Изучение экономической теории как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и методологию экономической теории, раскрыть то, какие теоретические основы могут быть использованы в анализе хозяйственной практики. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Проследить основные этапы развития экономической науки;
Определить предмет экономической теории;
Рассмотреть школы экономической теории;
Изучить методологию экономической теории;
Рассмотреть, как используются основы экономической теории в анализе хозяйственной деятельности предприятий.

Содержание работы

Ввeдeниe.............................................................................................................3
Прeдмeт экoнoмичeскoй тeoрии.......................................................................5
Вoзникнoвeниe и oснoвныe этaпы рaзвития экoнoмичeскoй нaуки............................................................................................................5
Прeдмeт иccледования экoнoмичeскoй тeории…...................................9
шкoлы экoнoмичeскoй тeoрии................................................................12
Метoдология эконoмической теoрии…………………………………..........18
2.1 Мeтодoлoгия, кaк нaука экономическoй теoрии………................18
2.2 Экономические модели ………………………...…………………..27
Эконoмическая теoрия в анализе хoзяйственной деятeльности прeдприятий…………………………………………………………………...29
Зaключение........................................................................................................34
Список литературы..........................................................................................36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Ввeдeниe.............................................................................................................3

  1. Прeдмeт экoнoмичeскoй тeoрии.......................................................................5
    1. Вoзникнoвeниe и oснoвныe этaпы рaзвития экoнoмичeскoй нaуки............................................................................................................5
    2. Прeдмeт иccледования экoнoмичeскoй тeории…...................................9
    3. шкoлы экoнoмичeскoй тeoрии................................................................12
  2. Метoдология эконoмической теoрии…………………………………..........18
    1. 2.1  Мeтодoлoгия, кaк нaука экономическoй теoрии………................18

    • 2.2  Экономические модели ………………………...…………………..27
  1. Эконoмическая теoрия в анализе хoзяйственной деятeльности прeдприятий…………………………………………………………………...29

Зaключение........................................................................................................34

Список  литературы..........................................................................................36

 

Введение

Актуальность  темы курсовой работы "Предмет и методология экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом  к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Человечество проявляло  всегда большой интерес основам  управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победы капитализма над феодализмом.

Экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, и для этого она должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Объект данной работы – изучение экономической теории как науки.

Предметом курсовой работы является экономическая теория.

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и методологию экономической теории, раскрыть то, какие теоретические основы могут быть использованы в анализе хозяйственной практики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Проследить основные этапы развития экономической науки;
  2. Определить предмет экономической теории;
  3. Рассмотреть школы экономической теории;
  4. Изучить  методологию экономической теории;
  5. Рассмотреть, как используются основы экономической теории в анализе хозяйственной деятельности предприятий.

Для выполнения курсовой работы были использованы методические пособия,  книги по методической литературе и  глобальная информационная сеть Интернет.

 

1.Предмет экономической теории

    1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки  следует искать в учениях мыслителей древнего мира и законах правителей крупных государств.

В Китае  экономические теории нашли отражение  в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию.

Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “для данной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10%”.

Древнегреческий мыслитель Ксенофонт  отразил  в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а, говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей.

Другой  древнегреческий философ – Платон  останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.

Аристотель, будучи самым крупным идеологом  рабовладельцев Древней Греции, признавал  “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был  за справедливый обмен, впервые выделив  меновую стоимость: “5 лож = 1 дому или денежной сумме”.

В истории  экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая.

Катон Старший  защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход  за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток  над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке  вывести из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали  ограничить крупное землевладение  и упрочить положение разорившихся крестьян.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Русская экономическая  мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования  Древнерусского государства (9 в.). Созданная  тогда “Русская правда” защищает формирующееся феодальное землевладение.

Одним из видных деятелей периода конца 17 - начала 19 века был Вильям Петти. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить ее величину.

Рента, по мнению Петти, - это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без  учета издержек производства. Прибыль  Петти отдельно не рассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажа права на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (без ссудного %).

Становление экономической мысли Франции  данного периода связано с  идеями Пьера Буагильбера и Франсуа  Кенэ. Буагильбер во Франции, как Петти  в Англии, развивал теорию трудовой стоимости, но иначе. Он игнорировал  денежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем.

Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства. Кенэ так же доказывал, что при обмене равноценных вещей богатство не создается и прибыль не возникает, поэтому он искал прибыль вне сферы обращения.

Во второй половине 18 века в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.

Смит  рассматривал человечество как некий  союз по обмену видами труда. В одной  из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.

В своей  теории трудовой стоимости Смит разграничил  потребительную и меновую стоимости  товара. Он утверждал, что стоимость  должна выражаться в меновой стоимости  товара или в деньгах. Смит также  понимал, что величина стоимости  определяется не фактическими, а средними затратами, которые необходимы при данном развитии общества. Он установил, что естественная цена – это денежное выражение стоимости, а так же положил начало исследованию факторов (т.е. спроса и предложения), вызывающих отклонение цен от стоимостей. Смит говорил о прибыли, что из добавленной трудом и определяемый количеством этого труда стоимости товара наемному рабочему достается в виде зарплаты лишь некоторая его часть. Остальное – это прибыль предпринимателя, которую тот дробит на земельную ренту, ссудный % и предпринимательский доход. Он определил прибавочную стоимость как разницу между добавленной стоимостью и зарплатой. Позднее Смит рассматривал прибыль как составную часть цены товара.

Важно, что  Смит разделял валовой и чистый доход  жителей страны, понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Чистый доход – это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость.

Продолжателем учения А. Смита являлся Давид  Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров.

Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала.

 

 

1.2 Предмет исследования экономической теории

Предмет экономической теории менялся  по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем — экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.

Во времена  классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.

Марксистская  политическая экономия уточнила предмет  экономической теории, с одной  стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую — отношения собственности на средства производства — с классовых позиций.

Предметом современной экономической теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей.

Для более  полного представления о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.

Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.

Информация о работе Изучение экономической теории как науки