История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Классическая школа относится к числу зрелых направлений
экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических
учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика и этапы развития классической школы политической экономии…………………………………………………………..5
2. Зарождение классической политэкономии в Англии. Экономическое учение У. Петти…………………………………………………………………...7
3. Зарождение классической политэкономии во Франции……………16
3.1 Экономическое учение Пьера Буагильбера…………………………18
3.2 Экономическое учение Ричарда Кантильона………………………22
3.3 Экономическое учение Кенэ…………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЭК. УЧЕНИЙ.docx

— 89.21 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика  и этапы развития классической  школы политической экономии…………………………………………………………..5

2. Зарождение классической политэкономии в Англии. Экономическое учение У. Петти…………………………………………………………………...7

3.  Зарождение классической  политэкономии во Франции……………16

3.1 Экономическое учение Пьера Буагильбера…………………………18

3.2 Экономическое учение Ричарда Кантильона………………………22

3.3 Экономическое учение Кенэ…………………………………………23

Заключение………………………………………………………………...29

Список используемой литературы……………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Классическая школа относится  к числу зрелых направлений 
экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических 
учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Своего наивысшего развития классическая буржуазная политическая 
экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита (1723-1790) и 
Давида Рикардо (1772-1823). Научные идеи классической школы, 
представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией. В этот период Англия являлась самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю.

Капиталистические отношения  получили в Англии большое развитие. 
Здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, 
буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. 
Как указывал Маркс, развитие политической экономии шло в ногу с 
реальным развитием противоречий, свойственных буржуазному обществу. 
Буржуазная политэкономия могла оставаться научной до тех пор, пока 
противоречия и классовая борьба находились еще в неразвитой форме. Этим 
пределом явилась эпоха Д. Рикардо и С. Сисмонди. В последующий период в 
связи с усугублением противоречий капитализма происходит упадок 
классической школы, а в 30-40-е годы XIX в. она окончательно уступает место вульгарной буржуазной экономии, которая господствует в капиталистическом мире и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  и этапы развития классической  школы политической экономии.

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные  исследования проблем экономики  свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым  условиям хозяйствования, требующая  снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.

С развитием мануфактурного производства возникли новые источники  прибыли, промышленный капитал вышел  на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики  «классической школы» основным предметом  своего исследования объявили сферу  производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального  богатства.

До сих пор экономическая  наука использует термин «классическая  политическая экономия», а в любом  серьезном исследовании истории  экономической мысли этой школе  уделяется большое внимание. Впервые  понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического  периода с именами У. Петти  и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. Однако в современной  экономической литературе преобладает  расширительная трактовка, согласно которой  хронологические рамки этого  периода гораздо шире. В число  «классиков» входят имена таких  экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести  и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками» [8, С.116].

Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в  определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для  последователей. С определенной долей  относительности можно выделить основные этапы в развитии классического  направления [8, С.84].

Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое объяснение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго.

 С именем великого  английского экономиста А. Смита  связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений.

Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др.   

Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.

 

 

2. Зарождение классической политэкономии в Англии. Экономическое учение У. Петти

 

Середина и вторая половина XVII в. были очень важным периодом в истории Англии. В это время Англия вступила в борьбу за лидерство с главенствующей тогда в европейской торговле Голландией. Одним из методов этой борьбы было развитие собственного мануфактурного производства. В начале XVIII в. борьба была успешно завершена, и Англия надолго стала мировым экономическим лидером. В политической сфере тот же период - время буржуазных революций, в результате которых Англия стала конституционной монархией. Экономический подъем сопровождался развитием науки. В середине XVII в. в Англии было создано Королевское общество - первая академия наук нового времени. Все эти причины содействовали тому, что именно в Англии зародилась классическая политическая экономия.

Родоначальником классической политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687), врач по образованию. В  его работах «Трактат о налогах  и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682) наряду с элементами меркантилизма формировались уже новые теоретические положения[5, С. 46].

Уильям Петти (1623-1687) - основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е гг. XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти - «отец политической экономии гениальнейший и оригинальнейший исследователь - экономист».

Он родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве в годы учебы в  городской школе изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись юнгой  на корабль. Уже через год волею  случая из-за перелома ноги был высажен  с корабля на ближайшем берегу, которым оказался север Франции. На чужбине, благодаря знанию латыни, юный У. Петти был принят в Канский  колледж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. В колледже он овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией.

Возвратившись в 1640 г. по окончании  колледжа в Лондон, У. Петти не терял  надежды продолжить свое образование. Зарабатывая на жизнь черчением  морских карт, а затем службой  в военном флоте, спустя три года 20-летний У. Петти покинул Англию для изучения медицины за границей. В Амстердаме и Париже прошли первые четыре года учебы, которую необходимо было сочетать с различными побочными заработками. Завершил медицинское образование У. Петти все же на родине, проучившись еще три года в Оксфордском университете.

В 1650 г. в 27 лет У. Петти  получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год  неожиданно для многих принял предложение  занять должность врача при главнокомандующем  английской армией в Ирландии, и  с этого времени жизнь скромного  медика кардинально изменилась. Проявив  завидную предприимчивость, по подсчетам  самого У. Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. ф.ст. за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У. Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.

 

Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У. Петти. В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У. Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и др., в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов[5, С. 50].

Предметом изучения в отличие  от меркантилистов Петти избрал сферу производства. Методологической особенностью была апелляция к «естественным» законам экономики.

 

Основные теоретические  положения

Теория богатства  и денег

В отличие от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать» [6, С. 54].

Для увеличения богатства  страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением  необходимо ввести денежные штрафы, а  «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитие данной мысли  У. Петти обращает внимание на бессмысленность  и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства  равносильно, по его словам, запрету  ввоза в страну импортных товаров. Деньги Петти не считал богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот, указывая, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, «противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы». В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения[5, С. 51]. Он ввел понятие денежной массы, необходимой для страны. В качестве главной функции денег он выделял средство обращения.

Однако в то же время  очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же - У. Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М. Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Информация о работе История экономических учений