортной, энергетической и  телекоммуникационной инфраструктуры, на развитие науки и технического  прогресса, а также на осуществление  государственной поддержки приоритетных  отраслей путем предоставления  госгарантий по кредитам. 

8. Необходимо разрешить  свободное перемещение капитала, включая вывоз прибыли, в совокупности  с активизацией процесса развития  свободных экономических зон. 

9. Предложено провести  валютный заем для целей промышленного  развития.

10. Предложен особый порядок  налогообложения — концепция  инвестиционных счетов для населения.  Средства, зачисленные на такие  счета, предназначены для инвестирования  в определенные секторы экономики.  Предусмотрено исключение этих  средств, включая доход от осуществленных  инвестиций, из налогооблагаемой  базы, а подоходный налог будет  уплачиваться только при выводе  средств.  Таким образом, в основе  процесса поиска эффективных  способов активизации притока  инвестиций в основной капитал  не могут лежать разрозненные, индивидуальные полумеры. Вопрос  сложен, он не имеет простых  решений. Поэтому в целях выработки  конкретных и.надежных мер, направленных  на преодоление сложившегося  инвестиционного кризиса в реальном  секторе экономики, следует применить  системный подход, заключающийся  в комплексном решении обозначенных  проблем.  Решить задачу массированного  увеличения-инвестиции, в реальный  сектор экономики в рамках  сложившейся модели инвестиционной  деятельности, которая характеризуется  примитивностью и неэффективностью, проблематично. Для оживления инвестиционной деятельности необходимо замкнуть кругооборот финансовых средств предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов на национальной экономике, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Привлечение в  широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долго-временные  стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в  основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала.

Проблеме повышения  инвестиционной привлекательности  российской промышленности уделяется  в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы  к решению данной проблемы очень  ограничены и предполагают исключительно  политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие  законы», которые привлекут потенциальных  инвесторов. К сожалению, данная точка  зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов  повышения инвестиционной активности.

России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Власова М. А. Причины и пути преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе Российской экономики // Вопросы экономики. – 2005. - № 36. – с. 57 – 62.
  2. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. - 2000. - № 1.
  3. Глазьев С. Российский экономический журнал. -2000. - №5/6. – с.10.
  4. Кушлин В. Задачи экономического роста // Экономист. - 2001. - № 11.

 


Информация о работе Инвестиционный кризис в России: причины, особенности и основные пути преодоления